Судья Шахова К.Г. Дело № 7п-83/2022
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 21 апреля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н., рассмотрев дело по жалобе Бердниковой Н. И. на постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бердниковой Н. И., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года Бердникова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Бердникова Н.И. просит постановление судьи отменить, считая его незаконным.
Бердникова Н.И. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела № 5-1-105/2022 по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ).
В силу статьей 6, 15, 16 указанного закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране, включаются в единый государственный реестр.
Согласно пункту 8 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
На основании подпунктов 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия владелец объекта культурного наследия обязан не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании полученного в установленном статьей 45 названного закона порядке задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия,
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, на что прямо указано в пункте 9 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
В силу пунктов 1, 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ на владельца объекта культурного наследия возлагается обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.
Статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлена обязанность уполномоченного государственного органа выдавать законному владельцу объекта культурного наследия охранное обязательство, которым устанавливаются, в том числе требования к сохранению объекта культурного наследия, к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 47.6 названного закона определено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия. В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи.
Из совокупного толкования приведенных положений закона следует, что обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в законе требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 статьи 16.1, статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, уведомления и охранного обязательства.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Бердникова Н.И. является собственником 1/10 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 16 января 2015 года.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» «Дом жилой», конец X1X века, расположенный по указанному адресу, принят на государственную охрану как памятник регионального значения.
Приказом Минкультуры России № 9137-р от 15 октября 2015 года данный объект культурного наследия регионального значения зарегистрирован в реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера <№>.
Сведения в Единый государственный реестр недвижимости об указанном объекте культурного наследия внесены 15 октября 2015 года.
Как следует из материалов дела, на основании задания министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 11 ноября 2021 года № 21 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по адресу: <адрес>. В ходе проведения мероприятий по контролю сотрудниками отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл 10 ноября 2021 года в 11 часов 20 минут зафиксировано, что на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», конец XIX века, проведены работы без согласования с Минкультуры Республики Марий Эл, в результате чего изменен внешний архитектурный и исторический облик объекта культурного наследия, нарушено его визуальное восприятие, отсутствуют информационные обозначения, о чем составлен отчет от 6 декабря 2021 года,
12 января 2022 года в отношении Бердниковой Н.И., являющейся одним из собственников дома по адресу: <адрес>, консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, по факту допущенных нарушений требований пункта 1 статьи 33, подпункта 3 пункта 1 статьи 47.3, пункта 1 статьи 27, пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Бердниковой Н.И. к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
При рассмотрении дела по жалобе на постановление судьи установлено, что уведомление в порядке пункта 8 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ и охранное обязательство в соответствии со статьей 47.6 названного закона собственнику не направлялись.
На момент регистрации права собственности Бердниковой Н.И. на объект недвижимости сведения в Едином государственном реестре недвижимости об отнесении жилого дома к объекту культурного наследия отсутствовали.
При регистрации указанного объекта культурного наследия в реестре Министерством культуры России в 2015 году выполнена фотография, из которой усматривается, что работы по изменению внешнего архитектурного и исторического облика объекта культурного наследия выполнены, информационные надписи и обозначения отсутствуют.
Из показаний свидетелей ФИО2 и ФИО1 следует, что указанный дом на основании договора дарения от 2 февраля 2007 года принадлежал ФИО2 После приобретения дома для дочери Бердниковой Н.И. и ее семьи ремонтные работы по замене окон и укладке кирпича были выполнены сразу, поскольку проживать в доме было невозможно, он был разрушен. Укладку кирпича осуществлял лично ФИО1 Все указанные работы были завершены до 2015 года.
Оснований ставить под сомнение показания данных свидетелей не имеется, они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, расписки приобщены к материалам дела. Показания данных свидетелей согласуются с представленными доказательствами.
Так, в материалах дела имеются договоры от 4 октября 2010 года, 25 сентября 2013 года на замену окон в названном доме, товарный чек и накладная от 2007 года на приобретение кирпича, цемента, фотографии дома до его приобретения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы на постановление судьи районного суда установлено, что работы по ремонту дома окончены до 2015 года. Данное обстоятельство не оспаривалось должностным лицом Минкультуры по Республике Марий Эл, зафиксировано, в том числе на фотографии дома, содержащейся в реестре объектов культурного наследия.
Учитывая приведенные обстоятельства, прихожу к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Бердниковой Н.И. не могло быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса.
С учетом изложенного постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения Бердниковой Н.И. к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бердниковой Н. И. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.Н. Смышляева