Решение по делу № 2-4082/2021 от 20.05.2021

Дело № 2-4082/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года                                                                г.о.Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кулагиной И.Ю,

При секретаре судебного заседания Павловой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Милюкова ФИО6 к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании повторно рассмотреть заявление

УСТАНОВИЛ

Милюков ФИО7 обратился в Щелковский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании повторно рассмотреть заявление.

В обоснование исковых требований указал: Милюков ФИО8, является арендатором земельного участка с кадастровым номером: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью: 1132 +/- 12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

    Указанный земельный участок с видом разрешенного использования: для огородничества принадлежит Истцу на основании Договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ. .

    Постановлением Администрации ЩМР от ДД.ММ.ГГГГ. вид разрешенного использования был приведен в соответствие с ПЗЗ «ведение огородничества» и было заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ

    Истец, с целью строительства на спорном земельном участке, ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Администрацию ЩМР с заявлением о получении разрешения на смену вина разрешенного использования с «ведение огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства».

    Письмом от <данные изъяты> смена вида разрешенного использования была разрешена.

    На основании указанного письма в ЕГРН были внесены изменения.

    Далее истец стал собирать необходимые для строительства жилого дома документы: были получены согласования с аэродромами Чкаловский и Чёрное, получен ГПЗУ которым были определены зоны, разрешенные для размещения строений.

    В настоящее время на спорном земельном участке расположены строения, находящиеся в собственности у истца:

    - жилой дом с кадастровым номером: , площадь: 103,6 кв.м., адрес: <адрес>.

    - нежилое здание, хозяйственная постройка с кадастровым номером: , площадь: 32,7 кв.м., адрес: <адрес>

    Так как истец является собственником жилого дома и нежилого строения, он обладает исключительным правом на выкуп земельного участка.

    Решением Администрации г.о. <адрес> от <данные изъяты> в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов было отказано по основаниям, расположения на земельном участке красных линий.

    Истец был вынужден обратиться к кадастровым инженерам для установления ограничений в использовании земельного участка.

    Ограничений установлено не было, и Истец снова обратился в Администрацию г.о. <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка.

    Решением было отказано в выкупе земельного участка по основаниям:

    - противоречий в сведениях ЕГРН и договоре аренды относительно указания вида разрешенного использования земельного участка;

    - земельный участок частично расположен в границах красных линий;

    - земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объекта Федерального значения.

    А также по причине незаконной смены истцом вида разрешенного использования.

    Истец обратился в Мособлархитектуру с заявлением о предоставлении ограничений в отношении спорного земельного участка, в том числе о строительстве дороги и расположении земельного участка в полосе отвода.

    Согласно ответу , земельный участок с кадастровым номером: находится вне границ зон планируемого развития транспортных инфраструктур.

    Так как вид разрешенного использования был изменен на основании разрешения Администрации, а также с учетом отсутствия ограничений в предоставлении земельного участка, Истец снова обратился в Администрацию г.о. Щелково с заявлением о выкупе земельного участка.

    Решением от ДД.ММ.ГГГГ в выкупе было отказано по причине незаконной, по мнению Ответчика, смены вида разрешенного использования земельного участка.

    Истец считает указанное Решение об отказе незаконным, необоснованным.

    Просит суд: признать незаконным Решение Администрации городского округа <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги от <данные изъяты>. Обязать Администрацию городского округа <адрес> принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по заявлению Милюкова ФИО9 и направить Милюкову ФИО10 проект договора купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Печененко В.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Демин И. возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Милюкова ФИО11 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» п. 1., если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или не наступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ ).

Письмом Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации», в п. 8 которого судам было разрешено применять положения ст. 10 ГК РФ по собственной инициативе.

В п. 5 Информационного письма № 127 обозначена цель применения рассматриваемой статьи, и это – «не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления».

В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

    На основании вышеизложенного, пункт отказа о несоответствии вида разрешенного использования, на смену которого Администрация г.о. Щелково не давала согласие является неправомерным, содержащим ложную информацию.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с положениями ст.ст. 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

На основании ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю.

В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно обзору судебной практики Президиума ВС РФ от 14.11.2018г. изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

В части 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации поименованы категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в числе которых указаны земли населенных пунктов.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В пункте 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение территориальных зон, под ними понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

При этом градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков) устанавливается правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования (ч. 8 ст. 1, ст. ст. 8, 30 Градостроительного кодекса.

Согласно Кассационному Определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 07.02.2020г. №41-КА19-13:

Сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Государственная регистрация права собственности на здания была проведена в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, противоречия фактического использования земельного участка и договора аренды земельного участка сведениям Единого государственного реестра недвижимости не имеет правового значения, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и определении соответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования следовало руководствоваться сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Аналогичная позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 14.10.2020г. №18-КАД20-17-К4.

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков.

Согласно ст. 39.16 не может быть предоставлен земельный участок, если:

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

Нарушенное право истца подлежит восстановлению, путём обязания Администрации г.о. Щелково восстановить нарушенное право путём принятия положительного решения по заявлению.

Аналогичная позиция, отражающая, в том числе, необходимость восстановления нарушенного права именно обязанием принятия положительного решения отражена в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 07.02.2020г. -КА19-13.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Милюкова Д.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Милюкова ФИО12 удовлетворить.

    Признать незаконным Решение Администрации городского округа <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги от <данные изъяты>

    Обязать Администрацию городского округа <адрес> принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов по заявлению Милюкова ФИО14 направить Милюкову ФИО13 проект договора купли-продажи земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий :

    Судья                                             И.Ю. Кулагина

2-4082/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Милюков Дмитрий Владимирович
Ответчики
Администрация го Щелково
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Кулагина Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Подготовка дела (собеседование)
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2021Судебное заседание
19.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее