Дело № 21-1115/2017
Р Е Ш Е Н И Е
15 ноября 2017 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу представителя ГУП РК «Вода Крыма» Комаровой Елены Леонидовны на решение судьи Евпаторийского городского суда от 03.08.2017г. по делу №12-222/2017,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю главного государственного санитарного врача (заместитель) ФИО3 от 29.05.2017г. №13-00065 Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 03.08.2017 года № 12-222/2017 указанное постановление должностного лица от 29.05.2017 года №13-00065 оставлено без изменения, жалоба ГУП РК «Вода Крыма» – без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, представитель ГУП РК «Вода Крыма» Комарова Е.Л. подала жалобу, в которой просит отменить решение Евпаторийского городского суда от 03.08.2017г., производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
В жалобе указано, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, предусмотренных ст.28.5 КоАП РФ, кроме того, составлен ненадлежащим лицом. Заявитель также ссылается на то, что при проведении проверки ГУП РК «Вода Крыма» были предоставлены на обозрение санитарно-эпидемиологические заключения, однако они не были приняты во внимание проверяющими.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУП РК «Вода Крыма» Комаровой Е.Л., поддержавшей доводы жалобы, представителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и городу Севастополю Гундакова Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу положений ст.18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с ч.1, 3 ст.39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СапПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
СанПиН 2.1.5.980-00 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод устанавливают гигиенические требования: к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; к условиям отведения сточных вод в водные объекты; к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) №247 от 24.04.2017г. «О проведении внеплановых проверок организаций, оказывающих услуги в сфере розничной торговли и общественного питания, водоснабжения и водоочистки, водоотведения, а также занятых в производстве пищевых продуктов» вынесено распоряжение начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 28.04.2017г. №13-00029 24.05.2017г. и проведена внеплановая выездная проверка осуществления деятельности ГУП РК «Вода Крыма» по адресам: г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, д.26/28; Сакский район, в районе с. Ивановка, с. Чеботарка (водозаборы); г. Евпатория, ул. 51 Армии, 4А (станция II подъема); Сакский район, с. Уютное, ул. Солнечная, 7 (КОС города Евпатории); Сакский район, пгт. Мирный, промзона (ККОС Донузлавского участка), по результатам которой составлен акт проверки №13-00033 от 10.05.2017г.
В ходе проведения проверки установлено, что ГУП РК «Вода Крыма» не проведено проектирование и утверждение новых границ зон санитарной охраны (далее ЗОС) для скважины №9 (гос.номер 4113) водозабор Альминский-2 (сельский) и соответственно, отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на нее. На момент проверки 05.05.2017г. в 15-50час. по скважинам, необъединенным в водозаборы, а также для водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозаборов, и водоводов, не имеющих установленных ЗСО, не разработана и не утверждена в установленном порядке проектная документация по определению границ поясов ЗСО подземных источников (скважин); по определению зон первого пояса (строгого режима) санитарной охраны водопроводных сооружений санитарно-защитной полосы для водоводов, а также отсутствуют положительные санитарно-эпидемические заключения по указанной проектной документации, в том числе и для сельской скважины гос.номер 4112/ведомственный №8, а также при возникших условиях изменения эксплуатации скважин №9. Не представлены согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты. Не представлены положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии нормативов ПДВ в атмосферный воздух санитарным правилам и о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов. Указанные действия явились нарушением требований ст.11, 18 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6, п.1.11, п.1.13, п.1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.6.11 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
По результатам проверки, главным специалистом-экспертом Территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО5 24.05.2017г. был составлен протокол об административном правонарушении №13-01-14/62 в отношении ГУП РК «Вода Крыма» по ст.6.3 КоАП РФ.
Постановлением начальника Территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю главного государственного санитарного врача (заместитель) ФИО3 от 29.05.2017г. №13-00065 Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт допущенного правонарушения и виновность ГУП РК «Вода Крыма» в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении №13-01-14/62 от 24.05.2017г., приказом Роспотребнадзора от 24.04.2017г. №247 о проведении внеплановых проверок, распоряжением от 28.04.2017г. №13-00029 о проведении внеплановой проверки, актом проверки №13-00033 от 10.05.2017г., протоколами лабораторных исследований, экспертным заключением №2.112/Э.32 от 10.05.2017г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ГУП РК «Вода Крыма» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
При таких обстоятельствах, жалоба представителя ГУП РК «Вода Крыма» Комаровой Е.Л. на решение судьи Евпаторийского городского суда от 03.08.2017г. по делу №12-222/2017 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу представителя ГУП РК «Вода Крыма» Комаровой Елены Леонидовны на решение судьи Евпаторийского городского суда от 03.08.2017г. по делу №12-222/2017 – оставить без удовлетворения.
Решение Евпаторийского городского суда от 03.08.2017г. по делу №12-222/2017 – оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>