Решение по делу № 2а-569/2018 от 25.12.2017

№ 2а-569/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края

     в составе судьи Е.А. Ирбеткиной, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Лежневой Е. В. о взыскании пени, суд

УСТАНОВИЛ:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю (далее по тексту – МИ ФНС № 4) обратилась в суд с иском к Лежневой Е.В. о взыскании пени по страховым взносам, мотивируя свои требования тем, что Лежнева Е.В. в период с 21.03.1996 г. по 25.04.2002 г., с 20.12.2004 г. по 25.03.2013 г. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в период осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ, являлась плательщиком страховых взносов. На основании п. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятии с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. В установленный законом срок задолженность по страховым взносам Лежневой Е.В. не уплачена и по состоянию на 24.01.2017 г. за ней числится задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 3 379,97 руб., по пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 14,15 руб. В адрес Лежневой Е.В. направлены требования об оплате задолженности в срок до 03.02.2017 г., сумма задолженности не погашена, в связи с чем просит взыскать с Лежневой Е.В. задолженность по пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 3 379,97 руб., по пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 14,15 руб. Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, мотивированное тем, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с поздней передачей документов на взыскание Пенсионным фондом РФ (л.д. 2-3).

    Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 12 декабря 2017 года (л.д. 10).

    Определением от 27 декабря 2017 года, направленным Лежневой Е.В. 09.01.2018 г. (л.д. 15), административному ответчику разъяснены ее процессуальные права и обязанности (л.д. 1), каких-либо заявлений и возражений относительно исковых требований и рассмотрения дела в упрощенном порядке от ответчика не поступило.

В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

               Исследовав материалы дела, суд считает требования МИ ФНС № 4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).

    В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

    С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

    Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

    Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

    Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).

    В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).

    В соответствии с п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Согласно пп.2,5 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

    В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Статьей 48 ч.2 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, в период с 21.03.1996 г. по 25.04.2002 г., с 20.12.2004 г. по 25.03.2013 г. Лежнева Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 9).

По состоянию на 24.01.2017 года общая задолженность Лежневой Е.В. по пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии составила 3 379,97 рублей, пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии 14,15 рублей.

    Истцом к административному исковому заявлению приложены адресованные Лежневой Е.В. требования № 205S01170015145 по состоянию на 24.01.2017 г. со сроком уплаты до 03.02.2017 года, №205S01170015155 по состоянию на 24.01.2017 г. со сроком уплаты до 03.02.2017 года, №205S01160327994 по состоянию на 09.12.2016 г. со сроком уплаты до 27.12.2016 года, №205S01160327998 по состоянию на 12.12.2016 г. со сроком уплаты до 30.12.2016 года об уплате пени по страховым взносам (л.д. 4,5,6,7).

    ГУ Управление Пенсионного фонда в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) в материалы дела представлен список № 51 о направлении 15.12.2016 г. Лежневой Е.В. внутреннего почтового отправления, таким образом следует, что в адрес Лежневой Е.В. направлены только требования №205S01160327994 по состоянию на 09.12.2016 г., №205S01160327998 по состоянию на 12.12.2016 г. (л.д. 6, 7, 8, 51-52).

Доказательства направления или вручения Лежневой Е.В. требований № 205S01170015145 по состоянию на 24.01.2017 г., №205S01170015155 по состоянию на 24.01.2017 г. в материалы дела не представлены, кроме того не представлен расчет денежной суммы, составляющей санкцию, тогда как частью 4 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлен пропуск срока административным истцом для обращения в суд.

Из дела следует, что сумма пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии превысила 3000 рублей 06.12.2016 года по требованиям с указанным сроком исполнения требований до 27.12.2016 г., срок для обращения в суд истек 27.06.2017 г. Налоговый орган обратился в суд с заявлением 20.12.2017 г., в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с иском налоговым органом не соблюден.

    Разрешая ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным иском, суд исходит из следующего.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением, административный истец указал, что срок пропущен по уважительной причине в связи с поздней передачей документов на взыскание Пенсионным фондом РФ, кроме того, в связи с переходным периодом по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, переписки с Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края, большой загруженности в работе инспекции, связанной с огромным количеством переданной задолженности и иными направлениями деятельности налоговой службы, из-за большой «текучести» персонала, срок для обращения в суд, на момент подачи административного искового заявления, был пропущен (л.д. 40).

Рассмотрев ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным иском, суд считает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01.01.2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

К налоговым органам переходят полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного Фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования РФ.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

В данном случае МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Лежневой Е.В. 20.12.2017 г.

Вместе с тем, доказательств поздней передачи задолженности по требованиям № 205S01170015145 по состоянию на 24.01.2017 г., №205S01170015155 по состоянию на 24.01.2017 г., №205S01160327994 по состоянию на 09.12.2016 г., №205S01160327998 по состоянию на 12.12.2016 г. в материалы дела не представлены. Напротив, согласно «скриншоту» базы данных административного истца (л.д. 41,42,43), сведения о задолженности по указанным требования переданы Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края 14 и 15 февраля 2017 года.

Запрос в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске относительно документов, подтверждающих наличие задолженности, направлялся истцом 29.03.2017 г. со сроком исполнения не позднее 31.03.2017 г., иных сведений и доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска процессуального срока для обращения в суд в период с марта по декабрь 2017 г., истцом не представлено.

Несоблюдение налоговым органом в рамках налогового контроля некоторых процедурных сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пеней, штрафов в принудительном порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, факт большой загруженности в работе инспекции, связанной с огромным количеством переданной задолженности и иными направлениями деятельности налоговой службы, из-за большой «текучести» персонала, также не может служить безусловным основанием для восстановления пропущенного срока, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд, отсутствие доказательств в обоснование заявленных требований является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю к Лежневой Е.В. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 196, 197, 198-199 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Лежневой Е. В. о взыскании пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья:                                    Е.А. Ирбеткина

2а-569/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 4
Ответчики
Лежнева Елена Владимировна
Лежнева Е.В.
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
achinsk.krk.sudrf.ru
25.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.03.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
19.03.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
19.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
19.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее