УИД 72RS0021-01-2024-000848-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 2 октября 2024 года
№ 2-1775/2024
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Мустяца С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устюжаниной Ирины Анатольевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Устюжаниной Марии Александровны к Администрации Богандинского муниципального образования, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в очереди, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района обратился в суд в интересах Устюжаниной И.А., ФИО16. с иском к администрации Богандинского МО об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, заключении договора социального найма. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тюменского района по обращению Устюжаниной И.А. проведена проверка исполнения жилищного законодательства при переселении граждан муниципального образования р.п. Богандинский из ветхого и аварийного жилья. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Богандинского МО от 18.05.2022 №016 семья Устюжаниной И.А. и ее малолетней дочери ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ г.р., составом семьи из 2-х человек, признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Семья зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Устюжанина И.А. и ее малолетняя дочь ФИО17 включены в договор найма специализированного жилого помещения №9 от 12.12.2022, заключенный с администрацией Богандинского МО по адресу: <адрес>. В соответствии с техническим заключением администрации Богандинского МО от 26.10.2023 №3, помещения жилого дома <адрес> являются непригодными для проживания и целевого использования; конструкции жилого дома создают угрозу жизни и здоровью людей. Заключением межведомственной комиссии администрации Богандинского МО по оценке жилых помещений №3 от 26.10.2023, выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации Богандинского МО от 26.08.2022 № 185, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу. Вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Вместе с тем, семья Устюжаниной И.А., имеющая право на внеочередное предоставление жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечена. С учетом поданных уточнений, прокурор Тюменского района просит обязать администрацию Богандинского МО предоставить Устюжаниной И.А., Устюжаниной М.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36 кв.м.; обязать заключить договор социального найма жилого помещения.
08.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
13.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Устюжанин Д.А.
06.08.2024 прокурор Тюменского района Ялдышева Е.С. отказалась от поддержания исковых требований (л.д.119)
04.09.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Устюжанина И.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО18. уточнила исковые требования, просила восстановить в очереди на внеочередное предоставление жилого помещения, обязать предоставить жилое помещение во внеочередном порядке площадью 42 кв.м., обязать заключить договор социального найма (л.д.133-135).
Истец Устюжанина И.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО19. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено в/ч 47156 ее родителям, которые работали учителями в Богандинской школе. Позже, в указанной квартире осталась проживать она со своими детьми. Жилой дом <адрес> подлежал передаче в муниципальную собственность п.Богандинский. Однако, войсковая часть ликвидировалась, дом не был передан, что лишило ее права на приватизацию квартиры. Поскольку дом <адрес> признан аварийным, их переселили в маневренный фонд. Считает, что имеет право ан получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Представитель ответчика администрации Богандинского МО – Петрова М.С., действующая по доверенности (л.д.74) возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.79-80), суду пояснила, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлялось матери истца войсковой частью; жилой дом <адрес> принадлежит Министерству обороны РФ и признан аварийным и подлежащим сносу также Министерством обороны РФ. Администрация Богандинского МО предоставила истцу квартиру в маневренном фонде, как находящейся в трудной жизненной ситуации, чтобы истец не оказалась на улице. Истец находится в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма как малоимущая. Просит в удовлетворении иска к администрации Богандинского МО отказать.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.148-151). Из возражений следует, что спорное жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка; истцу и членам ее семьи спорное жилое помещение на условиях договора социального найма не предоставлялось. Поскольку жилые помещения в закрытом военном городке являлись служебными и предоставлялись на период работы, военной службы, у истцов не возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Третье лицо Устюжанин Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по месту регистрации, поскольку истец отказалась назвать адрес фактического проживания третьего лица. Извещение, направленное третьему лицу по месту регистрации, возвращено в суд с отметкой посты «за истечением срока хранения», что суд в соответствии со ст.165.1 ГК РФ расценивает как надлежащее уведомление.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 47156 от 29.09.2009 семья Аврамченко Т.Д, которая является матерью Устюжаниной И.А., включена в список граждан, проживающих на территории военного городка – д.1 кв.40 (л.д.54-57).
Устюжанина Ирина Анатольевна является матерью ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается копией свидетельства о рождении II-ФР № 521385.
Из поквартирной карточки на жилое помещение следует, что Устюжанина И.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с 08.02.1992 по 12.01.2023; Аврамченко Т.Д. – с 21.09.1990 по 29.04.2015, снята по смерти. Также в квартире зарегистрирован Устюжанин Д.А. с 20.02.2003 (л.д.53).
Согласно справке АУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Тюменской области» от 18.07.2022, семья Устюжаниной И.А. признана малоимущей (л.д.29).
Распоряжением администрации Богандинского МО №185 от 26.08.2022, малоимущая семья Устюжаниной И.А., зарегистрированная по адресу: <адрес> и члены её семьи Устюжанина М.А., признаны нуждающимися в жилом помещении; поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (л.д.10).
Заключением межведомственной комиссии администрации Богандинского МО по оценке жилых помещений №3 от 26.10.2022, выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д.32-33).
12 декабря 2022 года между администрацией Богандинского МО и Устюжаниной И.А. заключен договор №9 найма специализированного (маневренного) жилого помещения, согласно которому Устюжаниной И.А. и члену её семьи Устюжаниной М.А., на период трудной жизненной ситуации до момента получения жилого помещения, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д.22-28).
20.12.2022 Устюжанина И.А. обратилась в администрацию Богандинского МО с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Распоряжением Министерства обороны РФ № 82 от 04.05.2023, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.60-61).
Согласно выписки из ЕГРН, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственником является Российская Федерация; в оперативном управлении находится у ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (л.д.65-69).
В соответствие с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно положениям статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. № 752-р «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности России был включен военный городок № 33, расположенный в пос. Богандинский Тюменского района Тюменской области.
Применительно к возникшему спору установлено, что спорная квартира ранее была расположена в закрытом военном городке, при этом находилась и в настоящее время находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные обстоятельства означали отнесение всего жилого фонда этого городка к разряду специализированного и исключали возможность предоставления жилых помещений в нем по договорам найма.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истца, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР) основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п. 1 постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей.
Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (п. 2 постановления).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Аврамченко Т.Д. и члены ее семьи состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, в отношении них принималось решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.
На данное обстоятельство также в письменных возражениях ссылается ответчик, указывая, что на соответствующем учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений истец не состоял, соответствующее решение о получении спорного жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения (жилищной комиссией воинской части), не принималось.
На основании Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно- Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285, действовавшего на момент предоставления истцу спорной квартиры, рабочие и служащие Советской Армии и Военно- Морского Флота, работающие в воинских частях, обеспечиваются жилой площадью на период работы только служебными жилыми помещениями.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлялось Аврамченко Т.Д. на основании вышеуказанного Положения как служебное на период работы, а не исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, закон предусматривал обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В отношении спорной квартиры такое решение принято не было.
Вместе с тем, отсутствие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не дает оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования ими на условиях договора социального найма, поскольку жилое помещение предоставлялось в ином порядке, а не по нормам жилищного законодательства РСФСР, действовавшего на тот период времени.
Так как спорная квартира находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, то ни у Аврамченко Т.Д., ни у членов ее семьи не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования ими на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Учитывая, что Аврамченко Т.Д. и члены ее семьи проживали в служебном жилом помещении, которое по договору социального найма не предоставлялось, и не могло быть предоставлено, следовательно, нормы ст.86 ЖК РФ, к возникшим правоотношениям не применимы, следовательно, у истца не возникло прав на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.12, 55-56, 194-199 ГПК РФ, Жилищным Кодексом РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Устюжаниной Ирины Анатольевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО21 к Администрации Богандинского муниципального образования, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в очереди, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, заключить договор социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 25.10.2024
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-1775/2024 в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение не вступило в законную силу
Копия верна.
Судья Хромова С.А.