Дело № 2а-1439/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 13 марта 2019 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Николаевой Е. Е. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Домнина В. Г. на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ,
пи секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Голубева Владимира Анатольевича к Гатчинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, заинтересованное лицо – ООО «Орловские ключи», о признании отказа в регистрации незаконным, обязании произвести регистрацию права собственности на земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском к административным ответчикам, указав в обосновании своих требований, что в 2010г. был зарегистрирован договор внесения в уставный капитал земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенными по адресам: <адрес> и <адрес> (соответственно). Но регистрации увеличения уставного капитала не произошло, что стало причиной подписания дополнительного соглашения о возврате взноса в уставный капитал уведомлениями от 11.09.2018г., в регистрации права собственности было отказано. Указанный отказ считает незаконным, т. к. вопрос об изъятии производится на основании договора или судебного решения, но таких документов нет. Отказ в связи с наличием процедуры изъятия усугубляет нарушенное право истца на получение возмещения и приведет к неосновательному обогащению третьего лица. Отказывая в регистрации, ответчик указал, что вопрос о возврате за пределами разумного срока с учетом сроков исковой давности должен быть решен исключительно в судебном порядке, однако, не сослался на закон. Обращение в суд является правом, а не обязанностью и только при наличии спора, которого между истцом и заинтересованным лицом нет. Заинтересованное лицо не имеет намерение нарушать права и законные интересы истца, как и истец заинтересованного лица, что подтверждается подачей документов на регистрацию перехода права собственности. Административный истец просит признать отказ в регистрации незаконным, обязав произвести регистрацию права собственности истца на вышеназванные земельные участки.
Явившись в судебное заседание административный истец поддержал требования настоящего иска, указав, что он был собственником вышеназванных земельных участков, затем внес их в уставный капитал ООО «Орловские ключи», рассчитывая на увеличение уставного капитала и получение прибыли, однако, прибыли он не получил, в связи с чем было принято решение о возврате ему этих участков в собственность, в связи с чем им и ООО «Орловские ключи» было заключено дополнительное соглашение, которое было отдано в Гатчинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Росреестра по ЛО), однако, в регистрации перехода права собственности ему было отказано.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ЛО в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск (л. д. 24) о том, что дополнительное соглашение от 01.11.2018г., в соответствии с которым расторгается договор передачи в уставный капитал вышеуказанного недвижимого имущества от 15.01.2007г. заключено за пределами разумного срока, обозначенного п. 3 ст. 19 закона об обществах с ограниченной ответственностью, а также за пределами срока исковой давности, признание увеличения уставного капитала общества несостоявшимся, а также возврат вклада должен быть решен исключительно в судебном порядке.
Представитель административного ответчика Гатчинского отдела Управления Росреестра по ЛО в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л. д. 89).
Представитель заинтересованного лица, явившись в судебное заседание, поддержал требования настоящего административного иска, дополнительно пояснив, что поскольку законом сроки не установлены, то действуют сроки, установленные сторонами. При этом, срок исковой давности к данной ситуации не имеет никакого отношения, т. к. у них отсутствует какой-либо спор. При этом, Управление Росреестра является регистрирующим органом, а регистрация является правоподтверждающим документом. Какой-либо спор между ними и административным истцом отсутствует.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела в адрес Голубева В. А. Управлением Росреестра по ЛО было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации № от 11.12.2018г., из которого следует, что принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, документы на которую были поданы 29.08.2018г., в связи с тем, что в отношении указанного земельного участка принято решение об изъятии данного земельного участка для государственных нужд Российской Федерации на основании приказа Министерства Энергетики РФ от 28.07.2017г. № 692. Информация о каких-либо ограничениях (обременениях в отношении передаваемого объекта с кадастровым номером № в дополнительном соглашении отсутствует. Органом регистрации был направлен запрос от 11.09.2018г. в Межрегиональное управление Министерства энергетики РФ по Северо-западному федеральному округу о предоставлении информации о заключении соглашения об изъятии указанного земельного участка, ответ на который до настоящего времени не поступил. Дополнительное соглашение от 01.11.2018г., в соответствии с которым расторгается договор передачи в уставный капитал вышеуказанного недвижимого имущества от 15.01.2007г. заключено за пределами разумного срока, обозначенного п. 3 ст. 19 закона об обществах с ограниченной ответственностью, а также за пределами срока исковой давности, признание увеличения уставного капитала общества несостоявшимся, а также возврат вклада должен быть решен исключительно в судебном порядке (л. д. 12-15).
Также, в адрес Голубева В. А. Управлением Росреестра по ЛО было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации № от 11.12.2018г., из которого следует, что принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, документы на которую были поданы 29.08.2018г., в связи с тем, что в отношении указанного земельного участка принято решение об изъятии данного земельного участка для государственных нужд Российской Федерации на основании приказа Министерства Энергетики РФ от 28.07.2017г. № 692. Информация о каких-либо ограничениях (обременениях в отношении передаваемого объекта с кадастровым номером № в дополнительном соглашении отсутствует. Органом регистрации был направлен запрос от 11.09.2018г. в Межрегиональное управление Министерства энергетики РФ по Северо-западному федеральному округу о предоставлении информации о заключении соглашения об изъятии указанного земельного участка, ответ на который до настоящего времени не поступил. Дополнительное соглашение от 01.11.2018г., в соответствии с которым расторгается договор передачи в уставный капитал вышеуказанного недвижимого имущества от 28.08.2006г. заключено за пределами разумного срока, обозначенного п. 3 ст. 19 закона об обществах с ограниченной ответственностью, а также за пределами срока исковой давности, признание увеличения уставного капитала общества несостоявшимся, а также возврат вклада должен быть решен исключительно в судебном порядке (л. д. 16-19).
Отказу в государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванные земельные участки предшествовало решение Управления Росреестра по ЛО о приостановлении государственной регистрации № от 11.09.2018г., из которого следует, что регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, приостановлена в связи с тем, что в представленном дополнительном соглашении отсутствует информация о месте нахождения получателя. Кроме того, в качестве получателя указано ООО «Орловские ключи», которое в настоящее время является правообладателем этого земельного участка. Согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеназванного земельного участка принято решение об изъятии данного земельного участка для государственных нужд РФ на основании Приказа Министерства Энергетики РФ от 28.07.2017г. № 692. На основании этих данных органом регистрации был направлен запрос от 11.09.2018г. в Межрегиональное управление Министерства энергетики РФ по Северо-Западному федеральному округу о предоставлении информации о заключении соглашения об изъятии вышеназванного земельного участка для государственных нужд (л. д. 40-41). Также, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеназванного земельного участка произведена государственная регистрация запрещения на основании постановления о наложении запрета на регистрационные действия Гатчинского районного отдела УФССП по ЛО от 23.09.2007г. Данное ограничение на момент рассмотрения документов не прекращено (л. д. 65-67).
Также, решение Управления Росреестра по ЛО о приостановлении государственной регистрации № от 11.09.2018г., из которого следует регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, приостановлена в связи с тем, что в представленном дополнительном соглашении отсутствует информация о месте нахождения получателя. Кроме того, в качестве получателя указано ООО «Орловские ключи», которое в настоящее время является правообладателем этого земельного участка. Согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеназванного земельного участка принято решение об изъятии данного земельного участка для государственных нужд РФ на основании Приказа Министерства Энергетики РФ от 28.07.2017г. № 692. На основании этих данных органом регистрации был направлен запрос от 11.09.2018г. в Межрегиональное управление Министерства энергетики РФ по Северо-Западному федеральному округу о предоставлении информации о заключении соглашения об изъятии вышеназванного земельного участка для государственных нужд (л. д.37-41).
Решением № единственного участка ООО «Орловские ключи» от 24.07.2018г. Голубеву А. В. возвращены на основании его заявлений земельные участки: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (л. д. 35).
08 ноября 2018г. Голубевым В. А. в Управление Росреестра по ЛО были поданы дополнительные документы, а именно, дополнительное соглашение к договору передачи в уставный капитал недвижимого имущества от 15.01.2007г., составленное 01 ноября 2018г., из содержания которого следует, что договор от 15.01.2007г., заключенный между Голубевым В. А. и ООО «Орловские ключи», расторгнут, а Голубеву В. А. произведен возврат земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га (<данные изъяты> кв. м), кадастровый номер №. В данном соглашении указано, что право собственности на вышеназванный участок возникает у получателя (л. д. 45).
А также дополнительное соглашение к договору передачи в уставный капитал недвижимого имущества от 28.08.2006г., составленное 01 ноября 2018г., из содержания которого следует, что договор от 28.08.2006г., заключенный между Голубевым В. А. и ООО «Орловские ключи», расторгнут, а Голубеву В. А. произведен возврат земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер №. В данном соглашении указано, что право собственности на вышеназванный участок возникает у получателя (л. д. 73).
Гатчинским отделом Управления Росреестра по ЛО было направлено письмо в Управление Росреестра по ЛО по вопросу предоставления юридического заключения возможности государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванные земельные участки (л. д. 74-76). Предоставленное юридическое заключение легло в основу отказа в государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванные земельные участки (л. д. 77-80).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 37 части 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ также приостанавливается государственная регистрация перехода права собственности в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что регистрация перехода права собственности на земельные участки: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> от ООО «Орловские ключи» к Голубеву В. А. была приостановлена на основании пунктов 7 и 9, 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в связи с доводами, изложенными в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации перехода прав (л. д. 37-39, 65-67).
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Требования государственного регистратора о приведении дополнительных соглашений в соответствие административным истцом и заинтересованным лицом были выполнены.
Запрет на регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, наложенный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО9 был отменен 11 октября 2018г., что сторонами не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 56.10 Земельного Кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного п. 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ).
Как было установлено при рассмотрении настоящего дела в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, а также в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> принято решение об изъятии данных земельных участков для государственных нужд РФ на основании приказа Министрества Энергетики РФ от 28.07.2017г. № 692, в связи с чем органом государственной регистрации был направлен соответствующий запрос в порядке межведомственного взаимодействия, однако, ответ на него получен не был.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 280 Гражданского Кодекса РФ само по себе решение об изъятии земельного участка не накладывает на собственника какие-либо ограничения по распоряжению земельным участком, ограничения прав собственников установлены только в части отнесения на указанных лиц затрат и убытков, связанных с производимыми улучшениями, которые повышают ценность объектов.
При этом, сторонам дополнительного соглашения известно о принятом решении об изъятии вышеназванных земельных участков для государственных нужд, что ими в судебном заседании не оспаривается, а потому данное основание не может быть положено в обоснование обжалуемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018г.) "Об обществах с ограниченной ответственностью" если увеличение уставного капитала общества не состоялось, общество обязано в разумный срок вернуть участникам общества и третьим лицам, которые внесли вклады деньгами, их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также уплатить проценты в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Участникам общества и третьим лицам, которые внесли неденежные вклады, общество обязано в разумный срок вернуть их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также возместить упущенную выгоду, обусловленную невозможностью использовать внесенное в качестве вклада имущество.
При рассмотрении настоящего дела сторонами – Голубевым В. А. и ООО «Орловские ключи» не отрицалось, что увеличение уставного капитала не состоялось, в связи с чем ими было принято решение о возвращении административному истцу внесенных в качестве вклада вышеназванных земельным участков.
При этом, какого-либо спора по срокам возврата, или же по самому факту возврата между сторонами не существует, законодателем разумный срок в календарном исчислении не обозначен, а потому суд приходит к выводу о том, что доводы административных ответчиков о применении в данной ситуации сроков исковой давности, предусмотренных гражданским законодательством, а также ссылок на истечение разумного срока возвращения вклада не основаны на нормах действующего законодательства и несостоятельны, т. к. разумность сроков по возврату при отсутствии какого-либо спора определяется самим сторонами, что в данном случае ими и было сделано.
Таким образом, суд не находит оснований к признанию обжалуемых решений об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванные земельные участки законными и обоснованными, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении № от 11.12.2018г.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении № от 11.12.2018г.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> от ООО «Орловские ключи» Голубеву Владимиру Анатольевичу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 18 марта 2019г.