Решение по делу № 2-1175/2024 от 05.04.2024

                                 №2-1175/2024

    03RS0044-01-2024-001139-29

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

04 июня 2024 года                             село Иглино

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по <адрес> А.А., принимавшей участие в деле ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Вагизовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по <адрес> к индивидуальному предпринимателю Г.И. о признании действий, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров, об обязании прекратить противоправные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по <адрес> обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Г.И. о признании действий, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров, об обязании прекратить противоправные действия, указывая в обоснование, что в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ч. 2 ст. 57, ст.ст. 74, 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Г.Я. Перминой и задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Г.Я. Перминой проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия – наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Г.И.. Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») были проведены мероприятия - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 15.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) ИП Г.И. (по адресу: 452410, <адрес>), продукции легкой промышленности: Товар Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ, Код товара 02900022282317 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 14:33; ДД.ММ.ГГГГ в 12:58 (средством идентификации) M,AGo-WX==uaG (акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ). В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 13.30 до 14.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) ИП Г.И. (по адресу: 452410, <адрес>), продукции легкой промышленности:

Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ, Код товара 02900022282317 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 09:08; ДД.ММ.ГГГГ в 12:21 (средством идентификации) !VLPwq)mWP*&q (акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Г.И. объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ДД.ММ.ГГГГ -ПО, ДД.ММ.ГГГГ -ПО и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. 35 Правил , п. 10 Правил . Таким образом, установлено и подтверждено контрольными (надзорными) мероприятиями, что ИП Г.И. допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. С учетом изложенного истец просит суд признать действия ИП Г.И., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки противоправными в отношении неопределённого круга потребителей; обязать прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, по выводу из оборота продукции легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, а также обязать ответчика довести решение суда в течение 10 дней со дня вступления решение суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

В ходе судебного заседания представитель истца А.А., принимавшая участие в деле ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Г.И. на судебное заседание не явилась, конверт с судебным извещением возвратился в суд с отметкой "истек срок хранения".

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, данным в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает ответчика ИП Г.И. извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 40, ст. 46 Закона о защите прав потребителей, п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ , Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж) (https://честныйзнак.рф/).

Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.

В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", ч. 2 ст. 57, ст. ст. 74, 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами N1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> Перминой Г.Я., проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Г.И. (далее - ИП Г.И.).

Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru ("Честный знак") было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила 1956), Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила N).

В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 15.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети "Интернет" https://gov.crpt.ru/ выявлено 2 факта повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) ИП Г.И. по адресу: 452410, РБ, <адрес>, продукции легкой промышленности (Товар Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ, код товара 02900022282317 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 14.33, ДД.ММ.ГГГГ в 12.58 (средством идентификации) M,AGo-WX==uaG (акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 13.30 до 14.00 часов) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети "Интернет" https://gov.crpt.ru/ выявлены повторные продажи у одного продавца (вывод из оборота) ИП Г.И. по адресу: 452410, РБ, <адрес> (Товар Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ, Код товара 02900022282317 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 09.08, ДД.ММ.ГГГГ в 12.21 (средством идентификации), VL Pwq)mWP*&q (Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ИП Г.И. от ДД.ММ.ГГГГ).

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Согласно п. п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации), не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров").

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров").

Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "вывод товаров из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; "код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" подлежат обязательной маркировке с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации комплекта, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус кода агрегированного таможенного кода)" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации комплекта, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящим Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 46(1) настоящих Правил. Статус "выбыл" - статус, при котором одежда с соответствующим кодом маркировки выведены из оборота.

Пунктом 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров).

Исходя из п. 69 - 81 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствам идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средства идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ участники оборота товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота товаров с применением контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота товаров, которые вправе не применять контрольно - кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При возврате товаров одежды с неповрежденным средством идентификации - товары одежды повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга передаются сведения, подтверждающие возврат маркированных товаров.

При возврате товаров с поврежденным средством идентификации либо без средства идентификации (возможность идентифицировать товары отсутствует) участник оборота товаров осуществляет перемаркировку товаров в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VII настоящих Правил, и передает в информационную систему мониторинга.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о "выводе из оборота" экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

В связи с нарушением обязательных требований, Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Г.И. объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ДД.ММ.ГГГГ -ПО, ДД.ММ.ГГГГ -ПО и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. 35 Правил N1956, п. 10 Правил N515.

Таким образом, установлено и подтверждено контрольными (надзорными) мероприятиями, что ИП Г.И. допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.

Под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела (письмо Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ №ИА/58547/16) "О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров (расчетно-кассовых центров)").

Понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ17-12130 по делу N А64-2941/2016).

ИП Г.И. имела все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.

Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в выводе из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, являются противоправными.

Согласно ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Г.И., ИНН 022404035750, ОГРНИП , выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать индивидуального предпринимателя Г.И., ИНН 022404035750, ОГРНИП , прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки.

Обязать индивидуального предпринимателя Г.И., ИНН 022404035750, ОГРНИП , довести решение суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Г.И., ИНН 022404035750, ОГРНИП , в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                 Р.Р. Сафина

2-1175/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РБ
Ответчики
ИП Мусина Гузель Илфатовна
Суд
Иглинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина Р.Р.
Дело на странице суда
iglinsky.bkr.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее