Судья Гурьянова О.В. Дело № 33-358
УИД 44RS 0028-01-2019-000664-33
№ дела в суде первой инстанции 2-10/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«01» марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей: Зиновьевой Г.Н., Лукьяновой С.Б.,
при секретаре Боречко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Булатовой Галины Андреевны, Бахаревой Татьяны Николаевны, Киселева Владимира Дмитриевича, Елисеевой Натальи Анатольевны, Заставной Тамары Петровны, Смирнова Николая Сергеевича, Зубковой Галины Николаевны, Жерлицына Евгения Семеновича, Иванченко Риммы Александровны, Степановой Людмилы Васильевны, Тумановой Натальи Александровны, Горловой Нины Андреевны, Козлова Сергея Владимировича, Паньшиной Зинаиды Дмитриевны, Козловой Марии Гавриловны, Киселевой Людмилы Леонидовны на решение Костромского районного суда Костромской области от 28 октября 2020 года, которым в иске Рябцевой Марины Анатольевны, Булатовой Галины Андреевны, Бахарева Николая Ивановича, Киселева Владимира Дмитриевича, Елисеевой Натальи Анатольевны, Заставной Тамары Петровны, Смирнова Николая Сергеевича, Зубковой Галины Николаевны, Жерлицына Евгения Семеновича, Иванченко Риммы Александровны, Степановой Людмилы Васильевны, Тумановой Натальи Александровны, Горловой Нины Андреевны, Козлова Сергея Владимировича, Паньшина Никиты Александровича, Тумановой Натальи Александровны, Козлова Сергея Владимировича, Киселевой Людмилы Леонидовны к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании законным переустройства жилых помещений, сохранении жилых помещений в переустроенном и перепланированном состоянии – с переустроенной системой отопления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав Елисееву Н.А., Козлову З.А., Степанову Л.В., Киселеву Л.Л. и их представителя адвоката Нарышева А.В., представляющего также интересы иных истцов и третьих лиц, представителей ИП Горохова С.Ж. Беляева Н.В. и адвоката Пашутина П.В., представителя Плахина М.А. адвоката Данченко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Рябцева М.А., Булатова Г.А., Бахарев Н.И., Киселев В.Д., Елисеева Н.А., Заставная
Т.П., Смирнов Н.С., Зубкова Г.Н., Жерлицын Е.С., Иванченко Р.А., Степанова Л.В.,Туманова Н.А., Горлова Н.А., Козлов С.В., Паньшин Н.А., Киселева Л.Л. обратились в суд с иском к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области, ИП Горохову С.Ж. о сохранении жилых помещений в переустроенном и перепланированном состоянии - с переустроенной системой отопления.
В иске и уточненном исковом заявлении указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) по адресу: <адрес>. По согласованию с ООО «Спецстроймонтаж» в их квартирах было установлено газовое оборудование, выполнены работы по устройству поквартирной системы отопления. На основании технических условий и акта состояния дымовых и вентиляционных каналов разработан рабочий проект на переустройство квартир под индивидуальное отопление. Истцами неоднократно были подготовлены и направлены обращения главе администрации Костромского муниципального района и главе Сущевского сельского поселения по вопросу согласования отключения от централизованного теплоснабжения в связи с установкой индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения и согласования переустройства жилых помещений. Также о решении истцов были уведомлены руководители ООО ЖКХ «Кострома-сервис» и МУП Костромского района «Коммунсервис». Директор МУП «Коммунсервис» проинформировал истцов о том, что с 01.08.2019 полномочия по осуществлению функций единой теплоснабжающей организации п. Прибрежный перешли к ИП Горохову С.Ж. согласно постановлению администрации Костромского муниципального района
Костромской области от 07.09.2018 № 436-р. В настоящее время отключение квартир от
централизованного теплоснабжения осуществлено, однако ответчики не согласовывают
переустройство жилых помещений. В квартирах общие стояки центральной системы
отопления отключены от отопительных приборов и заизолированы. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.06.2018 всеми собственниками квартир многоквартирного дома принято единогласное решение об отключении жилого дома от центрального отопления и переходе его на индивидуальное газовое отопление. Переустройство квартир истцов никак не затрагивает общее имущество многоквартирного дома. Истцами подготовлены все необходимые документы, подтверждающие, что переустройство жилого помещения под индивидуальное отопление отвечает требованиям законодательства,
получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Из-за непоследовательных действий департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, администрации Костромского муниципального района, администрации Сущевского сельского поселения сложилась неопределенная ситуация по теплоснабжению. Весь 2017 год от должностных лиц исходила инициатива по переходу на индивидуальное отопление, но сроки принятия решений не были определены. Поэтому истцы приняли самостоятельное решение в рамках действующего законодательства. Приняв решение от 12.06.2018, они в кратчайшие сроки уведомили о своем решении всех заинтересованных лиц. Однако должностные лица не только не оказали содействия в реализации права граждан определять порядок пользования своим имуществом, но и препятствовали этому. 02.04.2018 был составлен акт законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) дома №11. 05.04.2018 произведен пуск газа и газоиспользующего оборудования АО «Газпром газораспределение Кострома «Облгазстрой». 25.06.2018 заключен договор с ООО «Экспресс- мастер» на разработку проектной документации на установку в квартирах МКД газовых котлов взамен газовых колонок. Проект согласован 23.07.2018 в ООО «НОВАТЭК-Кострома» и АО «Газпром газораспределение Кострома «Облгазстрой». 24.07.2019 проектная документация передана заказчику. 01.01.2018 работы выполнены специализированной организацией ООО «Спецстроймонтаж» в соответствии с проектом, произведен первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование. Таким образом, переустройство жилых помещений было завершено, оно свелось к замене газовых колонок на газовые котлы и отсоединению МКД от центральной системы отопления. В квартирах установлены сертифицированные настенные газовые котлы с закрытой камерой сгорания мощностью 15 кВт. Запрет, содержащийся в п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», имеет место при одновременном наступлении двух условий: наличие подключения к системе теплоснабжения и наличие источников энергии в перечне. Газовые котлы истцов не указаны в запрещающем к эксплуатации перечне правил техприсоединения, то есть названная норма в их споре не применима. Права и законные интересы граждан МКД в данном случае не нарушаются, так как решение о переустройстве принято единогласно на общем собрании собственников помещений МКД; выполненное переустройство не создает угрозу жизни и здоровью, сети газораспределения и газопотребления дома соответствуют требованиям технического регламента.
В связи с этим истцы просят сохранить в переустроенном виде квартиры №№ № расположенные в доме <адрес>
В качестве третьих лиц в деле участвовали МУП «Коммунсервис» Костромского
района, ООО «ЖКХ-Сервис», ООО «Спецстроймонтаж», ООО «Экспресс-Мастер», АО «Газпром газораспределение Кострома», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Плахин М.А., Колесникова М.Э., Булатов С.Ю., Булатов Ю.С., Бахарева Т.Н., Сабуров С.А., Пестининкас С.В., Смирнова Д.Б., Минакина А.В., Молчанов Г.И., Жерлицына А.А., Иванченко В.И., Иванченко А.И., Паньшина З.Д., Козлова М.Г., Горлов Н.П., Козлова З.А.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истцов ИП Горохов С.Ж. исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Булатова Г.А., Бахарева Т.Н., Киселев В.Д., Елисеева Н.А., Заставная Т.П., Смирнов Н.С.,Зубкова Г.Н., Жерлицын Е.С., Иванченко Р.А., Степанова Л.В., Туманова Н.А., Горлова Н.А., Козлов С.В., Паньшина З.Д., Козлова М.Г., Киселева Л.Л. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считают, что судом нарушены нормы процессуального права, не применены нормы материального права, подлежащие применению, а также дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле. Указывают, что суд не принял во внимание в качестве доказательства откорректированную рабочую документацию, сославшись на то, что не обладает специальными знаниями для ее надлежащей оценки. Однако при этом суд не привлек специалиста или разработчика этой документации, чтобы тот мог дать разъяснения, и не предложил сторонам привлечь специалиста или ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы. Обращают внимание, что путем простого сравнительного анализа, сопоставляя откорректированную документацию и экспертизу ООО «<данные изъяты>», можно было определить объем внесенных изменений и увидеть устранение всех недостатков и несоответствий, ранее имевших место. Возражений относительно откорректированной рабочей документации другие участники процесса не высказали. В своих выводах суд неоднократно ссылается на актуализированную схему теплоснабжения Сущевского сельского поселения, что делали и эксперты ООО «<данные изъяты>», т.е. решение суда основано на этом документе, утвержденном постановлением администрации Костромского района № 2495 от 13.12.2018. Истцами в рамках самостоятельного административного иска обжалуется указанное постановление, однако судом первой инстанции дважды отказано в удовлетворении их ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу. Полагают, что при таких обстоятельствах суд должен был либо удовлетворить данное ходатайство, либо не ссылаться на указанный документ и не учитывать основанные на нем доводы экспертов. Полагают, что вывод суда о невыполнении истцами установленного законом порядка проведения переустройства квартир, поскольку эти работы были выполнены самовольно, без соответствующих разрешений, не может быть положен в основу решения, поскольку это обстоятельство являлось основанием заявленного иска, при этом суду был предоставлен откорректированный проект, которому полностью соответствует проведенное переустройство. Каким нормам пожарной безопасности противоречит этот проект и чем конкретно создается угроза жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в доме, судом не указано, эти выводы суда является голословными и безосновательными. Указывают, что их дом никогда не входил в систему теплоснабжения п.Прибрежный, а поэтому разбалансировать (нарушить) ее баланс проведенное переустройство, вопреки выводу суда, не может. Первичный пуск системы теплоснабжения был 06.09.2018, а их дом фактически отключен уже летом 2018. Никаких ответвлений (отдельных линий) для домов № № 9 и 11 не существует, линия теплоснабжения имеет в своей сдвоенной конструкции как подающую, так и обратную трубу, и эти линии - общие для всей системы теплоснабжения поселка без разделения на отдельные ветки. Каких-либо замечаний при запуске не было, поэтому о возможной разбалансировке существующей системы теплоснабжения говорить необоснованно. Скорее к разбалансировке может привести включение их дома в централизованную систему отопления и увеличение нагрузки на сеть и оборудование. Обращает внимание, что водоснабжение дома №9 не нарушено и фактически осуществляется уже 3 отопительный сезон. Кроме того, существующее водоснабжение дома №9, через подключение от внутренней сети дома № 11, является незаконным. При существующей системе теплоснабжения права жителей дома № 9 не нарушаются, им обеспечивается подача воды от дома №11, собственники квартир дома №11 не намерены изменять существующую систему теплоснабжения. Вопреки выводу суда законодательство не содержит запретов на переход жилых помещений и многоквартирного дома в целом с одного вида отопления на другой, а напротив, допускает и предусматривает такую возможность. Отмечают, что Схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения также не содержит запрета на переход на индивидуальное отопление, а только констатирует то, что увеличение объема теплоснабжения не предвидится из-за отсутствия перспектив строительства МКД. Считают, что в данном случае п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» не применим. Данная норма носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том, случае, если такие источники включены в перечень, определенный п.51 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 787. То есть данная норма указывает, что запрещено в качестве индивидуальных квартирных источников тепловой энергии использовать те, которые не отвечают требованиям этого пункта Правил, но если в схеме теплоснабжения предусмотрено, то могут использоваться и другие источники тепловой энергии, не подпадающие под указанные ограничения. В том, что жители дома не согласовали переустройство и выполнили его до выдачи соответствующего разрешения, есть вина администрации Костромского муниципального района. После того, как жителями было принято решение о переходе на индивидуальное отопление, в адрес администрации Костромского района 14.06.2018 было направлено заявление об отключении дома с просьбой выдать необходимую документацию об этом до подключения индивидуального отопления, т.е. фактически согласовать переустройство. Однако данное обращение не было рассмотрено по существу и не направлялось в адрес Сущевской сельской администрации до февраля 2019. В июне-июле 2018 о проведенном переустройстве также были уведомлены теплоснабжающая организация и управляющая компания. Таким образом, администрацией Костромского района не была обеспечена возможность собственникам дома реализовать свои права на получение разрешения на переустройство в порядке, предусмотренном ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку ответа на обращение жителей от ответчиков не последовало, в связи с близостью отопительного сезона, в начале октября 2018 года в квартирах жителей был произведен первичный пуск газа. Отмечают, что все замечания, указанные в экспертизе ООО «<данные изъяты>», ими были устранены, представлены доказательства, что с уполномоченной организацией заключены договоры о техническом обслуживании газового оборудования. Экспертной организацией ООО «<данные изъяты>» было установлено, что экологические нормы не нарушаются произведенным переустройством квартир, а монтаж и прокладка сетей внутренних сетей газопровода в целом соответствуют нормативным требованиям. В этой связи, по мнению заявителей жалобы, на момент вынесения решения суда не имелось каких-либо нарушений норм переустройства квартир, и имелись основания для удовлетворения иска, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ИП Горохов С.Ж., МУП «Коммунсервис», администрация Костромского муниципального района Костромской области, Плахин М.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Елисеева Н.А., Козлова З.А., Степанова Л.В., Киселева Л.Л. и их представитель адвокат Нарышев А.В., представляющий также интересы иных истцов и третьих лиц на стороне истца, поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители третьего лица ИП Горохова С.Ж. - Беляев Н.В. и адвокат Пашутин П.В., представитель третьего лица Плахина М.А. - адвокат Данченко А.А. полагали решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив рабочую документацию системы внутреннего газоснабжения ООО «<данные изъяты>» и откорректированную рабочую документацию системы внутреннего газоснабжения ООО «<данные изъяты>», надзорное производство прокуратуры Костромского района Костромской области № №, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Ч. 1 ст. 25 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
На основании п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ собственник помещения, наряду с иными документами, представляет для проведения и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
В ч.ч. 5 и 6 ст. 26 ЖК РФ указано, что заявителю должен быть органом, осуществляющим согласование, документ, подтверждающий принятие решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (ч. 1).
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч. 2).
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3).
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4).
В п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование; уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно подп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается, в частности, изменение параметров объекта капитального строительства.
В соответствии с п.п. 1.7.1 и 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке; переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В силу п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Указанные в вышеприведенной статье Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787. П. 51 названных Правил определены требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, при несоблюдении которых указанные источники запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, а также Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Из взаимосвязанных положений ст. ст. 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 названного выше Федерального закона № 384-ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (п. 2 ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ).
В Письме Минстроя России от 15.10.2014 № 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» разъяснено следующее.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения.
Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в настоящее время Постановление № 307 не действует, а действует вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787).
Учитывая, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Также возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
05.04.2016 на официальном сайте Минстроя России www.minstroyrf.ru" опубликован ответ на вопрос о порядке начисления платы за отопление для жилых помещений, расположенных в МКД, подключенных к централизованному отоплению, но переведенных на индивидуальное отопление и допущенных в эксплуатацию на основании соответствующих решений органа местного самоуправления.
При ответе на указанный вопрос, в частности, разъяснено, что переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации (приведены в ответе).
Отмечено, что для реализации потребителями, включая граждан, проживающих в многоквартирных домах, решений о смене способа обеспечения теплоснабжения в соответствии с пунктом 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - Требования), уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема.
Согласно пункту 22 Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении, в том числе следующих данных:
- изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки;
- ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации.
В Письме Минстроя России от 07.09.2016 № 29077-АТ/04 «О переходе на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах» разъяснено, что поскольку система центрального отопления дома относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством. По мнению Минстроя России, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом и в этом случае соответствующее решение должны принять собственники помещений, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами, внести изменения в техническую (проектную) документацию на многоквартирный дом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы являются собственниками жилых помещений (квартир) в 18-квартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно данным технического паспорта указанный дом подключен к центральному отоплению.
29.12.2016 завершено строительство подземного распределительного газопровода в <адрес>, о чем составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
05.04.2018 завершено переустройство сети газопотребления МКД по адресу: <адрес> со сжиженного на природный газ, которая введена в эксплуатацию 02.04.2018.
13.12.2018 постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области № 2495 утверждена актуализированная Схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период 2013 по 2027 г.г..
Согласно разделу 12 Схемы теплоснабжения возможность перехода
индивидуальных жилых домов, отдельных квартир в многоквартирном доме с центральным
теплоснабжением и в целом многоквартирных домов на иной вид индивидуального
отопления не предусмотрена. Решение о переходе на автономное отопление возможно только в случае, если потребитель расположен за пределами эффективного радиуса теплоснабжения, и теплоснабжение которых является убыточным для теплоснабжающих организаций.
Из дела видно, что в связи с выводом из эксплуатации угольной котельной МУП «Коммунсервис», посредством которой снабжались теплом многоквартирные дома в <адрес>, на совещании по вопросу: «Об организации теплоснабжения <адрес> и <адрес>» под председательством заместителя директора департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, с участием должностных лиц администрации Костромского муниципального района Костромской области и Сущевского сельского поселения Костромского района Костромской области было рекомендовано в срок до 10.04.2017 организовать проведение общих собраний собственников МКД по вопросу перехода на индивидуальное отопление.
Как следует из письменных отзывов администрации Костромского муниципального
района Костромской области, с жителями поселка неоднократно в течение 2017 года велись беседы о возможности перехода на индивидуальное автономное отопление МКД.
Согласно плану организационных мероприятий на 2018 год, утвержденному
распоряжением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 19.04.2018 № 436-р, в план включены: в срок до 20.04.2018 - подача заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации на территории <адрес> Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района; в срок до 15.09.2018 - выполнение работ по реконструкции котельной и тепловых сетей в <адрес>, исполнитель - ИП Горохов С.Ж.
С 08.09.2018 статус единой теплоснабжающей организации в границах системы
теплоснабжения, состоящей из источника теплоснабжения - собственной котельной в п.
<адрес> присвоено ИП Горохову С.Ж. на основании постановления главы
Костромского муниципального района Костромской области от 07.09.3018 № 1785.
20.08.2018 составлен акт о технологическом присоединении объектов централизованной системы отопления <адрес> к котельной ИП Горохова С.Ж.
Собственник квартиры <адрес> Елисеева Н.А. направила в адрес администрации Сущевского сельского поселения несогласие по вопросу включения в схему теплоснабжения указанного дома, поскольку он уже оборудован автономным отоплением.
Согласно представленным в материалы дела документам, 12.06.2018 состоялось общее собрание собственников помещений указанного МКД, на котором
было решено отключить жилой дом от центрального отопления, перейти на индивидуальное
газовое отопление.
О данном решении была уведомлена администрация Костромского муниципального
района Костромской области 14.06.2018 и 31.08.2018.
Обращение жильцов в установленном законом порядке и с предоставлением всех необходимых документов (ст. 26 ЖК РФ) в органы местного самоуправления по вопросу согласования проведенного переустройства не имело места; решение о согласовании произведенного истцами переустройства жилых помещений органами местного самоуправления не принималось.
Фактически собственниками указанного МКД в 2018 году своими силами произведено переоборудование системы отопления и горячего водоснабжения с нарушением установленного главой 4 ЖК РФ порядка, что подтверждено, в частности, ответом прокуратуры Костромского района от 09.01.2019.
Многоквартирный дом был отключен от сетей центрального теплоснабжения
<адрес>, что подтверждено представленными в материалы дела документами, в т.ч.:
- паспортом готовности МКД к эксплуатации в зимний период 2018-2019 гг., из
которого следует, что приборы центрального отопления сняты жителями, идет
переоборудование на газовое отопление;
- актом осмотра от 27.08.2018, зафиксировавшим самовольную обрезку тепловой сети
жильцами дома без разрешительной документации, а именно: обрезка прямого и обратного
трубопровода наружной тепловой сети на расстоянии примерно 15 см от наружной стены
здания МКД у среднего подъезда. На жителей возложена обязанность восстановить ввод
тепловой сети в дом в срок до 28.08.2018;
- актом обследования системы теплоснабжения <адрес> от 12.08.2019 и
фотоматериалами, которыми установлен факт самовольного демонтажа приборов отопления
и обрезка внутридомовых труб теплоснабжения.
Истцами суду представлена рабочая документация «Система внутреннего
газоснабжения» выполненная ООО <данные изъяты>» 24.07.2018.
В данной рабочей документации имеется письменное подтверждение от АО «Газпром Газораспределение Кострома» технической возможности транспортировки природного газа в объеме 25,5 м3/4, необходимого для газоснабжения МКД с учетом планируемого переустройства, по газораспределительной сети низкого давления 0,00185 МПа диаметром 57 мм в точке подключения сети газопотребления объекта капительного строительства. До начала проектирование необходимо получить согласие собственников внутреннего газопровода на подключение. Также сообщено, что переустройство системы газопотребления необходимо проводить в соответствии с ЖК РФ и другими действующими нормативно-правовыми актами. На основании данного письма был разработан проект установки газовых котлов в МКД. Подача газа предусматривается на отопление, горячее водоснабжение пищеприготовление. В кухнях жилого дома к установке приняты сертифицированные настенные газовые котлы полной заводской готовности с закрытой камерой сгорания для нужд ГВС и отопления. Для исключения протекания через газопровод токов утечки предусмотрена установка изолирующих соединений перед плитами и газовыми котлами. В квартирах предусмотреть установку сигнализаторов загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10 % НКПРП или ПДК природного газа. Сигнализаторы должны быть сблокированы с быстродействующими запорными клапанами, установленными на вводе газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности.
Собственниками помещений указанного МКД заключены договоры поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с ООО «НОВАТЭК- Кострома», в которых указаны газовые приборы: газовая плита и газовая колонка.
13.03.2018, 15.03.2019, 16.03.2019 заключены договоры о техническом обслуживании
и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в которых в
перечне газового оборудования уже указаны: газовая плита, отопительный газовый котел,
приборы учета газа.
В материалы дела представлены также акты-наряды на первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий от 01.10.2020 и 02.10.2018, составленные ООО «Спецстроймонтаж+», согласно которым в квартирах МКД № 11 был пущен газ в газовые приборы и оборудование, в том числе котлы.
19.07.2018 МУП «Коммунсервис» Костромского района направил в адрес жителей
дома № 11 письмо о том, что в адрес предприятия не поступало технической документации о
переводе многоквартирного дома, в связи с чем отключение дома от центрального отопления невозможно. Также сообщено, что полномочия по осуществлению функций единой
теплоснабжающей организации в <адрес> переходят к ИП Горохову С.Ж.
26.07.2018 в адрес управляющей компании ООО «ЖКХ «Кострома-сервис» направлено заявление об отключении МКД от центрального отопления в связи с установкой индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения в каждой квартире.
Письмом от 06.08.2018 № 198 ООО «ЖКХ-сервис» уведомило МУП «Коммунсервис»
и администрацию Костромского муниципального района Костромской области о том, что
согласно протоколу от 12.06.2018 собственники МКД по адресу: п<адрес> приняли решение о переходе на индивидуальную систему отопления, в связи с чем
ООО «ЖКХ-сервис» просит рассмотреть вопрос отключения МКД от центрального
отопления и выдать собственникам технические условия на индивидуальное подключение
согласно заявлению от 26.06.2018.
06.09.2018 Елисеева Н.А. обратилась к ИП Горохову С.Ж. с просьбой отключить дом
от центрального отопления в связи с установкой индивидуальной системы отопления и
горячего водоснабжения в каждой квартире.
С аналогичными письмами Елисеева Н.А. и другие собственники квартир в МКД
обращались в МУП «Коммунсервис» 26.06.2018 и 25.07.2018, на что получили ответ, что по
вопросу отключении от центрального теплоснабжения необходимо обратиться в
администрацию Сущевского сельского поселения.
30.08.2018 ООО «ЖКХ-Сервис» сообщило председателю совета МКД Тумановой
Н.А. о том, что по заявлению от 26.06.2018 направило письма главе Костромского
муниципального района Костромской области, директору МУП «Коммунсервис с
извещением собственников об отключении от системы центрального отопления, выдаче
технических условий и переходе на индивидуальное отопление.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что через многоквартирный дом <адрес> проходит водопроводная труба, снабжающая водой жителей дома <адрес> по той же улице. Это подтверждено пояснительной запиской к схеме совмещенных сетей отопления водопровода <адрес>, представленной в материалы дела МУП «Коммунсервис» Костромского района. Согласно данной пояснительной записке для исключения размораживания прокладка водовода от дома № 11 к дому № 9 произведена совместно с трубопроводами тепловой сети под тепловой изоляцией труб отопления. Такая прокладка водовода исключает вывод из эксплуатации трубопроводов отопления между домами № 11 и № 9, поскольку при сливе горячего теплоносителя из трубопроводов тепловой сети вода в водоводе в осенне-зимний период может замерзнуть в течение нескольких часов.
Судом первой инстанции по делу была назначена комиссионная судебная техническая
экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «<адрес> и ООО «<адрес>».
Эксперты ООО «<адрес> в своем заключении пришли к следующим выводам.
Проектная документация (шифр 02.18/52-ГСВ) «Система внутреннего газового снабжения», разработана для квартир 18-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район<адрес> ООО «<данные изъяты>» в 2018 году. Проект выполнен на основании письма АО «Газпром газораспределение Кострома» от 11.07.2018 «О подтверждении технической возможности транспортировки объема природного газа». Проектная документация согласована с вышеуказанной организацией.
Технические решения, принятые при разработке проектной документации «Система внутреннего газоснабжения», соответствуют существующему законодательству и не нарушают требования Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.04.2018 в части главы 4, а также действующих технических регламентов, стандартов и сводов правил, в том числе СП 402.132800.2018 «Здания жилые. Правила проектирования систем газопротребления», «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.201 N 870).
Выполненные работы по устройству системы внутреннего газоснабжения квартир МКД № 11 соответствуют техническим решениям, принятым в проектной документации и
соответствуют строительным нормам и правилам (СНиП) и другим нормативным
документам, согласно санитарным, экологическим и противопожарным нормам,
действующим на территории РФ и обеспечивающим безопасность жизни и здоровья людей.
Технологические решения, принятые при переустройстве квартир (систем
внутреннего газоснабжения квартир и устройстве системы индивидуального
теплоснабжения), не нарушают работу основных несущих конструкций здания, являются
безопасными для его эксплуатации, соответствует требованиям СП 54.13330.2016 «Здания
жилые многоквартирные» и другим нормативным документам, действующим на территории
РФ. Произведенное переустройство квартир жилого дома не создает угрозу жизни и
здоровье граждан, проживающих в квартирах.
Переустройство квартир жилого дома - устройство системы индивидуального
теплоснабжения (отопления и ГВС) от газовых теплогенераторов обеспечивает нормативную
температуру воздуха и не нарушает необходимых условий для людей в процессе
эксплуатации здания, в части обеспечения нормируемых параметров микроклимата воздуха
жилых помещений в соответствии с СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»,
ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в
помещениях».
Эксперты ООО «<данные изъяты>» пришли к следующим итоговым выводам:
Исследуемая рабочая документация «Система внутреннего газового снабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанная ООО «<данные изъяты>» в 2018 году, по составу и содержанию не соответствует предъявляемым к ней требованиям, а именно: отсутствует разработанная проектная документация, которая является основанием для разработки рабочей документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в связи с чем разработка рабочей документации в соответствии с нормативными требованиями не представляется возможной.
В составе рабочей документации отсутствуют:
1. Комплект основных чертежей марки электроснабжение (ЭС) на устройство розеток и заземления для подключения энергозависимых газовых теплогенераторов;
2. Комплект основных чертежей марки ОВ (отопление, вентиляция и кондиционирование):
- на устройство дымоходов из стальных труб и санацию существующих вентиляционных каналов и дымоходов в кирпичных станах;
- на переустройство общедомовой централизованной системы отопления МКД на систему поквартирного отопления;
- на отключение МКД от сетей центрального теплоснабжения;
3. Документы, на основании которых выполнена разработка рабочей документации:
- задание на проектирование;
- технические условия ресурсоснабжающей организации и организации, осуществляющей обслуживание и эксплуатацию внутридомовых сетей газоснабжения;
- утвержденная проектная документация;
- акты результатов предпроектного обследования ветканалов и дымоходов МКД;
4. Отсутствует согласование рабочей документации с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями.
Рабочая документация «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ,
разработанная ООО «<адрес>» соответствует градостроительным и экологическим требованиям.
Указанная рабочая документация не соответствует строительным требованиям в части отсутствия проектных решений по разделам электроснабжение, отопление и вентиляция, также подлежащих переустройству наравне с внутренними сетями газоснабжения, что нарушает требования ч.2 и ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.5 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Рабочая документация не соответствует требованиям пожарной безопасности установленным Федеральным законом №123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» в части нарушения требований п.6.7.2 СП4.13130.2013, п.7.1.50 ПУЭ.
Результаты выполненных работ по переустройству квартир МКД для перехода с централизованного отопления на индивидуальное поквартирное отопление не соответствуют рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ,
разработанной ООО «<адрес>», в части нарушения целого ряда ее проектных решений.
Выполненные работы по реализации проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанной ООО «<адрес>» в 2018 году, соответствует экологическим требованиям, но нарушают нормативные требования сводов и правил и требований действующих технических регламентов в области строительства и пожарной безопасности. Следовательно, выполненные работы по реализации проектных решений рабочей документации ООО «<адрес>» создают угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В исследовательской части экспертного заключения по вопросу относительно того, создают ли угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в МКД и иных лиц, фактически выполненные работы по реализации проектных решений рабочей документации ООО «<адрес>», экспертами, в числе прочего, указано следующее.
В процессе осмотра систем внутреннего газопровода и газопотребляющего оборудования и результатов выполненных работ по их монтажу в квартирах исследуемого МКД экспертом установлено, что работы по переустройству внутриквартирных систем газопотребления выполнены с нарушениями нормативных требований, а именно:
1. Во всех квартирах в конструкции дымоходов из нержавеющих труб Д=80 мм отсутствует сборная камера в нижней части дымохода для сбора мусора и других твердых частиц, что нарушает требования п. 6.28 СП 280.1325800.2016 Системы подачи воздуха на горение и удаление продуктов сгорания для теплогенераторов на газовом топливе. Правила проектирования и устройства. Утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 945/пр, введен в действие с 17.06.2017.
2. В 11 квартирах (номера указаны на л.д. 47, т. 6) забор воздуха для горения котла производится из объема остекленной лоджии, а не снаружи здания, что нарушает требования п. 6.30 СП 280.1325800.2016.
3. В 8 квартирах (номера квартира указаны там же) теплогенератор установлен на расстоянии менее 100 мм от кухонного оборудования, что нарушает требования п. 5.8 СП 280.1325800.2016.
4. В 10 квартирах расстояние от электрических розеток до газопровода менее 0,5 м, что нарушает требования п. 7.1.50 Правил устройства электроустановок (ПУЭ издание 7).
5. В 4 квартирах электрические розетки не имеют заземляющего контакта или подключены двужильным проводом, что нарушает требования п.10.10 СП 282.1325800.2016.
6. В двух квартирах расстояние от дымоотвода до стены менее 50 мм, что нарушает требования п. 6.32 вышеназванного СП.
7. В квартире № 18 установка теплогенератора выполнена на поверхности стены из горючих материалов, что нарушает требования п. 5.9 СП 280.1325800.2016.
8. Во всех квартирах, где экспертам была обеспечена возможность обследования конструкции дымоходов, узлы стыковых соединений дымоходов выполнены без обжатия стальными хомутами или иными устройствами, исключающими смещение секций дымохода относительно друг друга, либо дымоходы опираются на случайные подставки в виде, например, обрезков трубы того же дымохода, что нарушает п.п. 6.11, 6.13, 6.20 СП 280.1325800.2016.
9. Не предоставлены заводские паспорта и сертификаты соответствия на элементы дымоотоводов (адаптеры, патрубки, колена) и на дымоходы, что нарушает требования п. 6.10 СП 280.1325800.2016.
10. Не предоставлены протоколы и )или) акты освидетельствования дымоотводов и проверки наличия в них тяги, что нарушает требования п. 6.8 СП 280.1325800.2016.
11. Не предоставлены результаты испытаний внутриквартирных или внутридомового газопроводов на герметичность (акты, протоколы, паспорта) после их монтажа, что нарушает требования п. 10.5.1. СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003, утвержден Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/8, вве6ден в действие с 01.01.2013.
12. В процессе осмотра производилось выборочное измерение сечения вентканалов и скорости потока воздуха, удаляемого вытяжной вентиляцией в помещениях кухонь исследуемых квартир. В результате выявлено, что величина воздухообмена соответствует нормативным требованиям только в одной квартире (№12) из 8 квартир, где производились измерения. Т.е. в 88 % квартир величина воздухообмена в помещениях кухонь, где установлено газопотребляющее оборудование, не соответствует нормативным требованиям.
Нарушение воздухообмена непосредственным образом отражается на здоровье граждан, т.к. приводит к отравлению продуктами горения газа, может стать причиной образования взрывоопасной смеси газа и воздуха, т.к. приводит к нарушению тяги в дымоходах.
Подробные расчеты в обоснование вывода о нарушении величины воздухообмена приведены экспертами в таблицах на л.д. 49-51, т. 6.
Экспертами указано, что выполненные работы по реализации проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанной ООО «<данные изъяты>» в 2018 году, в части отсутствия отопления мест общего пользования (лестничных клеток) МКД нарушают нормативные требования сводов правил и требования технического регламента, следовательно, создают угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества граждан, проживающих в указанном МКД. В обоснование эксперты сослались на то, что при переустройстве общедомовой системы отопления исследуемого МКД система отопления в местах общего пользования была нарушены, существовавшие до начала работ по переустройству обогревательные приборы и стояки системы отопления мест общего пользования отключены от системы центрального отопления и (или) демонтированы, альтернативная система отопления не установлена, в связи с чем подъезды и лестничные клетки не отапливаются. При отключении системы отопления мест общего пользования нормативная температура воздуха в них не обеспечивается, что влечет, в том числе, увлажнение конструкций конденсационной влагой, образующейся как снаружи, так и внутри конструкций, и ее циклическое замораживание при отрицательных температурах, периодическое промерзание строительных конструкций подъездов (наружных стен, перекрытий, цоколя и фундаментов под лестничными клетками), что приведет к их постепенному разрушению в результате воздействия указанных деструктивных факторов.
Экспертами выявлены в каждой из 18 квартир МКД № 11 многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, выводы по этому вопросу представлены в экспертном заключении в таблице на л.д. 58-62 в т. 6.
Экспертами ООО «<данные изъяты>» дан ответ на поставленный судом вопрос о том, что, опираясь только на реализацию проектных решений рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, при отсутствии проектов на переустройства внутридомовой системы отопления, вентиляции, электроснабжения, без разработки проекта отключения данного дома от сетей централизованного теплоснабжения и без разработки компенсационных мероприятии, исключающих негативное влияние данного переустройства на эксплуатационный режим самого исследуемого МКД теплоснабжения окружающей застройки и водоснабжения дома №9, перевод МКД с централизованного на индивидуальное поквартирное отопление не представляется возможным.
Перевод многоквартирного дома с центрального отопления на индивидуальное поквартирное отопление приводит к изменению давления и расходов теплоносителя (гидравлической разрегулировке) и, как следствие, к нарушению теплового баланса в централизованной системе отопления п.Прибрежный на всех участках централизованной сети теплоснабжения поселка, в связи с чем требуется внесение изменений в Схему теплоснабжения п<адрес>, перерасчет и регулировка режимов сети централизованного теплоснабжения.
При существующей схеме тепло-и водоснабжения <адрес> отключение дома №11 по ул.Мира от центрального отопления приведете к аварийному прекращению водоснабжения д.№9 по ул.Мира п.Прибрежный, т.к. отключение от сети централизованного теплоснабжения дома№11 и прекращение подачи теплоносителя на участке тепловой сети на участке от УТ10 до д.11 может привести к замораживанию и повреждению на данном участке трубопровода ХВС д.№9 в холодный период года при отрицательных температурах воздуха.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами и дав оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В частности, оценивая представленные доказательства, суд обоснованно отклонил выводы экспертов ООО «<адрес>» (подробные мотивы для этого приведены судом в решении и с этими выводами судебная коллегия соглашается) и положил в основу решения экспертное заключение ООО «<адрес>». Заключение экспертов последней организации выполнено в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, содержит полные, подробные и мотивированные ответы на все поставленные судом вопросы, в связи с чем оснований не согласиться с их выводами у суда не имелось.
Предусмотренный нормами ЖК РФ порядок проведения переустройства квартир истцами не соблюден, работы по переустройству квартир выполнены самовольно, без получения соответствующих разрешений.
Работы по переустройству проведены не в соответствии с рабочей документацией «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанной ООО «<данные изъяты>» в 2018 году. К тому же указанная документация, как установили эксперты ООО «<данные изъяты>», и сама по себе не соответствует предъявляемым нормативным требованиям.
Проект реконструкции внутренних инженерных систем МКД (не только системы газоснабжения, но и отопления, вентиляции, электроснабжения) в установленном законодательством порядке не разрабатывался и с соответствующими службами и организациями не согласовывался. Проект отключения МКД от сетей централизованного теплоснабжения, включающий разработку мероприятий, исключающих негативное влияние данного переустройства на эксплуатационный режим самого МКД, теплоснабжение окружающей застройки, а также водоснабжение рядом находящегося дома №9 (водопровод которого произведен совместно с трубопроводами тепловой сети под тепловой изоляцией труб отопления дома № 11) не разрабатывался тоже.
Существующая Схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не предусматривает возможности перехода отдельных жилых помещений и многоквартирных домов в целом с центрального на индивидуальное теплоснабжение.
Фактически выполненное переустройство жилых помещений МКД № 11 не соответствует действующим нормативным требованиям в области строительства и пожарной безопасности и создает угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества проживающих в данном доме граждан. Кроме того, оно ведет к нарушениям теплового баланса в централизованной системе отопления <адрес> области и водоснабжения дома № 9, что свидетельствует об угрозе нарушения прав жителей п<адрес>
В этой связи, с учетом приведенных выше норм и разъяснений, вывод суда первой инстанции об отказе в иске судебная коллегия полагает законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанный вывод суда и суждения, положенные в его основу.
Доводы относительно предоставления истцами в материалы дела откорректированной рабочей документации не могут послужить поводом для отмены решения суда.
Исправление недостатков рабочей документации «Система внутреннего газоснабжения» 02.18/52-ГСВ, разработанной ООО «Экспресс-Мастер» в 2018 году, не опровергает то, что работы по переустройству в помещениях истцов выполнены не в соответствии с предъявляемыми требованиями в области строительства и пожарной безопасности, и создают угрозу жизни, здоровью и имуществу проживающих в доме граждан и иных лиц.
В апелляционной жалобе содержится довод о том, что все недостатки выполненных работ устранены, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Нарышев А.В. этот довод поддержал.
Однако из представленных в материалы дела после проведения экспертизы ООО «<данные изъяты>» документов (л.д. 173 -235, т. 7) не усматривается, что все указанные экспертами недостатки были устранены.
К примеру, истцами был представлен акт осмотра ООО «<данные изъяты>» (новая управляющая компания) от 24.09.2020 о том, что во всех квартирах забор воздуха для камеры сгорания теплогенераторов производится снаружи здания; воздуховод забора наружного воздуха имеет теплоизоляцию; установка теплогенераторов на поверхности стены выполнена из негорючих материалов; заземление розеток для теплогенераторов имеется (л.д. 173, т. 7).
Данный акт, по сути, направлен на опровержение выводов экспертов ООО «<данные изъяты>»; не содержит никаких сведений о том, на основании чего сделаны указанные в акте выводы; не содержит данных о наличии соответствующего образования и познаний у лиц, составивших и подписавших данный акт.
В этой связи данный акт не может быть расценен как доказательство, подтверждающее необоснованность выводов экспертов ООО «<данные изъяты>» либо доказательство исправления указанных экспертами нарушений.
Иные представленные истцами вместе с указанным актом документы также не подтверждают, что все недостатки, выявленные экспертами, были устранены. Не опровергают они и выводы об отсутствии разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта реконструкции МКД в связи с переводом с централизованного на индивидуальное поквартирное отопление, а также выводы о том, что проведенное истцами переустройство влечет нарушения теплового баланса в централизованной системе отопления поселка и водоснабжения дома № 9.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцами обжалуется постановление администрации Костромского муниципального района № 2495 от 13.12.2018 об утверждении актуализированной Схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, на которую ссылался суд в обжалуемом решении, судебная коллегия отклоняет. В условиях выявленных и подтвержденных экспертным исследованием нарушений строительных и противопожарных норм и правил при проведении истцами переустройства жилых помещений, вне зависимости от содержания Схемы теплоснабжения, такое переустройство не может быть узаконено.
Доводы жалобы о том, что вопреки выводу суда первой инстанции законодательство не содержит запретов на переход жилых помещений и многоквартирного дома в целом с одного вида отопления на другой, несостоятельны, поскольку такой вывод в решении суда отсутствует.
Доказательств того, что водоснабжение дома № 9 через подключение от внутренней сети дома № 11 осуществлено незаконно, в деле не имеется, в связи с чем доводы жалобы по этому поводу подлежат отклонению, как и ссылки на отсутствие нарушений прав жителей дома № 9, поскольку существование угрозы такого нарушения также имеет юридическое значение, а ее существование, в свою очередь, подтверждено экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» и ничем не опровергнуто.
Ссылки на наличие вины администрации Костромского муниципального района в том, что проведенное истцами переустройство не было согласовано, не влекут отмену решения суда, поскольку отсутствие такого согласования не явилось единственной причиной отказа в удовлетворении иска. Как уже указывалось, ч. 4 ст. 29 ЖК РФ предусматривает возможность сохранения помещения в МКД в переустроенном виде, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. В то же время по настоящему делу доказано и нарушение прав и законных интересов граждан проведенным переустройством, и создание угрозы их жизни и здоровью.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют лишь о несогласии с выводами суда первой инстанции и основаны на иной оценке заявителями фактических обстоятельств дела и собранных доказательств, оснований к чему не усматривается.
С связи с изложенным решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Костромского районного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булатовой Галины Андреевны, Бахаревой Татьяны Николаевны, Киселева Владимира Дмитриевича, Елисеевой Натальи Анатольевны, Заставной Тамары Петровны, Смирнова Николая Сергеевича, Зубковой Галины Николаевны, Жерлицына Евгения Семеновича, Иванченко Риммы Александровны, Степановой Людмилы Васильевны, Тумановой Натальи Александровны, Горловой Нины Андреевны, Козлова Сергея Владимировича, Паньшиной Зинаиды Дмитриевны, Козловой Марии Гавриловны, Киселевой Людмилы Леонидовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Председательствующий:
Судьи: