к делу № 2-1453/2022
23RS0047-01-2021-011709-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Краснодар 14 сентября 2022 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Гайтына А.А.
при секретаре Полниковой Д.М.
с участием представителя истца Серашова В.А., действующей на основании доверенности № 1898/01 от 24.08.2022,
представителя ответчиков Доценко В.В., доверенность 23АВ2503660 от 28.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар к Джумайло М. А., Прихничу К. В. о сносе самовольной постройки,
установил:
администрация муниципального образования г.Краснодар обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит обязать Джумайло М. А., Прихнича К. В. снести капитального строительства - фундамент, площадью застройки 184,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет, с взысканием с ответчика необходимых расходов, взыскать солидарно с ответчиков в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ неустойку в случае неисполнения судебного акта в размере 10 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с момента истечения месячного срока со дня вступления решения о сносе самовольной постройки в законную силу до даты исполнения решения в полном объеме.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе осуществления проверки соблюдения земельного законодательства управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 545 кв. м с видом разрешенного использования «Магазины (4.4)» по адресу: <адрес> расположен объект капитального строительства - фундамент, площадью застройки 184,1 кв. м, возведенный без разрешительной документации. Указанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности Джумайло М.А. и Прихнич К.В. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке не выдалось. Согласно письму администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара информация о выдаче разрешения на строительство или иной разрешительной документации по указанному адресу отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2). В отношении объекта капитального строительства - фундамента, площадью застройки 184,1 кв. м расположенного на указанном земельном участке присутствует квалифицирующий признак самовольной постройки - возведение объекта без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков по доверенности Доценко В.В. в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила отказать, поддержав доводы, изложенные в возражении на иск.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе осуществления проверки соблюдения земельного законодательства управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 545 кв. м с видом разрешенного использования «Магазины (4.4)» по адресу: <адрес> расположен объект капитального строительства - фундамент, площадью застройки 184,1 кв. м, возведенный без разрешительной документации.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки органом муниципального контроля физического лица № 128 от 30.06.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.05.2021 № КУВИ-002/2021-62235070 земельный участок с кадастровым номером № площадью 545 кв. м и видом разрешенного использования - «Магазины (4.4)» по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Джумайло М.А. (1/2 запись регистрации № №-23/001/2020-6 от 17.02.2020); Прихнич К.В. (1/2 запись регистрации№ №-23/001/2020-5 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2021 № 5619/29 по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар был выдан градостроительный план земельного участка № РФ№-0596, разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> не выдалось.
Согласно письму администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара от 05.04.2021 № 1799/43 в администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара информация о выдаче разрешения на строительство или иной разрешительной документации по указанному адресу отсутствует.
На основании пункта 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 22 статьи 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).
В результате градостроительного зонирования, регламентированного статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также согласно статье 32 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования <адрес> (утвержденных решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ № п.6) земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2).
Пунктами 3 и 4 статьи 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» установлено, что данные правила применяются в целях обеспечения жизни и здоровья людей, надёжности и безопасности зданий, строений и сооружений и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении споров, связанных с самовольной постройкой, суд должен установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Из приведенной выше нормы закона и разъяснений по ее применению следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Поскольку устранение последствий нарушения должно соответствовать самому нарушению и не приводить к причинению несоразмерных убытков, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, а отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.
В отношении объекта капитального строительства - фундамента, площадью застройки 184,1 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, присутствует квалифицирующий признак самовольной постройки - возведение объекта без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиками приняты меры по получению разрешительной документации.
Так, ответчиками получены: градостроительный план земельного участка № РФ№, технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям ИГ-079/20, отчет о выполнении геодезических работ по определению планово-высотного положения 4 точек объекта от 2021 г., проектная документация: раздел 1 – пояснительная записка 22-20-ПЗ, раздел 2 – схема планировочной организации земельного участка 22-20-ПЗУ, раздел 3 – архитектурные решения 22-20-АР, раздел 4.1 – конструкции железобетонные 22-20-КЖ, раздел 4.2 – конструкции металлические 22-20-КМ, раздел 5 – сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, подраздел 1 – сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения 22-20-ИОС1, раздел 5 – сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, подраздел 2,3 – система водоснабжения и водоотведения 22-20-ИОС2,3, раздел 6 – проект организации строительства 22-20-ПОС, раздел 10 «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» 22-20-ОДИ, раздел – автомобильные дороги, расчет водопотребления от 2020 г., согласие внешнего вида фасада здания, согласие из КВВАУ, согласие из Управления соцзащиты КК, согласия собственника смежного участка, заключен договор энергоснабжения № от 19.03.2021 г.
21.06.2021 г. ответчики обратились с заявлением в департамент транспорта и дорожного движения Администрации МО г. Краснодар о выдаче разрешения для обустройства парковочных мест. Был получен ответ от 23.06.2021 г. № 6672/39.
В августе 2021 г. ответчики возвели фундамент площадью 184,1 кв.м.
18.11.2021 г. ответчиком Прихнич К.В. подано заявление о выдаче разрешения на строительство магазина, находящегося по адресу: <адрес>, в департамент архитектуры и градостроительства МО г. Краснодара.
25.11.2021 г. № 29/18178-1 получен отказ в выдаче разрешения на строительство.
14.12.2021 г. после устранения нарушений ответчик Прихнич К.В. вновь обратился с заявлением в департамент архитектуры и градостроительства МО г. Краснодара о выдаче разрешения на строительство магазина по адресу <адрес>.
22.12.2021 г. № 29/19795-1 получен отказ в выдаче разрешения на строительство, мотивированный тем, что не представлены правоустанавливающие документы на смежный земельным участок для разрешения парковочных мест, не представлены результаты инженерных изысканий, а также раздел, содержащий конструктивные решения объекта капитального строительства.
09.01.2022 г. ответчиками приобретен смежный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 473 кв.м. Категория земель: Земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства; для индивидуальной жилой застройки, находящий по адресу: <адрес>.
Было принято решение об объединении земельных участков №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - Земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства; общей площадью 473 кв.м и № расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования «Магазины (4,4)» общей площадью 545 кв.м.
09.03.2022 г. ответчики сдали документы МФЦ для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием объекта недвижимости.
П. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
С целью определения соответствия спорного объекта капитального строительства действующим требованиям СНиП, СанПиН, экологическим, градостроительным нормам, требованиям и нормам пожарной безопасности, действующим Правилам землепользования и застройки, а также наличия угрозы жизни и здоровью граждан, определением Советского районного суда г. Краснодара по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Кубань-Эксперт».
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта от 18.07.2022 № 11/22С, степень готовности незавершенного строительством объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г Краснодар, <адрес>, составляет 16%.
Незавершенный строительством объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц.
Незавершенный строительством объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, соответствует требованиям СНиП, экологическим, градостроительным нормам, требованиям и нормам пожарной безопасности, а также Правилам землепользования и застройки, генеральному плану. Объект экспертизы расположен в приаэродромной территории аэродрома «Краснодар-Центральный».
Установить соответствие спорного объекта требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил не представляется возможным, так как объект находится в стадии незавершенного строительства.
Незавершенный строительством объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Данное экспертное заключение судом исследовано и оценено на основании ст. 67 ГПК РФ, учтено, что оно выполнено квалифицированными экспертами, имеющими высшее образование, соответствующую квалификацию и стаж работы по экспертной специальности, которые предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. При проведении экспертизы судебными экспертами исследованы материалы дела, сделано описание и анализ проведенного исследования, использованы нормативные акты и специальная литература. Выводы соответствуют вопросам, поставленным перед экспертом. Сомнений в достоверности выводов эксперта у суда не имеется. Ходатайство о назначении дополнительной или повторной экспертизы сторонами не заявлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, принимая во внимание, что спорная постройка возведена на принадлежащем ответчикам земельном участке, соответствует действующим требованиям СНиП, СанПиН, экологическим, градостроительным нормам, требованиям и нормам пожарной безопасности, не угрожает жизни и здоровью граждан, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Отказывая в иске, суд также учитывает, что ответчиками до возведения фундамента ответчиками предприняты меры для получения всех необходимых разрешительных документов: на основании заявления Прихнич К.В. от 07.08.2020 получен градостроительный план, в 2020 проведены инженерно-геодезические изыскания, разработана проектная документация, ответчики дважды обращались за выдачей разрешения на строительство.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.09.2022