Решение по делу № 33-2017/2023 от 10.03.2023

                              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2023 года            г. Ханты-Мансийск

         Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи          Ишимова А.А.,

судей:                                                    Максименко И.В., Ковалёва А.А.,

при секретаре                                       Бессарабове Е.А.,

с участием представителя истца         Простокишина Ф.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о возложении обязанности включения периодов работы в страховой и специальный стаж,

по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Аксеновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о включении периодов работы в специальный (северный) страховой стаж, удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН/КПП 8601002078/860101001) включить в специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж Аксеновой Светланы Владимировны (паспорт (номер) выдан <данные изъяты>, код подразделения (номер)) периоды работы: - с 01.06.2004 года по 31.08.2004 года (02 мес. 30 дней) – Администрация Луговской территории; - с 06.06.2005 года по 30.09.2005 года (03 мес. 24 дня) – Луговская участковая больница; - с 01.06.2007 года по 31.07.2007 года (01 мес. 30 дней) - общественные работы; - 03.09.2007 года по 31.10.2007 года (01 мес. 28 дней) – общественные работы; - с 02.06.2008 года по 30.09.2008 года (03 мес. 28 дней) – общественные работы; - с 01.11.2008 года по 31.12.2008 года (01 мес. 30 дней) – общественные работы; - с 15.07.2009 года по 07.08.2009 года (23 дня) – общественные работы; - с 10.08.2009 года по 09.10.2009 года (01 мес.30 дней) – общественные работы; - с 19.10.2009 года по 18.12.2009 года (01 мес. 30 дней) – общественные работы; - с 01.02.2010 года по 31.03.2010 года (01 мес. 29 дней) – общественные работы; - с 20.10.2010 года по 22.12.2010 года (02 мес. 02 дня) – общественные работы; итого 02 года 10 месяцев 11 дней.

Возложить обязанность на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре включить в общий и специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж Аксеновой Светланы Владимировны периоды работы: - с 09.06.2009 года по 14.07.2009 года (01 мес. 05 дней) – общественные работы; с 06.02.2012 года по 07.02.2012 года (02 дня)- общественные работы; - с 02.10.2012 года по 04.12.2012 года (02 мес.02 дня) – общественные работы; - с 06.05.2013 года по 28.06.2013 года (01 мес. 22 дня) – Администрация сельского поселения Луговской; - с 22.10.2013 года по 20.12.2013 года (01 мес. 29 дней) – Администрация сельского поселения Луговской; итого 06 месяцев 07 дней.

Возложить обязанность на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре включить в общий и специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж Аксеновой Светланы Владимировны период работы с 18.05.1988 года по 31.08.1989 года (01 год 03 месяца 14 дней).

Возложить обязанность на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре включить в общий и специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж Аксеновой Светланы Владимировны период работы с 16.09.1992 года по 24.10.1994 года (02 года 01 месяц 09 дней)».

Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя истца Простокишина Ф.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                           установила:

Аксенова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее ОПФ по ХМАО-Югре), с учетом уточненных требований, о возложении обязанности включить в специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж периоды работы: с 1 июня по 31 августа 2004 года (2 месяца 30 дней) – Администрация Луговской территории; с 6 июня по 30 сентября 2005 года (3 месяца 24 дня) – Луговская участковая больница; с 1 июня по 31 июля 2007 года (1 месяц 30 дней) - общественные работы; с 3 сентября по 31 октября 2007 года (1 месяц 28 дней) – общественные работы; с 2 июня по 30 сентября 2008 года (3 месяца 28 дней) – общественные работы; с 1 ноября по 31 декабря 2008 года (1 месяц 30 дней) – общественные работы; с 15 июля по 7 августа 2009 года (23 дня) – общественные работы; с 10 августа по 9 октября 2009 года (1 месяц 30 дней) – общественные работы; с 19 октября по 18 декабря 2009 года (1 месяц 30 дней) – общественные работы; с 1 февраля по 31 марта 2010 года (1 месяц 29 дней) – общественные работы; с 20 октября по 22 декабря 2010 года (2 месяца 2 дня) – общественные работы (итого 2 года 10 месяцев 11 дней); в общий и специальный (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) страховой стаж периоды работы: с 9 июня по 14 июля 2009 года (1 месяц 5 дней) – общественные работы; с 6 по 7 февраля 2012 года (2 дня) - общественные работы; с 2 октября по 4 декабря 2012 года (2 месяца 2 дня) – общественные работы; с 6 мая по 28 июня 2013 года (1 месяц 22 дня) – Администрация сельского поселения Луговской; с 22 октября по 20 декабря 2013 года (1 месяц 29 дней) – Администрация сельского поселения Луговской (итого 6 месяцев 7 дней); с 18 мая 1988 года по 31 августа 1989 года (1 год 3 месяца 14 дней); с 16 сентября 1992 года по 24 октября 1994 года (2 года 1 месяц 9 дней).

Требования мотивированы тем, что решением ОПФР по ХМАО-Югре от 18 апреля 2022 года Аксенова С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С отказом истец не согласна, так как считает, что вышеуказанные периоды необоснованно были не включены ОПФР по ХМАО-Югре в страховой и северный стажи.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ОФПиСС по ХМАО-Югре, является правопреемниками ОПФР по ХМАО-Югре на основании ЕГРЮЛ, Федерального закона от 14 июля 2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации) просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности по включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов участия в общественных работах с 1 июня по 31 августа 2004 года; с 1 июня по 31 июля 2007 года; с 3 сентября по 31 октября 2007 года; с 2 июня по 30 сентября 2008 года; с 1 ноября по 31 декабря 2008 года; с 15 июля по 7 августа 2009 года; с 10 августа по 9 октября 2009 года; с 19 октября по 18 декабря 2009 года; с 1 февраля по 31 марта 2010 года; с 20 октября по 22 декабря 2010 года; с 9 июня по 14 июля 2009 года; с 6 по 7 февраля 2012 года; с 2 октября по 4 декабря 2012; с 6 мая по 28 июня 2013 года; с 22 октября по 20 декабря 2013 года, принять в данной части новое решение об отказе в их удовлетворении. Считает выводы суда о включении в специальный стаж указанных периодов работы неоснованными на законе, поскольку в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения с кодом «БЕЗР», что предусмотрено постановлением Правления Пенсионного фонда России от 27 сентября 2019 года №485п. Суд также не учел то, что статьёй 2 Закона от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон «О занятости населения в Российской Федерации») участие граждан в оплачиваемых общественных работах к работе по трудовому договору не отнесено. Указанные работы на основании статьи 24 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» организуются органами службы занятости населения в целях обеспечения временной занятости населения. С лицами желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом работодателю производится возмещение затрат на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о финансировании общественных работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). В связи с чем на основании статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ периоды участия в оплачиваемых общественных работах приравнены к периодам получения пособия по безработице. В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Суд не учел, что правоустанавливающим является термин «работа», в связи с чем виды общественно-полезной деятельности не включаются в подсчет специального (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) стажа. В числе периодов, засчитываемых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (стаж работы в МКС), период участия в оплачиваемых общественных работах не поименован.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Аксенова С.В., ответчик ОФПиСС по ХМАО-Югре не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет», о причине неявки не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

С учетом приведенных положений, судебная коллегия проверяет обжалуемое решение только в части удовлетворения требований о возложении обязанности по включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов участия в общественных работах с 1 июня по 31 августа 2004 года; с 1 июня по 31 июля 2007 года; с 3 сентября по 31 октября 2007 года; с 2 июня по 30 сентября 2008 года; с 1 ноября по 31 декабря 2008 года; с 15 июля по 7 августа 2009 года; с 10 августа по 9 октября 2009 года; с 19 октября по 18 декабря 2009 года; с 1 февраля по 31 марта 2010 года; с 20 октября по 22 декабря 2010 года; с 9 июня по 14 июля 2009 года; с 6 по 7 февраля 2012 года; с 2 октября по 4 декабря 2012; с 6 мая по 28 июня 2013 года; с 22 октября по 20 декабря 2013 года.

В остальной части отказа в удовлетворении требований доводов о несогласии с решением суда в апелляционной жалобе ответчика не содержится, а истцом в указанной части не обжалуется, то в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией проверка правильности выводов суда в необжалуемой части не производится.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно архивной справке Администрации сельского поселения Луговской от 7 июля 2022 года, в архивных документах администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района в приказах по личному составу администрации Луговской территории за 2004 год имеются сведения о работе Аксеновой С.В., (дата) года рождения: приказом администрации Луговской территории от 1 июня 2004 года № 27п принята временно вахтером в администрацию Луговской территории на период выполнения общественных работ с 1 июня 2004 года ; приказом администрации Луговской территории от 31 августа 2004 года № 56п уволена в связи с истечением срока трудового договора, статья 79 Трудового договора с 31 августа 2004 года (так в документах); копию приказа от 1 июня 2007 года № 28п о приеме работников на работу, в том числе Аксеновой С.В. с 1 по 31 июля 2007 года; копию трудового договора № 43 от 1 июня 2007 года; приказом от 30 мая 2008 года №69 о приеме на работу в Администрацию сельского поселения Луговской рабочим по благоустройству по программе «Общественные работы»; приказом № 296 от 31 июля 2008 года об увольнении с работы; трудовым договором № 152 от 1 августа 2008 года; приказом № 305 рл от 31 июля 2008 года о приеме на работу на общественные работы в администрацию сельского поселения Луговской; приказом № 441рл от 30 сентября 2008 года об увольнении; трудовым договором № 232 от 1 ноября 2008 года; приказом № 508 рл от 1 ноября 2008 года о приеме на временное трудоустройство; приказом № 539 рл от 31 декабря 2008 года об увольнении; трудовым договором № 22 от 6 мая 2013 года; приказом о приеме на работу № 50 рл от 30 апреля 2013 года; распоряжением № 128 рл от 28 июня 2013 года об увольнении; трудовым договором № 130 от 22 октября 2013 года; распоряжением № 300рл от 22 октября 2013 года; распоряжение № 325 л от 20 декабря 2013 года об увольнении; трудовым договором № 35 от 20 октября 2010 года; приказом № 17-л от 6 февраля 2012 года о приеме на работу; приказом № 377-л от 2 октября 2012 года о приеме на работу.

На основании архивной справки администрации Ханты-Мансийского района от 13 июля 2022 года, в архивном фонде Муниципального унитарного предприятия «Луговской» сельского поселения Луговской поселка Луговской Ханты-Мансийского района в книгах приказов по личному составу за 2009, 2010 годов, в личных карточках, уволенных формы Т-2 за 2009 год, имеются следующие сведения о работе Аксёновой С.В., 30 марта 1969 года рождения (так в личной карточке): с 9 июня 2009 года по 10 августа 2009 года принята временно в гараж сторожем 1 разряда. Трудовой договор № 04 от 9 июня 2009 года (приказ № 04 от 9 июня 2009 года); с 7 августа 2009 года сторож гаража 1 разряда уволена по истечении срока трудового договора № 4 (приказ от 7 августа 2009 года); с 10 августа по 9 ноября 2009 года принята временно в гараж сторожем 1 разряда. Трудовой договор № 18 от 10 августа 2009 года (приказ от 10 августа 2009 года); с 9 октября 2009 года подсобный рабочий уволена по истечении срока трудового договора пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой компенсации за 4 дня; с 19 октября по 19 декабря 2009 года принята подсобным рабочим во вспомогательное производство, трудовой договор № 28 от 19 октября 2009 года; с 18 декабря 2009 года подсобный рабочий вспомогательного производства уволена по истечении срока трудового договора пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; с 1 февраля по 31 марта 2010 года принята подсобным рабочим во вспомогательное производство, трудовой договор № 3 от 1 февраля 2010 года; с 31 марта 2010 года подсобный рабочий вспомогательного производства уволена по истечении срока трудового договора пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Аксенова С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 2 ноября 1999 года.

Разрешая спор и удовлетворяя вышеуказанные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 12, 14 Федерального закона № 400-ФЗ, постановлением Правительства Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2019 года № 485п «Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений», статьями 2, 24 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, установив, что финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы; при этом работодателю производится возмещение затрат на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о финансировании общественных работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов); с учетом указанных особенностей финансирования периоды участия в оплачиваемых общественных работах приравнены к периодам получения пособия по безработице; пришел к выводу о том, что выполняемые истцом в периоды с 1 июня по 31 августа 2004 года (2 месяца 30 дней); с 1 июня по 30 сентября 2005 года (3 месяца 24 дня); с 1 июня по 31 июля 2007 года (1 месяц 30 дней); с 3 сентября по 31 октября 2007 года (1 месяц 28 дней); с 2 июня по 30 сентября 2008 года (3 месяца 28 дней); с 1 ноября по 31 декабря 2008 года (1 месяц 30 дней); с 15 июля по 7 августа 2009 года (23 дня); с 10 августа по 9 октября 2009 года (1 месяц 30 дней); с 19 октября по 18 декабря 2009 года (1 месяц 30 дней); с 1 февраля по 31 марта 2010 года (1 месяц 29 дней); с 20 октября по 22 декабря 2010 года (2 месяца 2 дня) работы являются общественными и подлежат включению в общий страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка.

Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что виды общественно-полезной деятельности не включаются в подсчет стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 43-44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судом апелляционной инстанции от ответчика запрошена выписка по индивидуальному лицевому счету истца по форме СЗИ-НВП с актуальной информацией (по состоянию на 30 марта 2023 года) о страховом и северном стаже; из Центра занятости были запрошены справка о периоде получения истцом пособия по безработице, сведения об участии в оплачиваемых общественных работах, которые судебной коллегией в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты в качестве новых доказательств, поскольку они подтверждают юридически значимые обстоятельства.

По запросу судебной коллегии ответчиком в судебное заседание представлена выписка по индивидуальному лицевому счету истца по форме СЗИ-НВП с актуальной (по состоянию на 30 марта 2023 года) информацией о страховом стаже, из которой видно, что спорные периоды нахождения на учете в качестве безработного учтен в разделе 4 «Сведения о состоянии ИПК».

В силу положений частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11). Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43).

Аналогичные положения в отношении подтверждения периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержит Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж засчитываются периоды получения пособия по безработице и участия в оплачиваемых общественных работах. Включение в страховой стаж периодов учета в качестве безработного (без выплаты пособия) пенсионным законодательством не предусмотрено.

В данном пункте под периодом получения пособия по безработице понимается период безработицы, за который начислялось и выплачивалось соответствующее пособие.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце «б» подпункта 4 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление.

Соответственно, оспариваемые пенсионным органом периоды истца имели место после момента регистрации Аксеновой С.В. в качестве застрахованного лица.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона №400-ФЗ, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно пункту 58 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п об утверждении административного регламента предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в качестве документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно пунктам 4, 7 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ, гражданин вправе представить: для подтверждения периода получения пособия по безработице, периода участия в оплачиваемых общественных работах и периода переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства - справку государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению № 2 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.

Пунктом 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, определено, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме.

Согласно предоставленных по запросу суда апелляционной инстанции справок казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» от 3 апреля 2023 года №17/04-Исх-722, от 31 марта 2023 года №0900044/2317, от 31 марта 2023 года №0900037/2317, Аксенова С.В. состояла на регистрационном учете в качестве безработной с 16 декабря 2002 года по 11 октября 2021 года, в указанные периоды принимала участие в оплачиваемых общественных работах, а также то, что в данный период истец получала пособия по безработице.

С учетом установленных обстоятельств, правильным является вывод суда первой инстанции о наличии оснований для включения в страховой стаж и стад работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера спорных периодов общественных работ истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно применив и истолковав изложенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненный в районах Крайнего Севера, необходимый для назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ периода нахождения на учете в центре занятости населения (получения пособия по безработице), поскольку период нахождения на учете в центре занятости населения и получения пособия по безработице, а также общественные работы относятся к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ.

При этом, как следует из предоставленных по запросу суда апелляционной инстанции в сведениях о периодах засчитываемых в страховой стаж безработным указано значение «БЕЗР», справка центра занятости предоставлена в соответствии с требованиями законодательства, что позволяет сделать вывод о законности вывода суда по включении общественных работ и нахождения истца в статусе безработной в страховой стаж и стад работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Вопреки доводам апелляционной жалобы при рассмотрении данного спора судом существенных нарушений норм материального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                        определила:

    решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.

Председательствующий                                                         Ишимов А.А.

Судьи                                                                                        Максименко И.В.

                                                                                                   Ковалёв А.А.

33-2017/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксенова Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ ОПФР по ХМАО-Югре
Другие
БУ ХМАО-Югры Луговская участковая больница
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
10.03.2023Передача дела судье
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее