УИД 19RS0001-02-2024-008961-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело 2-6874/2024
г. Абакан 14 ноября 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Энгельман В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмина С.С. к Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузмин С.С. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее – Минтруд Хакасии, Министерство) о признании действий (бездействия) незаконными, обязании произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии, мотивируя требования тем, что он является получателем региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности, однако, за июль, август и сентябрь 2024 года указанная доплата ему не произведена. По данному вопросу он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, откуда с разъяснением действующего законодательства ему сообщили о перенаправлении его обращения по принадлежности в Минтруд Хакасии. Однако, из Министерства до сих пор никакого ответа не поступило, региональная социальная доплата к пенсии за июль, август и сентябрь 2024 года ему так и не выплачена. В связи с чем Кузьмин С.С. просит признать действия (бездействие) ответчика незаконными, обязать Министерство произвести ему выплату региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности за июль, август и сентябрь 2024 года, а также обязать впредь выплачивать доплату ежемесячно.
Определениями судьи от 20.09.2024, 10.10.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по РХ, Фонд), в качестве соответчика – Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее – ГКУ РХ «УСПН», Учреждение), соответственно.
Истец Кузмин С.С., представители ответчиков Минтруда Хакасии, ГКУ РХ «УСПН», третьего лица ОСФР по РХ в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом. Кузмин С.С. содержится в местах лишения свободы, при этом правом на ведение дела в суде через представителя или участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не воспользовался. Представители ответчиков и третьего лица о причинах неявки не сообщили. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН» Пахомова М.В., действующая на основании доверенности, указала, что информация в отношении Кузьмина С.С., как получателя региональной социальной доплаты к пенсии в адрес Учреждения была направлена Фондом 03.07.2024. На основании полученных данных указанная доплата назначена Кузьмину С.С. с 24.06.2024. ГКУ РХ «УСПН» произвело начисление и выплату Кузьмину С.С. региональной социальной доплаты за июнь-сентябрь 2024 года в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора по существу, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, устанавливаются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно ч. 1 ст. 12.1 которого общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Как указано в ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, ему уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается региональная социальная доплата к пенсии в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
С 01.01.2022 вступил в силу Закон Республики Хакасия от 17.12.2021 № 113-ЗРХ «О региональной социальной доплате к пенсии на территории Республики Хакасия», статьей 3 которого предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату региональной социальной доплаты осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Хакасия. Для установления региональной социальной доплаты используется величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Хакасия, устанавливаемая ежегодно постановлением Правительства Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 № 682 с 01.01.2024 установлена величина прожиточного минимума в Республике Хакасия для пенсионеров – 13 555 руб.
Согласно ст. 2 указанного Закона порядок установления и пересмотра размера региональной социальной доплаты определяется Правительством Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2021 № 716 утвержден Порядок установления и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии на территории Республики Хакасия (далее – Порядок), согласно п. 1.2 которого региональная социальная доплата к пенсии устанавливается Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее – уполномоченное учреждение), созданным для обеспечения исполнения государственных полномочий Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 4 Закона Республики Хакасия от 09.11.2004 № 79 «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия», превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным учреждением по месту жительства или месту пребывания пенсионера на основании сведений, представляемых территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в соответствии с пунктом 1.8 Порядка, а также имеющихся в распоряжении уполномоченного учреждения сведений, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1.5 Порядка.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на региональную социальную доплату к пенсии (п. 2.2 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, и не оспаривалось сторонами в ходе его рассмотрения, 27.06.2024 в Бюро медико-социальной экспертизы № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России в отношении Кузьмина С.С. заочно проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой принято решение об установлении ему 2 группы инвалидности на 1 год, до 01.07.2025 (письмо от 28.06.2024 № 9577519/2024).
В связи с чем решением ОСФР по РХ № 74365/24 от 01.07.2024 Кузьмину С.С. с 24.06.2024 по 30.06.2025 назначена страховая пенсия по инвалидности в размере 498,94 руб., а также фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности в размере 8 134,88 руб.; суммарный размер страховой выплаты и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты с 24.06.2024 составляет 8 633,82 руб.
Решением ОСФР по РХ № 74351/24 от 01.07.2024 Кузьмину С.С. с 24.06.2024 по 30.06.2025 назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалиды 2 группы» в размере 3 802,78 руб.
03.07.2024 Фондом в ГКУ РХ «УСПН» направлена информация в отношении Кузьмина С.С., как получателя региональной социальной доплаты к пенсии.
Получив данную информацию, ГКУ РХ «УСПН» произвело начисление и выплату Кузьмину С.С. региональной социальной доплаты 05.07.2024 за июнь 2024 года в сумме 260,95 руб. и за июль 2024 года в сумме 1 118,40 руб., однако, указанные суммы возвращены почтовым отделением отправителю. Тогда, установив, что истец отбывает наказание в местах лишения свободы, 07.08.2024 Учреждение перечислило Кузьмину С.С. региональную социальную доплату 07.08.2024 за июнь 2024 год в сумме 260,95 руб., за июль 2024 года в сумме 1 118,40 руб. и за август 2024 года в сумме 1 118,40 руб. (в общей сумме 2 497,75 руб.) через ФКУ <данные изъяты>, где содержится истец. Доплата за сентябрь 2024 года в сумме 1 118,40 руб. была направлена Учреждением Кузьмину С.С. 06.09.2024 также через ФКУ <данные изъяты>, что подтверждается поручениями о перечислении на счет, списками для зачисления региональной социальной доплаты к пенсии и сообщением начальника ФКУ <данные изъяты> от 12.11.2024.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, учитывая, что выплата региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности за июль, август и сентябрь 2024 года Кузьмину С.С. произведена в полном объеме, суд не находит оснований для признания действий (бездействия) ответчиков незаконными и возложения на них обязанности произвести Кузьмину С.С. выплату региональной социальной доплаты к пенсии за указанные месяцы, а потому считает правильным в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Требование Кузьмина С.С. о возложении обязанности впредь выплачивать указанную доплату ежемесячно удовлетворению также не подлежит, поскольку в силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право. Доказательств нарушения его пенсионных прав со стороны ответчиков, истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьмина С.С. к Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2024 года.