ИФИО1
<адрес> 16 августа 2023 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Жуковой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3
с участием в судебном заседании:
представителя истца ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО5, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ООО «Домодедово Трейнинг» к ФИО2 о взыскании денежных средств за неисполнение договора с обучающимся, судебных расходов по оплате госпошлины, суд
УСТАНОВИЛ:
ООО «Домодедово Трейнинг» обратилось в суд к ФИО2 с иском о взыскании денежных средств за неисполнение соглашения об обучении работника за счет средств работодателя, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Домодедово Трейнинг» и ФИО2 заключен трудовой договор №/ДТ-21, согласно условиям которого ответчик принята на должность шеф-редактора газеты. Одновременно между сторонами заключено соглашение об обучении работника за счет средств работодателя, в соответствии с которым истец обязался организовать обучение ответчика по направлению будущей деятельности «авиационное производство (пассажирское обслуживание)», в период ученичества выплачивать ему стипендию. На ответчика соглашением об обучении возложены обязанности успешно пройти обучение по направлению будущей деятельности, приступить к работе и отработать на предприятии в течение 450 календарных дней. СДД.ММ.ГГГГответчик уволена по собственному желанию. На основании п. 9.1 соглашения об обучении в случае неисполнения учеником п. 7 настоящего соглашения в части отработки необходимого стажа ответчик обязалась возместить расходы предприятия на обучение. В досудебном порядке расходы на обучение ответчиком не возмещены, истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования. Подтвердила наличие исполненного истцом соглашения, факт подтверждения обучения, получение сертификата. Пояснила, что при увольнении ответчик не указал уважительных причин увольнения.
Ответчик в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя ФИО5, который иск не признал по доводам письменных возражений и дополнений к ним, ссылался на уважительность причин увольнения: выплату зарплаты не в полном объеме согласно договорённости с работодателем о выплате заработной платы в сумме 120000 рублей ежемесячно, отсутствии необходимости в обучении, несоответствие направления пройденного обучения «авиационная безопасность» направлению будущей деятельности. Дополнительно пояснил, что истцом не представлено доказательств подтверждающих размер компенсации за обучение.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к следующему выводу.
Ученический договор, его содержание, срок, формы ученичества регламентируются главой 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
В частности, в силу статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Ученический договор заключается в письменной форме на срок, необходимый для получения данной квалификации (статья 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 201 Трудового кодекса Российской Федерации ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.
В силу статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В соответствии со статьей 204 Трудового кодекса Российской Федерации, ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Домодедово Трейнинг» и ФИО2 заключен трудовой договор №/ДТ-21, в соответствии с которым ответчик принята на должность шеф-редактора газеты.
Договор заключен на неопределённый срок, дата начала работы – сДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом №/пр от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-38).
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации, указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого, определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 204 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Судом установлено, что в соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ междуООО «Домодедово Трейнинг» и ФИО2 заключен трудовой договор №/ДТ-21, а также соглашение об обучении, срок которого составляет 90 календарных дней (3 месяца) со дня вступления в силу соглашения, истец обязался организовать обучение ответчика по направлению «Персонал» с отрывом от производства, в период ученичества ежемесячно выплачивать ответчику стипендию, размер которой определяется работодателем в одностороннем порядке и зависит от успеваемости работника в период обучения.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено дополнительное соглашение в трудовому договору (л.д.98-101).
По условиям пункта 7 заключенного соглашения ответчик принял обязательства успешно пройти обучение, проработать по трудовому договору у работодателя в течение 365 календарных дней со дня завершения обучения, по настоящему соглашению.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлен на обучение по направлению «Персонал» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно с отрывом от производства.
В целях исполнения пункта 6 соглашения, в период ученичества ФИО2 выплачена стипендия на общую сумму, включая НДФЛ, в размере 163349 рублей 76 копеек, затраты предприятия на организацию обучения составили 13255 рублей.
В подтверждение прохождения такого обучения и выплаты стипендии в период ученичества истцом в материалы дела представлены письменные доказательства: явочные листы, личная карточка, платежные поручения, ведомости, реестры, регистры налогового учета, справка о доходах, справки 2-НДФЛ, сертификат, расчетные листки, табель учета рабочие времени (л.д.61,102-134).
На основании приказа №/у от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена с занимаемой должности по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) на основании поданного личного заявления (л.д.59-60).
Разрешая заявленный спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, исходит из того, что ООО «Домодедово Трейнинг» принятые на себя обязательства по соглашению выполнило, тогда как ФИО2 обязательства по договору не исполнила по обстоятельствам, не зависящим от истца, поскольку обучение окончила, по трудовому договору у работодателя не отработала, уволилась с занимаемой должности по собственной инициативе, то есть без уважительных причин, расходы на обучение не возместила, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу работодателя понесенных расходов на обучение.
Кроме того, истцом суду представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, в подтверждение несения расходов на организацию обучения ответчика представлены договоры, акты оказанных услуг, явочные листы, исследовав которые суд находит расчет суммы исковых требований верным. Указанные доказательства ответчиком не оспорены, контрасчёт не представлен.
Закон устанавливает конкретный применяемый по умолчанию механизм расчета суммы, которую работник должен вернуть работодателю в случае неисполнения условия ученического договора об отработке.
По своей правовой природе затраты работодателя на обучение работника при его увольнении раньше оговоренного сторонами срока являются материальным ущербом, причиненным работником работодателю.
К случаям взыскания с работника указанных сумм применяется в том числе и ст. 250 ТК РФ, с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств суд считает возможным снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), суд должен оценить возможность такого снижения даже в том случае, если сам работник не обращался с соответствующим заявлением.
Частями 1 и 2 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд, оценив представленные доказательства: протокол осмотра доказательств произведённого нотариусом <адрес> ФИО6, и доводы сторон, суд пришел к выводу о необходимости снижения суммы, подлежащей взысканию с работника, до 100 000 рублей. При этом суд учитывает, что доказательств наличия полномочий на установление размера заработной платы, определения объема должностных полномочий и срока отработки, вновь принимаемому работнику у абонента «Anastasiya Аэропорт» суду в материалы дела не представлено. Во взыскании 4 396 рублей 00 копеек надлежит отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 396 рублей 00 копеек в полном размере, учитывая, что снижение суммы взыскания произведено судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Домодедово Трейнинг» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ООО «Домодедово Трейнинг» (<данные изъяты>) с ФИО2 денежные средства за неисполнение договора с обучающимся от ДД.ММ.ГГГГ в сумме ФИО8, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 4 396 рублей 00 копеек.
Во взыскании <данные изъяты> 91 копейки – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Председательствующий судья С.С. Жукова