Решение по делу № 7р-374/2018 от 21.09.2018

Судья Смышляева И.Н.    Дело № 7р-374/2018

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 1 октября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Ш на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору Емелина А.В. от 26 июня 2018 года № 0058 и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 31 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 7729314745, КПП 770101001, ОГРН 1027700430889, находящегося но адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору Е от 22 июня 2018 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 31 августа 2018 года постановление должностного лица изменено: из постановления исключены выводы о нарушении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России пунктов 6.12, 6.16, 4.2 СНиП 21-01-97*, пункта 4.6 СП 2.13130.2012, пункта 4.4.2 СП 1.13130.2009 в части требований, относящихся к конструктивным элементам зданий; назначенный ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административный штраф в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен до 75 000 рублей.

В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Шестакова Ю.А. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Заслушав объяснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Файзрахманова И.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя главного управления МЧС России по Республике Марий Эл А, просившую в удовлетворении жалобы отказать, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении № 0058, материалы дела по жалобе № 12-125/2018, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ положения настоящего закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона
«О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно материалам дела в рамках надзорных мероприятий, проведенных в период с 27 апреля по 29 мая 2018 года 19 военной прокуратурой армии по проверке соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях общежитий № 10/24 и № 10/7, войсковой части 56680, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Речной, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В общежитии коридорного типа № 10/24 выявлены следующие нарушения:

1. в здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2) не произведен вывод сигналов автоматических установок пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей сигнал организации, в нарушение части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

2. не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) (дымовые пожарные извещатели не исправны), не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, (АПС и СОУЭ находится в не рабочем состоянии), в нарушение пункта 6 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
№ 390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме» (далее Правила противопожарного режима);

3. каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской, что выполнено не было, в нарушение пунктов 70, 478, 475 Правил противопожарного режима;

4. не обеспечено исправное состояние сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода, не организовано проведение проверок их работоспособности не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима;

5. во всем здании отсутствуют пожарные шкафы и пожарные стволы (не укомплектован ни один пожарный шкаф) в нарушение статьи 107 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 57 Правил противопожарного режима;

6. в общежитии светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, что является нарушением пункта 42 Правил противопожарного режима;

7. на объекте с ночным пребыванием людей не организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, что является нарушением пункта 8 Правил противопожарного режима;

8. на объекте с ночным пребыванием людей не обеспечено наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (инструкция, фонари, СИЗ при проверке представлены не были), в нарушение пункта 9 Правил противопожарного режима;

9. на объекте с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (фонари представлены при проверке не были), в нарушение пункта 38 Правил противопожарного режима;

10. на 4 этаже в коридоре эксплуатируются провода и кабели с видными нарушениями изоляции (провода оголены, скручены между собой), в нарушение подпункта «а» пункта 42 Правил противопожарного режима;

11. на 1-4 этажах допускается применение покрытия полов на путях эвакуации с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ (не представлены сертификаты на линолеум в коридоре, масляная краска), в нарушение части 6 статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 6.25 СНиП 21-01097*;

12. из здания общежития со 2 этажа отсутствует второй эвакуационный выход в нарушение пунктов 6.12, 6.16, 4.2 СНиП 21-01-97*, пункта 4.6 СП 2.13130.2012;

13. ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0,8 м - из помещений класса Ф1.2 согласно пункту 4.2.5 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (допускается установка дверей выходов с 1,2,3,4 этажей шириной 74-76 см);

14. помещение электрощитовой в здании общежития не оборудовано дверью с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа, в нарушение пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89*.

В здании казармы общежитие № 10/7 выявлены следующие нарушения:

1. не обеспечено содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний (в ОНД протоколы представлены не были), в нарушение пункта Правил противопожарного режима;

2. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию па путях эвакуации знаков пожарной безопасности, коридор на 4 этаж огорожен самодельной перегородкой, за которой расположены жилые комнаты, в нарушение пункта 33 Правил противопожарного режима; статьи 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

3. не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) горючих конструкций кровли в соответствии с инструкцией завода изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) - (соответствующие протоколы не представлены), в нарушение пункта 21 Правил противопожарного режима;

4. в здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2) не произведен вывод сигналов автоматических установок пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей сигнал организации, в нарушение части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

5. руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской, что выполнено не было, в нарушение пунктов 70, 478, 475 Правил противопожарного режима;

6. на объекте с ночным пребыванием людей не обеспечено наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (инструкция, фонари, СИЗ при проверке представлены не были), в нарушение постановления пункта 9 Правил противопожарного режима;

7. на объектах с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (фонари представлены при проверке не были), в нарушение пункта 38 Правил противопожарного режима;

8. в общежитии светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников - нарушение пункта 42 Правил противопожарного режима;

9. ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0,8 м - из помещений класса Ф1.2 согласно пункту 4.2.5 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (допускается установка дверей выходов с 1,2,3,4 этажей шириной 74-76 см);

10. не обеспечено наличие на двери помещения электрощитовой в здании административного корпуса обозначение ее категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пунктом 20 Правил противопожарного режима;

11. уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи не менее 25 см, высота ступени- не более 22 см, наружные пожарные лестницы из здания заканчиваются на высоте около 2 м в нарушение пункта 4.4.2 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Определением начальника отдела - главного государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от 19 июня 2018 года дела об административных правонарушениях по указанным объектам объединены в одно производство.

На основании договора от 15 сентября 2017 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, последнее осуществляет содержание и управление жилищным фондом Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и указанными выше зданиями общежитий, что отражено в приложении к договору.

Факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: решением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии К о проведении проверки от 27 апреля 2018 года № 253, сообщением заместителя начальника ОНД И ПР Медведевского и Оршанского муниципальных районов УНД и ПР Иванычева И.В. от 14 мая 2018 года, решением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии Кузьмина А.С. о расширении предмета проверки от 15 мая 2018 года № 253/1, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, договором управления жилищным фондом от 15 сентября 2017 года № 3-УЖФ-3, пояснением Федотова А.В., актом приема передачи многоквартирного дома от 31 октября 2017 года № 13, актом приема передачи многоквартирного дома от 31 октября 2017 года № 14, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2017 года № 106, постановлением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии Кузьмина А.С. о возбуждении дела об административном производстве от 29 мая 2018 года, определением главного государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору Е о возбуждении производства об административном правонарушении от 19 июня 2018 года.

Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица выводы о нарушении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований пунктов 6.12, 6.16, 4.2 СНиП 21-01-97*, пункта 4.6 СП 2.13130.2012, пункта 4.4.2 СП 1.13130.2009, относящихся к конструктивным элементам здания, указав, что данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Требования, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения).

Решение судьи в указанной части согласуется с положениями части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года
№ 123-Ф3 в которой установлено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Доводы жалобы о необоснованном возложении на юридическое лицо обязанностей по обеспечению в зданиях общежитий круглосуточного дежурства обслуживающего персонала подлежат отклонению в связи со следующим.

Пунктом 8 Правил противопожарного режима установлено, что на объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.

В силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ здания по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф1.3 - многоквартирные жилые дома.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

Согласно пунктам 3.4-3.7 СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденного приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 года
№ 883/пр), различаются многоквартирные здания: жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы; здание многоквартирное галерейного типа: многоквартирное здание, в котором все квартиры каждого этажа имеют входы через общую галерею не менее чем в две лестничные клетки и (или) лестнично-лифтовые узлы; здание многоквартирное коридорного типа: многоквартирное здание, в котором квартиры каждого этажа имеют выходы через общий коридор не менее чем в две лестничные клетки и (или) лестнично-лифтовые узлы; здание многоквартирное секционного типа: многоквартирное здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга стенами без проемов; квартиры одной секции должны иметь выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор.

Учитывая приведенное регулирование, судья приходит к выводу о различном правовом статусе многоквартирных жилых домов и общежитий, в силу которого указанные объекты имеют различный противопожарный режим, и здания общежитий не относятся к объектам (жилым зданиям), на которые не распространяются требования, установленные пунктом 8 Правил противопожарного режима для объектов с круглосуточным пребыванием людей.

Таким образом, выводы судьи о нарушении приведенных требований пожарной безопасности являются правильными.

Административное наказание учреждению назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судьей учтены характер совершенного учреждением административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

При этом отсутствие негативных последствий, финансовое положение юридического лица, являющегося бюджетным учреждением, финансируемым в соответствии со сметой расходов на определенный год, судья признал исключительными обстоятельствами и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизил назначенное учреждению административное наказание, уменьшив размер административного штрафа до 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.

Доводы жалобы о задолженности по оплате жилья, передаче зданий в оперативное управление учреждения 31 октября 2017 года, отсутствии финансовых средств на текущий и капитальный ремонт, не влияют на законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях учреждения состава указанного административного правонарушения.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела - главного государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору Емелина А.В. от 22 июня 2018 года и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 31 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Ш – без удовлетворения.

Судья    И.А. Медведева

7р-374/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Медведева Ирина Анатольевна
Статьи

20.4

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
24.09.2018Материалы переданы в производство судье
01.10.2018Судебное заседание
01.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее