УИД 50RS0044-01-2022-000954-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,
с участием истца Гальцева А.И., представителя истца Гальцева А.И., представителя ответчика адвоката Кононова А.Я., представителя ответчиков Мироновой А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Гальцева Алексея Ивановича к Кирееву Евгению Ивановичу, Администрации городского округа Серпухов Московской области, Комитету по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области о признании недействительными постановления о предоставлении в аренду земельного участка, договора аренды земельного участка, результатов межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, истребовании из незаконного владения земельный участок, обязании освободить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гальцев А.И. обратился в суд с иском и, с учетом его уточнения (л.д.91-94), просит:
- признать недействительным Постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 21.06.2021 № 3108-П «О предоставлении Кирееву Е.И. в аренду земельного участка, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования ведение огородничества»;
- признать недействительным договор аренды земельного участка № 8462-П-3-2024 от 22.06.2021 на три года без проведения торгов для ведения огородничества с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов и Киреевым Евгением Ивановичем;
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>;
- исключить сведения из Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>;
- истребовать из незаконного владения Киреева Евгения Ивановича в пользу Администрации городского округа Серпухов Московской области земельный участок с кадастровым <номер> площадью 498 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>
- обязать Киреева Евгения Ивановича освободить земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>, а именно демонтировать забор из металлических профильных труб и сетки рабицы, выполненный на мелкозаглубленном фундаменте, а также металлический гараж-ракушку, теплицу из поликарбоната, биотуалет пластмассовый не имеющие загубленных фундаментов.
Свои требования мотивирует тем, что между Киреевым Е.И. и КУИ г.о. Серпухов заключен договор аренды земельного участка <номер>-П-3-2024 от 22.06.2021 на три года без проведения торгов для ведения огородничества с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>. В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 №15 ВР-1724 об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», указанный земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласовано схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области от 25.03.2016 №230/8. Сформированный земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер. Данный земельный участок ограничен в обороте, с испрашиваемым правовым режимом (категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения огородничества», не мог быть предоставлен в соответствии с п.17 ст.39.16 ЗК РФ. Согласование межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в отношении названного земельного участка не получено, в связи с чем местная администрация лишена была возможности распорядится предоставленным земельным участком. Кроме того, представленный ответчику Кирееву Е.И. земельный участок имеет вид разрешенного использования «ведение огородничества», допускающего выращивание сельскохозяйственных растений. Однако при осмотре истцом Гальцевым А.И. данного участка установлено, что он в нарушение условий договора аренды используется ответчиком Киреевым Е.И. не по назначению. На земельном участке расположен металлический гараж-ракушка размером примерно 3.00 x 5.20 x 2.00 м, теплица из поликарбоната размером примерно 3.00 * 6.00 м, биотуалет пластмассовый, огорожен забором из сетки рабицы, столбы которого имеют мелкозаглублённый фундамент, в нарушение условий договор аренды, который не допускает возведение объектов, являющихся объектами капитального строительства. В настоящее время истец Гальцев А.И. является заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка гражданином. Ответчик Киреев Е.И. своими противоправными действиями (бездействием), ограничивает право истца Гальцева А.И. на доступ к указанному земельному участку, вследствие чего истец лишен возможности (ограничен в праве) подготовить схему расположения земельного участка и обратиться в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием цели использования земельного участка, а также на образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона или без проведения аукциона по инициативе заинтересованного в предоставлении данного земельного участка истца Гальцева А.И. Таким образом в нарушение требований действующего законодательства, должностные лица Администрации г.о. Серпухов Московской области незаконно заключили с гр. Киреевым Е.И. договор аренды земельного участка № 8462-П-3-2024 от 22.06.2021 на три года без проведения торгов для ведения огородничества.
Истец Гальцев А.И. и его представитель Гальцев А.И. по доверенности в судебном заседании поддержали исковые требования, пояснили, что права истца нарушены, в связи с тем, что истец обращался в администрацию г.о. Серпухов по вопросу предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, ему было отказано в связи с утверждением территориального планирования транспортного обслуживания. Затем земельный участок, который пересекает границы испрашиваемого истцом земельного участка, был предоставлен ответчику Кирееву Е.И. Ответчиком был возведен забор, что мешает истцу составить схему расположения земельного участка для согласования предоставления земли истцу. Также считают, что участок, находящийся в пользовании ответчика более ликвидный, менее подтопляемый по сравнению с участками, находящимися рядом с участком истца.
Ответчик Киреев Е.И. в судебное заседание не явился, извещен, его представитель адвокат Кононов А.Я. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения (л.д.57-58), в которых указал, что Киреев Е.И. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 640 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Глазово-2, находящегося на нем жилого дома, условный <номер>. Спорный земельный участок с кадастровым номером истца <номер> является смежным земельным участком с земельным участком истца <номер>, спорный участок относится к землям населенных пунктов, предоставлен ответчику на праве аренды для ведения огородничества. Постановлением Главы г.о. Серпухов Московской области от 30.06.2020 № 2124 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории пл. 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования г.о. Серпухов Московской области. Образуемый земельный участок отнесен к категории «землям населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования образуемого земельного участка «ведение огородничества», присвоен адрес образуемому земельному участку: <адрес> указаны ограничения (обременения) земельного участка. Земельный участок предварительно согласован для предоставления Кирееву Е.И. в аренду без проведения торгов на срок три года. Постановлением Администрации г.о. Серпухов Московской области от 21.06.2021 №3108-П представлен Кирееву Е.И. без права возведения объектов, являющихся объектами капитального строительства по договору аренды земельного участка сроком на три года с 21.06.2021 по 20.06.2024 из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <номер> пл. 498 кв.м., расположенный в границах МО «г.о. Серпухов Московской области» по <адрес> с видом разрешенного использования» ведение огородничества», спорный земельный участок предоставлен Кирееву Е.И. в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Серпухов Московской области и КУИ г.о. Серпухова Московской области по доверенности Мироновой А.С. в судебном заседании пояснила, что у Киреева имеется заключенный договор аренды с КУИ г.о. Серпухова, Постановление Администрации г.о. Серпухов Московской области от 21.06.2021 № 3108-П о предоставлении Кирееву Е.И. в аренду земельного участка законно, считают, что Киреевым не был осуществлен самозахват спорного земельного участка, использование земельного участка не по назначению не было установлено.
Представлен письменный отзыв Администрации г.о. Серпухов Московской области на исковое заявление, из которого усматривается, что между Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов и Киреевым Евгением Ивановичем в соответствии с постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области № 3108-П от 21.06.2021 заключен договор аренды земельного участка <номер> от 22.06.2021. Предметом данного договора является земельный участок площадью 498 кв.м, с кадастровым <номер> категория земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования - ведение огородничества, расположенный по <адрес>. Договор заключается на 3 года с 21.06.2021 по 20.06.2024. Актом приема-передачи Арендодатель передал Арендатору во временное владение и пользование за плату вышеуказанный земельный участок. Гальцев А.И. просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым <номер>. Истец в исковом заявлении указывает, что он является заинтересованным в предоставлении ему земельного участка с кадастровым <номер>. Администрацией городского округа Серпухов 23.09.2020 было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Гальцевым А.И. подано административное заявление в Серпуховский городской суд о признании решения Администрации незаконным. Серпуховским городским судом по делу 2а-887/2021 в удовлетворении заявленных требований было отказано, решение вступило в законную силу. Последующих заявлений в адрес Администрации городского округа Серпухов от Гальцева А.И. не поступало. Оспариваемый договор соответствует требованиям земельного законодательства, следовательно, требования истца о признании договора аренды от 22.06.2021 <номер> недействительной (ничтожной сделкой) не подлежат удовлетворению. Спорный земельный участок относится к земельным участкам, право собственности на который не разграничено, полномочиями по распоряжению такими участками наделены органы местного самоуправления. Довод истца касаемо признания недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Серпуховский район, Липицкое поселение, д. Глазово-2, также не подлежит удовлетворению. Пунктом 168 Протокола межведомственной комиссии <номер> от 15.06.2020 года согласован проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка. Постановлением Главы городского округа Серпухов № 2124 от 30.06.2020 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( кадастровый квартал <номер>) площадью 498 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области». Гальцев А.И. является собственником земельного участка с кадастровым <номер> расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Серпуховский район, Липицкое поселение, д. Глазово-2. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения границ его земельного участка при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер>. Более того, из утвержденной постановлением Администрации N 2124 от 30.06.2020 года схемы расположения земельного участка расположенного в д. Глазово-2 сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района не усматривается, что земельный участок с кадастровым <номер> является смежным по отношению к участку с кадастровым <номер>. В связи с этим, согласование границ спорных земельных участков с истцом не являлось обязательным (л.д.77-80).
Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из пояснений сторон, что Гальцев А.И. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Глазово-2.
Гальцев А.И. через портал государственных и муниципальных услуг обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением <номер> о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (л.д. 46-52).
Согласно сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области № 172-О от 17.09.2020 согласован отказ в предоставлении услуги в предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м. Гальцеву А.И. (л.д.89).
Решением администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх Гальцеву А.И. отказано в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на том основании, что земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 230/8 и испрашивается в аренду на срок более чем 3 года. В разъяснениях указано, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области формируемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер (л.д. 46-52).
Не согласившись с решением администрации, Гальцев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 12.03.2021 по административному делу № 2а-887/2021 административное исковое заявление Гальцева А.И. о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка для ведения огородничества площадью 1000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 50:32:0080203, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Серпухов, д.Глазово-2; обязании повторно рассмотреть заявление Гальцева Алексея Ивановича № Р001-3573667118-38161274 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов, а также при наличии возможного обременения, на срок менее чем 3 года оставлено без удовлетворения (л.д.46-52).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12.07.2021 решение Серпуховского городского суда Московской области от 12.03.2021 по административному делу № 2а-887/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гальцева А.И. – без удовлетворения (л.д.53-56).
Согласно сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области № 83-З от 15.06.2020 согласовано предоставление в аренду земельного участка в аренду Кирееву Е.И. (л.д.88).
Постановлением Главы г.о. Серпухов Московской области от 30.06.2020 № 2124 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовано предоставления земельного участка в аренду, с видом разрешенного использования «ведение огородничества», присвоен адрес образуемому земельному участку: <адрес> (л.д.24-26,61-64,81-85).
03.07.2020 кадастровым инженером составлен межевой план по результатам выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по <адрес>, площадью 498 кв.м. (л.д. 21-31).
Постановлением Администрации г.о. Серпухов Московской области от 21.06.2021 <номер>-П Кирееву Е.И. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <номер> пл. 498 кв.м., расположенный в границах МО <адрес>, с видом разрешенного использования» ведение огородничества». На участок установлены ограничения (обременения) в пользовании: - земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: высокоскоростная специализированная пассажирская магистраль Москва-Ростов-на-Дону-Адлер. Земельный участок использовать в соответствии с требованиями постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (л.д.65-66, 86-87).
22.06.2021 между Комитетом по управлению имуществом г.о. Серпухов Московской области и Киреевым Е.И. заключен договор аренды земельного участка <номер> в соответствии с постановлением Администрации г.о. Серпухов Московской области от 21.06.2021 № 3108-П (л.д.67-76).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.04.2022 на земельный участок с кадастровым <номер>, усматривается, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.10.2020, площадь указанного участка составляет 498 кв.м., расположен в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества, предоставлен в аренду Кирееву Е.И. на срок с 22.07.2021 по 20.06.2024 (л.д.39-40).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым <номер> площадью 640 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Глазово-2, собственником указанного земельного участка является Киреев Е.И. на основании договора купли-продажи от 26.10.2010 (л.д.59). Также Кирееву Е.И. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, площадью 62,8 кв.м. (л.д.60).
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения огородничества.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
Согласно пункта 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2-1.4 Временного порядка.
Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с пунктом 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта; об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа; о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1814.
Согласно пункту 5.1 Регламента (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок.
В соответствии с пунктом 5.6 Регламента в целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с:
5.6.1. Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для предоставления земельного участка.
5.6.2. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственного реестра недвижимости.
5.6.3. Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
5.6.4. Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка.
В пункте 13 указанного Административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Располагая представленными доказательствами, оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании недействительным постановления Администрации г.о. Серпухов Московской области от 21.06.2021 № 3108-П о предоставлении в аренду Кирееву Е.И. земельного участка, расположенного по <адрес> поскольку ограниченные в обороте земельные участки могут быть предоставлены в аренду (законодательный запрет существует только в отношении предоставления их в частную собственность). Расположение спорного земельного участка в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения не является препятствием для его аренды. Ограничения в пользовании данным земельным участком предусмотрены договором аренды. Предоставление земельного участка в аренду Кирееву Е.И. согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области, каких-либо нарушений при принятии оспариваемого постановления допущено не было.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Суд не находит оснований для признания недействительным договора аренды, поскольку земельный участок был предоставлен ответчику на законных основаниях, постановление о предоставлении участка в аренды недействительным не признано, доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании земельного участка при рассмотрении дела не установлено. При этом, орган местного самоуправления не выдвигал арендатору претензий о нецелевом использовании земли.
Поскольку суд не усмотрел оснований для признания недействительными постановления администрации г.о. Серпухов и договора аренды, вытекающие из данных требования о признании недействительными результаты межевания земельного участка, исключении сведений о местоположении границ земельного участка, истребовании его из незаконного владения Киреева Е.И. и обязании освободить земельный участок удовлетворению также не подлежат.
Кроме того, требования об истребовании земельного участка и обязании его освободить заявлены Гальцевым А.И. в интересах иного лица, органа местного самоуправления, который не поддержал исковые требования истца.
При этом, права истца в связи с предоставлении Кирееву Е.И. в аренду земельного участка, его межевание, нельзя полагать нарушенными, спорный участок не является смежным по отношению к земельному участку, собственником которого является Гальцев А.И., границы земельных участков не пересекаются. В то время, как спорный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему Кирееву Е.И.
В соответствии со ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. В любом случае заявителем должен быть выбран такой способ защиты нарушенных или оспоренных прав, который при разрешении дела судом позволяет полностью восстановить нарушенное или оспоренное право заявителя. Судебная защита должна реально способствовать восстановлению прав потерпевшего либо обеспечивать соответствующую компенсацию; должен соблюдаться баланс интересов истца и ответчика, выбор судебной защиты не может быть направлен на то, чтобы лишать ответчика законных способов защиты, в противном случае нарушается равенство сторон спора; судебное решение должно вести к определенности в отношениях сторон, а не наоборот.
Принимая во внимание, что судебной защите подлежит нарушенное или оспариваемое право, в данном случае права и законные интересы истца ответчиками не нарушаются, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Гальцева А.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гальцева Алексея Ивановича о признании недействительным Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 21.06.2021 № 3108-П «О предоставлении Кирееву Е.И. в аренду земельного участка, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования ведение огородничества»; признании недействительным договора аренды земельного участка <номер> от 22.06.2021 на три года без проведения торгов для ведения огородничества с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов и Киреевым Евгением Ивановичем; признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>; исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «<адрес>» по адресу: <адрес> истребовании из незаконного владения Киреева Евгения Ивановича в пользу Администрации городского округа Серпухов Московской области земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 498 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по <адрес>; обязании Киреева Евгения Ивановича освободить земельный участок с кадастровым <номер> площадью 498 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, а именно демонтировать забор из металлических профильных труб и сетки рабицы, выполненный на мелкозаглубленном фундаменте, а также металлический гараж-ракушку, теплицу из поликарбоната, биотуалет пластмассовый не имеющие загубленных фундаментов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 16 мая 2022 года