УЛЬЯНОВСКРР™ ОБЛАСТНОЙ РЎРЈР”
Судья Бахарева Н.Н. Дело № 33-1701/2021
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
город Ульяновск 27 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой Е.В.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
РїСЂРё секретарях Р’РѕСЂРѕРЅРєРѕРІРѕР№ Р.Рђ., РђР±СЂРѕСЃРёРјРѕРІРѕР№ Рђ.Р’.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4789/2020 по апелляционному представлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву Светлану Алексеевну лекарственными препаратами - *** в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 30873 от 24.08.2020, *** 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту серии 732013 № 10917 от 13.03.2020, *** 25 мг №20 в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 21610 от 02.06.2020.
В остальной части требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой Светланы Алексеевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12061 руб. 00 коп. – отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Николаевой С.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению Николаевой С.А., установлено нарушение ответчиком ее права на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Николаева С.А. наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» с диагнозом: ***
Согласно назначениям врачей-специалистов истица нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: ***.
Однако в текущем году аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» по ежемесячным рецептам на указанные препараты и изделия медицинского назначения, выписанным в установленном порядке лечащим врачом, истица обеспечена не была.
Так, не обеспечены рецепты на лекарственные препараты: *** от 24.07.2020 серия 732013 № 27324; от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; *** от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; *** от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.
В связи с этим Николаева С.А. вынуждена была приобретать указанные лекарственные препараты самостоятельно, на что ею в текущем году было затрачено 12 061 руб.
взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой С.А. в возмещение средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, 12061 руб., обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву С.А. лекарственными препаратами: *** по рецепту от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; *** по рецепту от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; *** по рецепту от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.
РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, были привлечены РђРћ «УльяновскФармация» РІ лице РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего Рџ.Р. Кривцова, ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача Р РѕСЃСЃРёРё Р’.Рђ.Егорова», ГУ «Ульяновская государственная аптека», Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Засвияжского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что суд необоснованно, отказал во взыскании с ответчика расходов за приобретенный истицей 24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020 препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечном учреждении. Указывает, что Николаева С.А. обратилась 24.08.2020 за выпиской нового рецепта на *** в связи с истечением срока действия старого рецепта от 24.07.2020, однако по данному рецепту от 24.08.2020 она обеспечена не была, запаса данного препарата, применение которого необходимо ей ежедневно, у Николаевой С.А. не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Ртим Р¶Рµ постановлением органам исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации постановлено: осуществлять меры РїРѕ контролю Р·Р° наличием РІ аптечных учреждениях независимо РѕС‚ форм собственности лекарственных, профилактических Рё диагностических средств Рё изделий медицинского назначения, вошедших РІ обязательный ассортиментный перечень. РџСЂРё отсутствии РІ аптечных учреждениях лекарственных, профилактических Рё диагностических средств Рё изделий медицинского назначения, входящих РІ обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств Рё изделий медицинского назначения, отпускаемых РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ населению РїРѕ рецептам врачей бесплатно или СЃРѕ СЃРєРёРґРєРѕР№; привлекать дополнительные источники финансирования, РІ частности, средства коммерческих банков, страховых Рё трастовых компаний Рё РґСЂСѓРіРёС… структур для развития медицинской промышленности Рё улучшения лекарственного обеспечения населения.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения Рё социального развиВтия Р Р¤ РѕС‚ 29.12.2004 в„– 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что РїСЂРё обращеВРЅРёРё гражданина РІ соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) РїРѕ результатам осмотра выписывает рецепт РїРѕ установленной форме РЅР° лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, РІ том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых РїРѕ решению врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.
В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.10. Положения осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
Николаева С.А, является ***, наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» с диагнозом: ***
были выписаны следующие рецепты: на *** - от 24.07.2020 серия 732013 № 27324, от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; на *** - от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; на *** - от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.
от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; от 02.06.2020 серии 732013 № 21610 истица необходимыми ей лекарственными препаратами на момент принятия судом настоящего решения обеспечена не была.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, Р° также руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, СЃСѓРґ правомерно обязал ответчика – Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву РЎ.Рђ. лекарственными препаратами: *** РІ количестве 4 упаковок РїРѕ рецепту серии 732013 в„– 30873 РѕС‚ 24.08.2020, *** 0,4 РјРі/РґРѕР·Р°/10 РіСЂ/180 РґРѕР· в„–1 РІ количестве 1 упаковки РїРѕ рецепту серии 732013 в„– 10917 РѕС‚ 13.03.2020, *** 25 РјРі в„–20 РІ количестве 4 упаковок РїРѕ рецепту серии 732013 в„– 21610 РѕС‚ 02.06.2020.
Решение суда в данной части не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания в пользу истицы компенсации за самостоятельно приобретенный истицей 24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020 препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечном учреждении, суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, пришел к неверному выводу, что является основанием к отмене решения суда в данной части.
Как следует из материалов дела, Николаева С.А. состоит на учете у нефролога с диагнозом: ***
10.07.2020 истице врачом-нефрологом был рекомендован препарат *** по 4 таблетки 3 раза в день.
24.07.2020 лечащим врачом Николаевой С.А. был выписан рецепт на *** серия 732013 № 27324 № 100 количество 4.
РР· пояснений Николаевой РЎ.Рђ. следует, что своевременно РїРѕ данному рецепту РѕРЅР° РЅРµ была обеспечена данным лекарственным препаратом. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим ей пришлось его приобретать самостоятельно. Выписанный 24.08.2020 рецепт РЅР° указанный препарат, также РЅРµ был обеспечен. Больше Р·Р° выпиской данного препарата истица Рє врачу РЅРµ обращалась.
самостоятельно: 24.07.2020 на сумму 3097 руб., 02.08.2020 на сумму 2929 руб., 08.08.2020 на сумму 2938 руб., 15.08.2020 на сумму 3097 руб.руб., что подтверждается товарными и кассовыми чеками. Всего истица понесла расходы на приобретение данного препарата в сумме 12 061 руб.
Согласно материалам дела, лекарственным препаратом *** в количестве 4 упаковок по льготному рецепту от 24.07.2020 серия 732013 № 27324 истица была обеспечена только 08.09.2020.
РР· ответа ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача Р РѕСЃСЃРёРё Р’.Рђ. Егорова» следует, что Николаева РЎ.Рђ. СЃ июля 2020 РіРѕРґР° нуждалась РІ ежедневном приеме препарата *** РїРѕ назначению нефролога. Р’ период СЃ сентября РїРѕ октябрь 2020 РіРѕРґР° РѕРЅР° Р·Р° выпиской рецептов Рє лечащему врачу РЅРµ обращалась. РЎ 26.10.2020 Николаева РЎ.Рђ. прикреплена РЅР° медицинское обслуживание Рє ГУЗ «Городская поликлиника в„– 4В».
По сообщению ответчика Министерством здравоохранения в 2020 году были проведены все необходимые мероприятия по организации закупки препарата ***. Государственный контракт был заключен 07.04.2020. Поставщиком были нарушены сроки поставки части препарата, предусмотренные условиями контракта, что связано с проблемами на производстве. Поставка препарата *** в Ульяновскую область была осуществлена только в конце декабря 2020 года. В связи с чем осуществить обеспечение Николаево С.А. препаратом *** № 100 в количестве 4 упаковок по рецепту от 24.08.2020 не представилось возможным.
Пунктом 1 части 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказаний гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включены в перечень жизненного необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Расходы на приобретение лекарственных препаратов, в силу положений ст. 15 ГК РФ, являются убытками истца и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, учитывая то, что истица нуждалась РІ приеме лекарственного препарата ***В» РІ назначенной ей РґРѕР·Рµ РІ период СЃ 24.07.2020 РїРѕ сентябрь 2020 РіРѕРґР° включительно, С‚.Рµ. РІ течение РґСѓС… месяцев, однако фактически данным препаратом истица была обеспечена только РІ сентябре 2020 РіРѕРґР°, исковые требования РІ части взыскания СЃ ответчика денежной компенсации Р·Р° самостоятельно приобретенный препарат *** РІ июле-августе 2020 РіРѕРґР° РІ размере 12 061 СЂСѓР±. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года в части отказа во взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Светланы Алексеевны расходов на приобретение лекарственны препаратов в размере 12 061 руб. отменить.
Принять по делу в данной части новое решение.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Светланы Алексеевны в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов 12 061 руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё