Дело №2-271/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-271/19 по иску Лепишевой З.Ф. к Департаменту здравоохранения Орловской области, третье лицо – БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер», об обязании обеспечить лекарственными средствами,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Лепишева З.Ф. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, третье лицо – БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер», об обязании обеспечить лекарственными средствами. В обоснование иска указано следующее.
Она является онкобольной и состоит на учёте в БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер». После перенесённой операции, прохождения в <данные изъяты> лекарственными препаратами <данные изъяты> и соответствующего генетического исследования лечащим врачом <данные изъяты> истцу было назначено дальнейшее лечение <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> по месту жительства. Однако при обращении по месту жительства для продолжения лечения указанным препаратом истцу был выдан другой препарат <данные изъяты> имеющий другое действующее вещество <данные изъяты>, не являющийся аналогом <данные изъяты> по стоимости значительно дешевле. При обнаружении подмену БУЗ ОО «Орловский онкодиспансер» истцу был выдан препарат <данные изъяты> на <данные изъяты> курс лечения. После этого БУЗ ОО «Орлвоский онкологический диспансер» и в адрес Департамента здравоохранения Орловской области была направлена информация о нуждаемости истца в лекарственном препарате <данные изъяты> сверх заявок на ДД.ММ.ГГ и на ДД.ММ.ГГ. Однако данное лекарственное средство для дальнейшего лечения истцу не представляется, ответчик ссылается на отсутствие денежных средств для приобретения дорогостоящего препарата.
В связи с этим истец просила суд обязать ответчика обеспечить ей бесплатное предоставление лекарственного препарата <данные изъяты> действующим веществом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями на весь период лечения.
Также истец указала, что ежедневный приём указанного препарата ей жизненно необходим, его непримерение либо перерыв в применении может привести к летальному исходу. В связи с этим просила суд обратить решение к немедленному исполнению.
Истец Лепишева З.Ф. явилась в судебное заседание, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Морозова Ю.А. явилась в судебное заседание, возражала относительно удовлетворения иска, со ссылкой на письмо <данные изъяты> указала, что препарат «<данные изъяты> в настоящее время не входит в список необходимых и жизненно важных препаратов, допустимо продолжение терапии другими ингибиторами <данные изъяты> международное непатентованное наименование препарата с торговым наименованием <данные изъяты> Также указала, что в настоящее время истец обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с потребностями; представила данные об организации проведения государственной закупки лекарственного препарата <данные изъяты> в Орловской области на ДД.ММ.ГГ. В связи с этим полагала, что права истца ответчиком не нарушены и оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель третьего лица БУЗ ОО «Орловский онкологический диспансер» Губенков А.О. оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений статьи 10 этого Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее: Федеральный закон № 178-ФЗ) предусмотрена возможность предоставления категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
При этом, исходя из положений статей 6.1, 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств. Указанным Перечнем предусмотрено предоставление всех лекарственных средств лицам, имеющим онкологические заболевания.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ которой предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 28.12.2018 № 564 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ (далее: Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Лепишева З.Ф., ДД.ММ.ГГ года рождения, является онкобольной и состоит на учёте в БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер».
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец находилась на стационарном лечении в <данные изъяты> (<...>), онкологический диагноз был подтверждён, были проведены курсы химиотерапии, истец выписана под наблюдение онколога и терапевта по месту жительства.
Согласно справке данного лечебного учреждения истцу было рекомендовано лекарственное лечение по месту жительства лекарственным препаратом <данные изъяты>
В судебном заседании была опрошена ФИО12 которая показала следующее.
Истец находился под наблюдением в их учреждении как онкобольная. Первоначально для лечения онкологических заболеваний использовался препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> однако, в ходе исследований был установлено, что <данные изъяты> <данные изъяты>, данный препарат не оказывал должного лечебного эффекта. Затем был изобретён препарат <данные изъяты> с действующим препаратом <данные изъяты> в ходе использования и исследования последствий применения которого было установлено, что он воздействует и на первично, и на вторично <данные изъяты>. По данным исследования при применении препарата <данные изъяты> срок возврата болезни составлял около <данные изъяты>, при применении препарата <данные изъяты>. Также на вопрос пояснила, что <данные изъяты> является для них головным профильным лечебным учреждением; в случае прохождения больным обследования и лечения в данном учреждении рекомендации данного лечебного учреждения о назначении конкретных лечебных препаратов они исполняют в обязательном порядке. Также показала, что по состояниям больных, аналогичных Лепишевой З.Ф., они обычно назначают препарат <данные изъяты> так называемый «препарат первой линии», препарат <данные изъяты> (препарат второй линии) они не назначают; также показала, что оценку лечения, в том числе эффективности воздействия действия того либо иного препарата, можно дать лишь путём сравнения результатов лечения при приёме препаратов больным. Также показала, что в ДД.ММ.ГГ истцу был назначен приём лекарственного препарата <данные изъяты>», однако в связи с тем, что <данные изъяты> было рекомендовано лечение препаратом «<данные изъяты> данный препарат ей был назначен при регулярных консультациях врача в ДД.ММ.ГГ. По поводу письма <данные изъяты> о возможности замены препарата <данные изъяты> препаратом <данные изъяты> пояснила, что, исходя из буквального смысла ответа, такая замена допустима лишь при отсутствии препарата «осимертиниб» в регионе, учитывая, что неприменение либо перерыв в применении лекарственных препаратов влечёт существенные негативные последствия для здоровья окнобольных и не допускается.
Проанализировав все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика обеспечить её лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями, вплоть до отмены препарата лечащими врачами, подлежат удовлетворению.
Истец заявляет об обращении решения к немедленному исполнению.
В силу ст.209, 210 Гражданского процессуального Кодекса РФ (ГПК РФ) решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы; решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Согласно имеющимся в деле документам, потребность истца в препарате <данные изъяты> составляет <данные изъяты>. Истец заявляет, что она обеспечения лекарственным препаратом по ДД.ММ.ГГ.
Установив изложенное, учитывая характер имеющегося у истца заболевания, нуждаемость в данному препарате и последствия его неприменения либо перерыва в применении, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства истца об обращении настоящего решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление Лепишевой З.Ф. к Департаменту здравоохранения Орловской области, третье лицо – БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер», об обязании обеспечить лекарственными средствами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Лепишевой З.Ф., ДД.ММ.ГГ, лекарственного препарата <данные изъяты> в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащими врачами.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ