Решение по делу № 2-2516/2018 от 01.03.2018

Дело № 2-2516/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баязитовой Татьяны Михайловны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

                     УСТАНОВИЛ:

Баязитова Т.М. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 562 кв.м.

В обоснование иска указано, что истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по указанному адресу. Земельный участок предоставлен истцу в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Считая, что имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность, истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. В предоставлении в собственность земельного участка истцу ответчиком было отказано, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Допрошенная в судебном заседании истец Баязитова Т.М., представитель истца по устному ходатайству Стрельникова И.Р. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Ильясова Э.Н. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Жилой дом общей площадью 31,2 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу Баязитовой Т.М. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН, о чем выдано соответствующее Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 и абз. 2 п. 2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 562 кв.м, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек на основании Постановления Главы Администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Баязитовой Т.М. в аренду до ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды .

На день рассмотрения дела спорный земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Баязитовой Т.М. в аренду до ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

На основании п. 1 ст. 39.3. и пп 6 п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом принято решение об отказе в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что он расположен в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд.

Не согласившись с отказом, истец обращается в суд с настоящим иском.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 года, по смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно чч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Как установлено судом, постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Откорректированный план красных линий улиц <адрес> в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан», которым определено развитие указанного района.

В соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 41/6 от 28.01.2015 года (с последующими редакциями) «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд были зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, была утверждена схема размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Срок резервирования определен до 1 января 2019 года.

В соответствии с указанными выше общедоступными правовыми актами и надлежащими документами территориального планирования, спорный земельный участок с кадастровым номером расположен на территории, предназначенной для размещения инженерной и транспортной инфраструктур муниципального значения, входит в перечень земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.

Следовательно, на день обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу.

Таким образом, суд полагает, что ответчиком на законных основаниях, предусмотренных положениями ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации, было отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 9.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Как установлено в судебном заседании, право собственности на жилой дом, который расположен на спорном земельном участке, возникло у истца после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не в порядке наследования, а на основании договора купли-продажи. Право собственности правопредшественника на жилой дом также возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок предоставлен сначала правопредшественнику, а затем истцу после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды. Доказательств предоставления земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования суду представлено не было.

При таких обстоятельствах оснований для предоставления в собственность истца бесплатно спорного земельного участка не имеется.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Баязитовой Татьяны Михайловны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 562 кв.м, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы РБ.

Судья Бикчурина О.В.

2-2516/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Баязитова Т.М.
Ответчики
УЗИО Администрации ГО г.Уфа
Администрации ГО г.Уфа РБ
Суд
Калининский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
kalininsky.bkr.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2018Передача материалов судье
01.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее