Дело №2а-129/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 08 июля 2022 года
Судья Быстроистокского районного суда Вдовенко А.В., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании размещённой информации запрещённой к распространению,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещённой на Интернет-страницах <данные изъяты>, запрещённой к распространению.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, посредством выхода в сеть «Интернет» установлено, что на Интернет-страницах <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» размещена запрещенная информация, пропагандирующая сложившийся образ жизни в местах лишения свободы, насилие, направленное на сотрудников полиции, восхваляющая преступный образ жизни, а также информация об асоциальном поведении, содержащая лозунги «АУЕ», в том числе опубликованы фотографии несовершеннолетних с обозначением криминальных наколок на теле.
Вход на указанные страницы свободный, указанные Интернет-ресурсы доступны для неограниченного круга лиц, в том числе и для несовершеннолетних.
Основываясь на приведённых доводах и обстоятельствах, просит признать информацию, пропагандирующую насилие, восхваляющую преступный образ жизни, в том числе и среди несовершеннолетних, размещённую на Интернет-страницах <данные изъяты>, запрещённой к распространению в Российской Федерации.
Административное дело на основании ч.7 ст. 150 и ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в нарушение законодательства о запрете размещения в сети «Интернет» противоправной информации, установлено, что на Интернет-страницах <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» размещена информация, запрещённая к распространению на территории Российской Федерации: информация, пропагандирующая насилие, восхваляющая преступный образ жизни, а также информация об асоциальном поведении, содержащая лозунги «АУЕ».
Спорные Интернет-страницы являются открытыми, на них размещена информация в текстовом виде, картинок, видеоролики, пропагандирующая насилие, восхваляющая преступный образ жизни, а также информация, направленная на формирование молодёжной субкультуры «АУЕ», причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 движение «АУЕ» – Арестантское уголовное единство – признано экстремистским.
Административное дело на основании ч.7 ст. 150 и ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, посредством выхода в сеть «Интернет» установлено, что на Интернет-страницах <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» размещена информация, запрещённая к распространению на территории Российской Федерации: информация, пропагандирующая насилие, восхваляющая преступный образ жизни, а также информация об асоциальном поведении, содержащая лозунги «АУЕ».
Спорные Интернет-страницы являются открытыми, на них размещена информация в текстовом виде, картинок, видеоролики, пропагандирующая насилие, восхваляющая преступный образ жизни, а также информация, направленная на формирование молодёжной субкультуры «АУЕ», причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 движение «АУЕ» – Арестантское уголовное единство – признано экстремистским.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10, части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В статье 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занятие пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон №436-ФЗ), к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 11 Закона №436-ФЗ, оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 5 Закона №436-ФЗ, к информации, оборот которой не допускается, в том числе отнесена информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства положениями статьи 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно пункту 13 статьи 2 Закона №149-ФЗ, сайт в сети Интернет представляет собой совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
Ограничение доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьёй 15.1 Закона №149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов», позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 (далее – Правила).
В соответствии со статьёй 15.1 Закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов», позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – реестр).
В реестр включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;
- информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае её размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;
- информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочена принимать решения о включении доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр.
Таким образом, для выполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанностей, возложенных законом на государственные органы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию посредством ограничения доступа к ней, требуется признание информации, размещённой на сайтах, запрещённой к распространению.
Из представленных в материалы дела скриншотов страниц сети Интернет достоверно усматривается наличие на страницах <данные изъяты> информации, направленной на пропаганду насилия, восхваляющая преступный образ жизни, а также об асоциальном поведении, содержащая лозунги «АУЕ», в том числе среди несовершеннолетних, в связи с чем требования о признании данной информации запрещённой к распространению в Российской Федерации как противоречащей её законодательству подлежат удовлетворению.
Согласно п.4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае её размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещённая на Интернет-страницах <данные изъяты>, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещённой к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
В силу п.5 указанных выше Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются в том числе вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.
Судом установлено, что информация, размещённая на Интернет-страницах <данные изъяты> ранее не была признана запрещённой к распространению в Российской Федерации решениями компетентных судов до настоящего обращения прокурора в суд с данным иском.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Быстроистокского района Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать запрещённой к распространению в Российской Федерации информацию, размещённую на Интернет-страницах <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий А.В. Вдовенко