дело № 2-727/2021
11RS0020-01-2021-001489-03
РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииУсть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., с участием помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 02 августа 2021 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми к Рыжаковой Л.А. об обязании исключить беспрепятственный доступ посторонних лиц в здание,
установил:
прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в результате проведенного анализа исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МР «Удорский» установлен факт бездействия собственника здания, расположенного по адресу: <Адрес>. В ходе проверки установлено, что указанное нежилое задание собственником не эксплуатируется, дверные и оконные проемы открыты, доступ каких-либо лиц внутрь здания не ограничен. Наличие свободного доступа в указанное здание обуславливает возможность проникновения в помещения посторонних лиц, в том числе детей, не обеспечивает безопасность на указанном объекте, создает условия для возникновения опасности для жизни и здоровья людей. Свободный доступ в указанный объект отрицательно сказывается на профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Ранее решением суда от 18.07.2017 года на ответчика была возложена обязанность исключить беспрепятственный доступ посторонних лиц в здание, позднее исполнительное производство было прекращено. Однако в настоящее время доступ посторонних лиц в указанный объект не исключен. Отсутствие ограниченного доступа посторонних лиц на объект принадлежащий ответчику затрагивают права и интересы граждан, в том числе проживающих в близлежащих зданиях, среди указанных граждан есть несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, которые в силу возраста относятся в социально незащищенной категории граждан. В связи с чем, прокурор просил суд обязать Рыжакову Л.А. исключить беспрепятственный доступ посторонних лиц в нежилое здание, расположенное по адресу <Адрес> течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Рыжакова Л.А., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указала, что после вынесения решения суда в 2017 году предпринимала меры к ограничению доступа в указанное здание, входы в здание были закрыты досками, при этом вывешивала объявления о недопустимости входа в задние, однако указанные меры огранивали доступ посторонних лиц лишь временно.
Заслушав доводы прокурора, ответчика, исследовав письменные материалы дела, гражданское дело <Номер>, материалы проверок, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу положений, установленных ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерациисобственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что под жизненным циклом здания или сооружения понимается период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Согласно ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со ст. 7 Закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьями 35, 37 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. При этом под предупреждением терроризма понимается деятельность, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
По данным законодательным актам меры по противодействию проявлениям террористического характера должны принимать не только правоохранительные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия, организации, но и физические лица.
Нормами названного Закона возложена обязанность противодействовать терроризму, в том числе предупреждать терроризм, путем выявления и последующего устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, не только на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, но и на организации различных форм собственности.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственником нежилого здания, расположенного по адресу <Адрес>, является Рыжакова Л.А. (свидетельство о государственной регистрации права <Номер> от 30.07.2013).
В ходе проверки установлено, что данное нежилое здание собственником не эксплуатируется, дверные и оконные проемы в нем отсутствуют, доступ каких-либо лиц внутрь здания не ограничен. Указанное подтверждается актом осмотра и фототаблицей от 21.06.2021.
Наличие свободного доступа в помещения нежилого здания, расположенного по адресу <Адрес> обуславливает возможность проникновения в данное помещение посторонних лиц, в том числе детей, не обеспечивает безопасность на указанном объекте, создает условия для возникновения опасности для жизни и здоровья людей, проживающих в зданиях, находящихся в непосредственной близости от указанного дома.
Так в здании, расположенном по адресу: <Адрес> находящемся в непосредственной близости от нежилого здания, расположены социально-значимые объекты: государственное казенное учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Удорского района» и государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в непосредственной близости от здания находится детская площадка.
Помимо этого, свободный доступ к указанному объекту отрицательно сказывается на профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно сведениям, представленным ОМВД России по Удорскому району, за 2020 год – истекший период 2021 года в КУСП ОМВД России по Удорскому району зарегистрировано 4 сообщения по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений в указанном здании, а именно: - 07.11.2020 в 22 часа 20 минут, несовершеннолетняя Перова М. находилась в общественном месте (в ночное время суток) без сопровождения законных представителей, возле <Адрес>; - 07.11.2020 в 22 часа 20 минут, несовершеннолетняя Никонова А. находилась в общественном месте (в ночное время суток) без сопровождения законных представителей, возле <Адрес>; - 03.02.2021 сообщение по системе 11 от оператора горячей линии о том, что поступила информация от ребенка 11 лет, что он находится в п. Усогорск в заброшенном помещении, дезориентирован, раздет, был удар по голове, ничего не помнит. В ходе проведения проверки установлено, что несовершеннолетний перед тем, как направиться в заброшенное здание <Адрес>, несовершеннолетний сидел в сети «Ватсап» и в статусах выкладывал посты о том, что после окончания урока, пойдет в заброшенное здание п. Усогорск и совершит суицид; - 04.04.2021 в здании <Адрес> обнаружен совершеннолетний Павлов С. В состоянии алкогольного опьянения.
Сотрудниками ОМВД России по Удорскому району 12.05.2021 собственнику здания направлено письмо о наличии свободного доступа в здание и необходимости принятия мер, препятствующих свободному доступу детей в здание, однако собственник здания уклонился от направления ответа. Не направлен собственником ответ и на требование прокуратуры района от 22.06.2021.
Согласно акту проверки соблюдения законодательства от 21.06.2021 прокуратурой Удорского района Республики Коми проведен внешний визуальный осмотр здания расположенного в <Адрес>. По результатам осмотра установлено, что какие-либо работы на объекте не проводятся. Здание имеет вид объекта, длительное время не используемого в соответствии с его целевым назначением. Отсутствует заполнение оконных и дверных проемов, периметров балконов, имеется разрушения кирпичной кладки. Установлено отсутствие каких-либо ограждений по всему периметру здания. Следов ранее установленного заграждения, за исключением металлической решетки, установленной на ранее центральном входе в здание, не выявлено. В непосредственной близости от указанного здания находится детская площадка; в здании, расположенном по адресу: <Адрес> находящемся в непосредственной близости от нежилого здания, расположены социально-значимые объекты: отделение социальной реабилитации несовершеннолетних ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» и ГБУ РК «Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
По сведениям миграционного пункта ОМВД России про Удорскому району Рыжакова Л.А., <Дата> г.р. с 22.02.2011 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>, что также подтверждается справкой с администрации ГП «Усогорск».
По гражданскому делу <Номер> по исковому заявлению прокуратуры района решением Удорского районного суда от 18.07.2017 на ответчика была наложена обязанность исключить беспрепятственный доступ посторонних лиц в нежилое здание по адресу: <Адрес>. Исполнительное производство <Номер> прекращено фактическим исполнением. Однако в настоящее время вновь доступ посторонних лиц в здание не ограничен.
Отсутствие ограничения доступа посторонних лиц на объект недвижимости: нежилое здание, расположенное по адресу <Адрес> способствуют несанкционированному проникновению внутрь здания людей, что представляет угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества, расположенного вблизи этих зданий, поскольку не позволяет обеспечить антитеррористическую защищенность объектов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственником объекта не принято каких - либо действенных мер, направленных на устранение доступа посторонних лиц в нежилое здание.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, исследованных материалов, и представленных доказательств по делу, учитывая, бездействие ответчика в части необеспечения ограниченного доступа посторонних лиц на принадлежащий ему объект недвижимости, затрагивают права и интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, пенсионеров, и инвалиды, которые относятся в социально незащищенной категории граждан, что влечет нарушение прав и законных интересов указанных категорий лиц на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок для выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах иск прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района к Рыжаковой Л.А. об обязании исключить беспрепятственный доступ посторонних в здание удовлетворить.
Обязать Рыжакову Л.А. исключить беспрепятственный доступ посторонних лиц в нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес> течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов