Решение по делу № 33-3494/2020 от 23.04.2020

Судья: Раат О.С. Дело № 33-3494

№ 2-78/2020

64RS0027-01-2019-000759-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Гладченко А.Н., Сугробовой К.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева ФИО9 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в осуществлении денежных выплат, возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату, а также осуществлять ежегодные денежные выплаты

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) на решение Петровского городского суда Саратовской области от 02 марта 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителей ответчика ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) –
Стаскевич И.А., Рычаговой Ю.С., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,

установила:

Григорьев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ – УПФР) в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в осуществлении денежных выплат, возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату, а также осуществлять ежегодные денежные выплаты.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ) он является инвалидом Великой Отечественной войны. Полагая, что в соответствии с Указами Президента РФ от
06 мая 2018 года № 195 и от 24 июля 2019 года № 186 он имеет право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 рублей, а также ежегодных выплат в размере 10 000 рублей, истец обратился к ответчику с заявлением о получении указанных выплат.

Из ответа заместителя управляющего отделения от 28 июня 2019 года
следует, что граждане, принимавшие участие в боевых действиях, происходивших после окончания Великой Отечественной войны, не могут претендовать на единовременную выплату, несмотря на то, что они относятся к категории лиц, указанных в подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от
12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Полагая свои права нарушенными, Григорьев А.В. обратился в суд, который просил признать незаконным отказ ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) от 28 июня 2019 года в осуществлении денежных выплат в соответствии с Указами Президента РФ от 06 мая 2019 года
№ 195 и от 24 апреля 2019 года № 186; обязать ответчика произвести денежные выплаты в соответствии с Указами Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 и от
24 апреля 2019 года № 186.

Решением Петровского городского суда Саратовской области от 02 марта
2020 года исковые требования Григорьева А.В. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) просит отменить решение суда, поддерживает позицию, изложенную в суде первой инстанции, и указывает, что право на единовременную и ежегодные выплаты в соответствии с вышеуказанными Указами Президента РФ имеют только лица, участвовавшие в соответствующих событиях, происходивших в период Великой Отечественной войны (с 1941 года по 1945 год).

Истец Григорьев А.В., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, представителя в суд второй инстанции не направил, о причинах неявки не сообщил и не просил дело не рассматривать в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» постановлено произвести в мае-июне
2018 года единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» установлено, что начиная с 2019 года гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 000 рублей.

В соответствии с подп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие, участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством РФ.

В целях реализации Указа Президента РФ от 06 мая 2018 года постановлением Правительства РФ от 06 мая 2018 года № 561 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан РФ в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Согласно абз. 2 п. 2 названного постановления Правительства РФ финансовое обеспечение расходов, связанных с единовременной выплатой осуществляется гражданам, указанным в п. 1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов РФ на 2018 год, перечисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ, - в отношении граждан, пенсионное обеспечение и (или) выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения которых осуществляются Пенсионным фондом РФ.

Согласно подп. «а» п. 3, п. 9 Правил единовременная выплата гражданам, указанным в п. 1 настоящих Правил, осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами – в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.

Единовременная выплата осуществляется в мае-июне 2018 года, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 7 настоящих Правил, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее.

Кроме того, в целях реализации Указа Президента РФ от 24 апреля 2019 года постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2019 года № 524 утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы.

Согласно абз. 2 п. 2 постановления Правительства от 29 апреля 2019 года
№ 524 финансовое обеспечение расходов, связанных с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы (включая расходы на ее доставку) гражданам, указанным в п. 1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов РФ на соответствующий финансовый год по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ, - в отношении граждан, пенсионное обеспечение и (или) выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения которых осуществляются Пенсионным фондом РФ.

Согласно подп. «а» п. 3 Правил от 29 апреля 2019 года № 524 ежегодная денежная выплата гражданам, указанным в п. 1 настоящих Правил, осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами – в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.

Ежегодная денежная выплата осуществляется ежегодно, в апреле-мае, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 7 настоящих Правил, когда ежегодная денежная выплата может быть осуществлена позднее (п. 9 Правил).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Григорьев А.В. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет удостоверение инвалида Великой Отечественной войны от 06 февраля 1995 года, дающее право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 7, л.д. 7 – оборот).

В июне 2019 года в адрес ответчика поступило обращение Григорьева А.В. по вопросу осуществления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 года № 186.

Письмом от 28 июня 2019 года истцу отказано в единовременной выплате, предусмотренной Указом Президента РФ от 24 апреля
2019 года № 186, поскольку он не принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне в период с 1941 года по 1945 год.

Кроме того, судом установлено, что согласно списку участников Великой Отечественной войны на получение удостоверений по Петровскому району Саратовской области Григорьеву А.В. выдано удостоверение участника боевых операций по борьбе с украинскими националистами, что подтверждается копией соответствующего списка (л.д. 23-24).

Удовлетворяя исковые требования Григорьева А.В., суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, исходя из установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, пришел к выводу о наличии у истца права на оказание мер социальной поддержки, установленных Указами Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 и от 24 апреля 2019 года № 186, то есть на единовременную выплату в размере 10 000 рублей и на ежегодные выплаты в размере 10 000 рублей, исходя из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя таким гражданам единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер социальной поддержки.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Конституция РФ, обязывая РФ как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 данной статьи).

Как указывалось выше, в силу подп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие, участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по
09 мая 1945 года.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны – военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что Григорьев А.В. имеет удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных
ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента РФ от 24 апреля 2019 года
№ 186, Григорьев А.В. в исковом заявлении ссылался на то, что он, как лицо, принимавшее участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».

Между тем боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Украины, имевшие место с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, не отнесены положениями ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по
1945 год).

Конституционный Суд РФ в определении от 04 апреля 2006 года № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. «а»-«и» подп. 1 п. 1 ст. 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции РФ, в том числе ч. 1 ст. 39, гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда РФ от
17 октября 2006 года № 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 года № 1051-О-О и другие).

Указами Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 и от 24 апреля 2019 года
№ 186 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этих указов Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год.

Таким образом, положения данных Указов Президента РФ, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов – периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2018 года № 561 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан РФ в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов, постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2019 года № 524 утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы. Этими правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной и ежегодными выплатами в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов РФ и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти РФ на 2018 год и последующие годы.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указами Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 и от 24 апреля 2019 года № 186 в виде обеспечения единовременной и ежегодными выплатами за счет средств федерального бюджета категорий граждан – участников Великой Отечественной войны, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по
1945 год).

Поскольку период участия Григорьева А.В. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1951 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указов Президентов РФ понимается период с 1941 года по 1945 год, Судебная коллегия считает, что реализация права Григорьева А.В. на получение мер социальной поддержки по обеспечению единовременной и ежегодными выплатами за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названных указов Президента РФ.

Ввиду того, что положениями Указов Президента РФ от 06 мая 2018 года
№ 195 и от 24 апреля 2019 года № 186, в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами, производится единовременная и ежегодные выплаты, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Григорьева А.В. о признании незаконным отказа ГУ – УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) в осуществлении ему единовременной и ежегодных денежных выплат ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и возложении обязанности произвести единовременную и ежегодные выплаты в размере 10 000 рублей на основании Указов Президента РФ от 06 мая 2018 года № 195 и от 24 апреля 2019 года № 186 судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

На основании изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Григорьева А.В.

Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петровского городского суда Саратовской области от 02 марта
2020 года по гражданскому делу по иску Григорьева ФИО10 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в осуществлении денежных выплат, возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату, а также осуществлять ежегодные денежные выплаты – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Григорьева ФИО11 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в осуществлении денежных выплат, возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату, а также осуществлять ежегодные денежные выплаты – отказать.

Председательствующий

Судьи

33-3494/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьев Алексей Васильевич
Ответчики
УПФ РФ в Петровском районе Саратовской области (межрайонное)
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Бартенев Ю.И.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
23.04.2020Передача дела судье
27.04.2020Производство по делу приостановлено
28.05.2020Производство по делу возобновлено
15.05.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее