Дело № 2а-1244/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приозерск 2 декабря 2020 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего Левичевой Н.С.
при секретаре Белинской М.С.
с участием представителя административного истца ФИО2 ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – администрация Ромашкинского сельского поселения), в котором просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 23 сентября 2020 г. № об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в качестве основания отказа администрацией Ромашкинского сельского поселения указан пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административный истец не совершал никаких действий, намеренно ухудшающих жилищные условия. Принятие бывшими супругами решения о расторжении брака, также не противоречит публичным интересам, а значит не должно вызывать со стороны государства противодействия. Не может являться намеренным ухудшением жилищных условий и выселение из занимаемого жилого помещения на основании решения суда. Кроме того, истцом по указанному гражданскому делу выступала администрация Ромашкинского сельского поселения. Принудительное выселение административного истца из ранее предоставленной ему квартиры на основании судебного решения не может расцениваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий либо злоупотребления своим правом. (т. 1 л.д. 5-7)
Административный ответчик администрация Ромашкинского сельского поселения в письменном отзыве в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Указывает, что решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 12 марта 2019 г. удовлетворены требования администрации Ромашкинского сельского поселения о выселении ФИО3, ФИО2 и их несовершеннолетних детей из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что между ответственным нанимателем ФИО3, а также его членами семьи и администрацией срок действия договора найма служебного жилого помещения был окончен, законные основания для проживания в жилом помещении утрачены. Решение вступило в законную силу. ФИО2 и ее несовершеннолетние дети временно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировались у родной сестры административного истца – ФИО5 по адресу: <адрес>. После получения временной регистрации 10 марта 2020 г. ФИО2 подала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обосновывая заявление тем, что площадь жилого помещения, где она проживает, менее нормы, предусмотренной законом. Комиссия, проверив документы, установила, что ФИО2 преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. (т. 1 л.д. 227-228)
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 ФИО8 заявленные требования поддержала в полном объеме, придерживаясь позиции, изложенной в административном иске, просила административное исковое заявление удовлетворить.
Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Административный ответчик администрация Ромашкинского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2 ФИО8, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что 4 августа 2020 г. в администрацию Ромашкинского сельского поселения поступило заявление ФИО2 о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (т.1 л.д. 181-182)
Постановлением администрации Ромашкинского сельского поселения от 23 сентября 2020 г. № ФИО2 отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. (т. 1 л.д. 124)
Из содержания оспариваемого постановления следует, что оно вынесено с учетом решение общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Ромашкинского сельского поселения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). В постановлении указано, что ФИО2 временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 45,9 кв.м, состав семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на заседании общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области принято решение отказать ФИО2 в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, зарегистрированной по адресу: <адрес>, составом семьи 3 человека согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В решении указано, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (бывший муж ФИО2) является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ, а брак был расторгнут согласно свидетельству о расторжении брака <данные изъяты> № от 31 января 2019 г., следовательно не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. (т. 1 л.д. 237)
Из имеющихся в деле судебных актов следует, что 29 апреля 2019 г. ФИО2 обращалась в администрацию Ромашкинского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации Ромашкинского сельского поселения от 17 мая 2019 г. № ФИО2 отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 12 августа 2019 г. по административному делу №, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 5 декабря 2019 г., постановление администрации Ромашкинского сельского поселения от 17 мая 2019 г. № об отказе ФИО2 в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признано незаконным. На администрацию Ромашкинского сельского поселения возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (т. 1 л.д. 41-47, 238-241)
10 марта 2020 г. ФИО2 обращалась в администрацию Ромашкинского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации Ромашкинского сельского поселения от 23 марта 2020 г. № ФИО2 на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в признании в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указано, что ФИО2 временно зарегистрирована по адресу: <адрес> жилом помещении, общей площадью 45,9 кв.м, состав семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Ромашкинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признано незаконным. На администрацию Ромашкинского сельского поселения возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (т. 1 л.д.48-54)
Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 данного кодекса срок.
По смыслу приведенных положений ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Частью 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Между тем из материалов дела не следует в чем выразился умысел и недобросовестность административного истца ФИО2 по ухудшению жилищных условий с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Отказывая ФИО2 в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация Ромашкинского сельского поселения в оспариваемом постановлении указала, что ФИО2 временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 45,9 кв.м, состав семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ, и сослалась на решение общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных документов видно, что 7 августа 2018 г. на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак между ФИО2 и ФИО3 (т. 1 л.д. 21)
12 марта 2019 г. Приозерским городским судом Ленинградской области принято решение о выселении ФИО3, ФИО2 и несовершеннолетних детей из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого помещения. Исковые требования по данному делу к ответчикам предъявлены администрацией Ромашкинского сельского поселения. (т. 1 л.д. 9-11)
ФИО2 и ее несовершеннолетние дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с сентября 2019 года зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>. (т. 1 л.д. 131)
ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Таким образом, расторжение брака (прекращен ДД.ММ.ГГГГ) и регистрация ФИО2 с двумя несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, не свидетельствуют о намеренном ухудшении административным истцом своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, суд не может признать постановление администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 23 сентября 2020 г. № об отказе ФИО2 в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, законным и соответствующим требованиям жилищного законодательства.
При этом признание незаконным постановления административного ответчика, послужившего основанием для отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является основанием для повторного рассмотрения заявления ФИО2 органом, уполномоченным принимать указанные решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 23 сентября 2020 г. № «Об отказе ФИО2 в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Обязать администрацию муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Левичева
Решение принято в окончательной форме 16 декабря 2020 г.