ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8618/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-321/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Голубева Н.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2022 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Мотиной И.И., Синани А.М. |
при секретаре: |
Медовник И.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Карапетровой Татьяны Даниловны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2022 год
УСТАНОВИЛА
Карапетрова Т.Д. обратилась к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с иском о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
При этом ответчиком в специальный стаж не были включены в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы) периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ; в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебные отпуска.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2022 год исковое заявление Карапетровой Татьяны Даниловны - удовлетворено частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения- правления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Карапетровой Татьяне Даниловне досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в льготный страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и пребывание в учебных отпусках.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым включить в льготный стаж для назначения Карапетровой Татьяне Даниловне досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения следующие периоды деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебные отпуска;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ - работу <данные изъяты> в льготном исчислении с учетом льготного порядка исчисления стажа согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым назначить Карапетровой Татьяне Даниловне, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении искового заявления в части включения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы неполный рабочий день - отказано.
Взыскано с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым в пользу Карапетровой Татьяны Даниловны государственную пошлину в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе ГУ-ОПФР по Республике Крым просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.
В обосновании жалобы ответчик ссылается на то, что к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть применен льготный порядок исчисления, поскольку УПФР в г. Алуште Республики Крым проведены проверки достоверности сведений по представленным справкам о льготном характере работы Карапетровой Т.Д., о чем составлены акты № от ДД.ММ.ГГГГ., № от 16.09.2021г. Сведения о выполнении истцом хирургических вмешательств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из предоставленных работодателем документов не прослеживались, дополнительно в Отделение предоставлены не были. Отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж, поскольку имели место после принятия Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) по которому период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Кроме того Отделением указано, что суд обязал назначить истцу пенсию с 29 июля 2021 года. В соответствии с положениями части 1.1 п. 20 в редакции от 01.01.2019 года, введенной в действие Федеральным законом № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», чтобы у Карапетровой Т.Д. возникло право на пенсию с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, её льготный стаж 30 лет должен быть подтвержден по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При подтверждении льготного стажа 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ - право на пенсию возникает не ранее ДД.ММ.ГГГГ. При подтверждении льготного стажа 30 лет в 2021 году - через 36 мес. со дня, когда истцом выработан данный льготный стаж. При включении спорных периодов в льготный страховой стаж истца, согласно решению Алуштинского городского суда, право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ у истца не возникает, ввиду отсутствия льготного стажа 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно произведенным расчетам, с применением льготного исчисления стажа, а также учета отпусков по уходу за ребенком и учебных отпусков, льготный стаж Карапетровой Т.Д. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 лет 7 мес. 5 дн., то есть 30 лет выработано в 2021 году, а значит, право на пенсию возникнет лишь в 2024 году.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решения суда без изменения. Представителем ответчика направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей Отделения.
Исследовав материалы дела, выплатное дело Карапетровой Т.Д., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Карапетрова Т.Д. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
При этом ответчиком в специальный стаж Карапетовой Т.Д. не были включены в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы) периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>; в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебные отпуска.
Отказ во включении в специальный стаж в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы) периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ мотивирован тем, что за указанные периоды не прослеживается участие Карапетровой Т.Д. в проведении операций в качестве <данные изъяты>
Судом первой инстанции требования истца о включении указанных периодов в специальный стаж Карапетровой Т.Д. в льготном порядке (1 год 6 месяцев за 1 год работы) удовлетворены.
Судебная коллегия находит такой вывод суда обоснованным, исходя из следующего.
В целях реализации ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, льготный порядок исчисления предусмотрен, в том числе для Оперирующих врачей специалистов всех наименований, отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, в том числе акушерское, гинекологическое.
Согласно справке уточняющей особый характер работ и условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Карапетрова Т.Д. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в <данные изъяты>, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> на постоянно; с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на полную ставку; с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. В справке также указано, что акушерско-гинекологическое отделение относиться к отделениям хирургического профиля (л.д. 17).
Имеющимися в материалах дела историями родов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается участие Карапетовой Т.Д. в проведении операций в 2009 году (л.д. 32-33).
Протоколами проведения операций № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, историями родов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № за октябрь 2014 г., № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается участие в проведении Карапетровой Т.Д. операций в 2013 – 2014 гг. (л.д. 42 - 43).
Таким образом, указанными документами подтверждается участие Карапетровой Т.Д. в проведении операций в 2009 г., 2013-2014 гг.
Вместе с тем, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Обязательное подтверждение участия в проведении операций, с целью льготного исчисления стажа законодательством не предусмотрено.
Из решения и жалобы Отделения усматривается, что работа с 2008 по 2011 гг., с 2013 по 2014 гг. не включена в стаж в льготном исчислении в связи с отсутствием документов, подтверждающих участие в проведении операций в качестве хирурга. Соответствие занимаемой истцом должности в отделении, дающем право на льготное исчисление стажа, ответчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, у судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда о включении периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 0101.2013 года по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в льготном исчислении с учетом льготного порядка исчисления стажа.
Рассматривая вопрос о включении в специальный стаж Карапетровой Т.Д. учебных отпусков: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции руководствовался п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, где указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из действующего в период спорных правоотношений на территории Республики Крым законодательства Украины; а именно пункта «ж» ст. 56 закона Украины «О пенсионном обеспечении», которым предусмотрено, что в стаж работы засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не дольше чем до достижения каждым ребенком трёхлетнего возраста.
Судебная коллегия находит данный вывод суда неверным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что Карапетрова Т.Д. находилась в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно руководящим разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в период работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР»), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» из которых следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку отпуска истца по уходу за детьми имели место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения истца в отпуске по уходу за детьми не подлежат включению в специальный стаж.
Зачет отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж на основании нормативно – правовых актов Украины противоречит предусмотренному положениям ст. 11 ФКЗ №6-ФКЗ, ст. 2 ФЗ №208-ФЗ праву граждан Российской Федерации на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. До дня прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины истцом не был полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию на льготных основаниях. Поэтому, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой пенсии. При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что нарушений части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ в отношении Карапетровой Т.Д. не допущено. Приведенной правовой нормой установлено принципиальное положение, согласно которому размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Таким образом, в приведенной норме речь идет о сохранении назначенных и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат. Однако Карапетрова Т.Д. не являлась по состоянию на указанную выше юридически значимую дату получателем пенсии по украинскому закону.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик имел законные и обоснованные основания для отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения истца в отпусках по уходу за детьми. В этой связи оснований для удовлетворения исковых требований Карапетровой Т.Д. в данной части у суда не имелось.
Что касается вывода суда о назначении Карапетровой Т.Д. досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то судебная коллегия находит его ошибочным исходя из следующего.
С учетом специального стажа, принятого к зачету ответчиком в бесспорном порядке и периодов учтенных судом в льготном порядке, специальный стаж Карапетровой Т.Д. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) составит около 27 лет 6 месяцев, при требуемых 30 годах. Следовательно, решение суда первой инстанции в части назначения пенсии подлежит отмене.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что решение суда в части взыскания с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в пользу Карапетровой Т.Д. государственной пошлины в размере 600 рублей подлежит изменению с указанием о взыскании суммы 300 рублей.
Размер госпошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации определен в статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку данный спор относиться к неимущественным спорам, а оплата госпошлины при подаче иска в данном случае носит фиксированный характер, для физических лиц - 300 рублей (п.3. ч. 1 ст. 333.19 НК РФ), взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2022 года отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения- правления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Карапетровой Татьяне Даниловне досрочной страховой пенсии по старости; возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым обязанности включить в льготный стаж Карапетровой Татьяне Даниловне периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и в этой части в иске Карапетровой Татьяне Даниловне отказать.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2022 года изменить, взыскав с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в пользу Карапетровой Татьяне Даниловне государственную пошлину в размере 300 рублей вместо 600 рублей.
В остальной части решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 19 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: