Судья: Косенко Ю.В. Дело № 33а-9935/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Сафоновой Л.А.,
при секретаре – Астафьевой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июня 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя административных истцов - Волкова Е.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алешина Ю.А., Бирюкова И.В., Власова Ю.А., Власова А.В., Денисов А.Е., Денисова Ю.Я., Дубровкин Д.Е., Дубровкина А.М., Жданов А.С., Жданова А.В., Крылов К.Ю., Мартьянова Я.С., Мелеш М.В., Пшеничкова С.В., Солдаткин Д.С., Солдаткина А.Р., Страчкова Е.И., Тарасов И.С., Устинов А.Ю., Чертов К.М., Чертова Ю.А., Чувствин В.А., Чувствина М.Ю., Чичкина Ю.А., Яковлев М.Ю., Комин Г.В., Комина Ж.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований, указано, что инициативной группой участников долевого строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> направлено коллективное обращение в Правительство Самарской области и Министерство строительства Самарской области о включении указанного многоквартирного дома в реестр проблемных объектов на основании постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329. Министерством строительства Самарской области, как на первоначальное обращение, так и на повторное, ответ по существу поставленных в обращениях вопросов не дан. По мнению административных истцов, Министерство строительства Самарской области уклоняется от принятия решения по вопросу включения вышеназванного многоквартирного дома в перечень проблемных объектов, что свидетельствует о незаконном бездействии и нарушает их права и законные интересы, поскольку отсутствие многоквартирного дома в перечне проблемных объектов лишает их возможности на получение поддержки в завершении строительства и (или) вводе проблемных объектов в эксплуатации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнений административные истцы просили суд признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области по не рассмотрению вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов; признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области по невнесению предложения в Правительство Самарской области о включении указанного многоквартирного дома в перечень проблемных объектов; обязать Министерство строительства Самарской области внести предложения в Правительство Самарской области о включении указанного дома в перечень проблемных объектов по приведенным выше основаниям.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 18 июня 2018 года требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области, выразившиеся в не рассмотрении коллективного обращения от 08.08.2017 о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность рассмотреть по существу коллективное обращение от 08.08.2017 о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять в данной части новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что утвержденный Правительством Самарской области от 13.07.2011 №329 Порядок формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, не содержит процедуру включения объекта строительства в перечень проблемных объектов на основании обращений (заявлений) граждан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Волков Е.А. (по доверенности) возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административных истцов, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий -несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст. 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Из материалов дела следует, что 08.08.2017 инициативная группа участников долевого строительства согласно протоколу от 09.06.2016 общего собрания дольщиков трехэтажного многоквартирного 2-х секционного дома по адресу: <адрес> в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» направила в Правительство Самарской области и Министерство строительства Самарской области коллективное обращение № 25, указав, что строительство указанного многоквартирного дома начато на основании разрешения на строительство от 25.05.2015 №, выданного администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, сроком действия до 04.09.2016 на земельном участке с кадастровым номером: №. Строительство объекта приостановлено зимой 2016 года, фактически произведено строительство «коробки» дома, и его остекление, на 3-м этаже отсутствуют перегородки внутри квартир, дом не подключен к сетям (канализация, вода, газ, электричество), коммуникации к дому не подведены. Застройщиком объекта является ООО «ИК «Недвижимость», в отношении которого введено конкурсное производство на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 01.01.2017 дело №А55-23794/2016. Ссылаясь на указанные обстоятельства, участники долевого строительства просили Министерство строительства Самарской области включить указанный многоквартирный дом в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан (л.д. 11-13).
Данные обращения согласно представленной истцами информации с официального сайта "Почта России" - отчеты об отслеживании почтовых отправлений – получены: Правительством Самарской области - 11.08.2017, Министерством Самарской области – 14.08.2017 (л.д. 14-17).
Главное управление по работе с обращениями граждан и организаций Департамента мониторинга общественного мнения администрации Губернатора Самарской области, рассмотрев вышеуказанное обращение, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" перенаправило его заместителю Правительства Самарской области - министру строительства Самарской области А.В.Баландину для рассмотрения по существу и принятия мер, о чем административным истцам направлено соответствующее письмо от 16.08.2017 №КОЛ-9/161 (л.д. 18).
По результатам рассмотрения письма администрации Губернатора Самарской области от 16.08.2017 №КОЛ-9/161, содержащее обращение, по вопросу завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома <адрес>, административным истцам направлен ответ за подписью руководителя управления контроля (надзора) в области долевого строительства объектов недвижимости Министерства строительства Самарской области Мелихова Д.О. за №01-05/222 от 14.09.2017, в котором сообщено, что вопрос завершения строительства вышеназванного объекта рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства на территории Самарской области при Губернаторе Самарской области, по результатам которого администрации муниципального района Ставропольский Самарской области совместно с конкурсным управляющим ООО «ИК «Недвижимость» рекомендовано провести общее собрание участников долевого строительства жилой застройки, на котором рассмотреть возможность завершения строительства жилых домов, в том числе путем создания ЖСК. Также даны рекомендации конкурсному управляющему ООО «ИК «Недвижимость» по государственной регистрации собственности на незавершенный строительством многоквартирный дом до момента его передачи в кооператив, а также продолжить рассмотрение требований кредиторов о включении в реестр права требований на жилые помещения для определения соотношения стоимости объектов недвижимости, которые предлагается передать в кооператив, и стоимости требований кредиторов включенных в реестр (л.д. 19).
07.11.2017 участники долевого строительства указанного выше многоквартирного дома повторно направили аналогичное коллективное обращение №29 в Правительство Самарской области и Министерство строительства Самарской области (л.д. 20).
Данные обращения согласно представленной истцами информации с официального сайта "Почта России" - отчеты об отслеживании почтовых отправлений – получены: Правительством Самарской области - 03.11.2017, Министерством Самарской области – 13.11.2017 (л.д. 21-23).
Правительство Самарской области, рассмотрев вышеуказанное обращение, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" перенаправило его заместителю Правительства Самарской области - министру строительства Самарской области А.В.Баландину для рассмотрения по существу и принятия мер, о чем административным истцам направлено соответствующее письмо от 16.11.2017 №КОЛ-9/161 (л.д. 24).
Ответом Министерства строительства Самарской области от 20.12.2017 № 01-05/222 сообщено, что мероприятия по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Самарской области реализуются в соответствии с утвержденными планами графиками, которые размещены в открытом доступе. В ходе расширенного совещания рассмотрены вопросы, связанные с завершением строительства и удовлетворением прав участников долевого строительства по всем проблемным объектам. Министерство строительства совместно с органами исполнительной власти и муниципальными образованиями в настоящее время проводится работа по исполнению поручений данных в ходе совещаний и реализации мероприятий по восстановлению нарушенных прав граждан участников долевого строительства. Министерством регулярно проводятся встречи, в том числе с представителями инициативных групп граждан в целях выработки механизма по урегулированию вопросов долевого строительства, в том числе и по объекту дольщиком которого они являются. По результатам данных совещаний разрабатываются мероприятия, которые также будут размещены на официальном сайте. Разъяснено право обращения в Министерство для получения устной информации (л.д. 25).
Разрешая спор и признавая незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области, выразившиеся в не рассмотрении коллективного обращения от 08.08.2017 о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат сведений о решении, принятом по коллективному обращению инициативной группы, а наличие иных сведений не подтверждает фактическое рассмотрение по существу заявления административных истцов, поскольку какого-либо решения об удовлетворении требований, изложенных в заявлении либо отказе в этом административным ответчиком не принималось, что является нарушением прав и законных интересов административных истцов.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, поскольку они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу части 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией - пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 г. N 1163-О, от 23.06.2016 г. N 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Указанные законоположения предполагают, что во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Указанные положения Закона органом местного самоуправления не соблюдены.
Доказательств того, что Министерство строительства Самарской области осуществляло сбор необходимой информации по спорному проблемному объекту, материалы дела не содержат, равно как и сведений о решении, принятом по коллективному обращению инициативной группы.
Имеющиеся в материалах дела ответы Министерства строительства Самарской области от 14.09.2017 и от 20.12.217 по форме и содержанию не могут восприниматься как мотивированные решения Министерства строительства Самарской области по рассмотрению вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, поскольку не содержат ответов по существу поставленных в обращениях административных истцов вопросов, с учетом изложенных норм права.
Из содержания ответов следует, что обращения инициативной группой участников долевого строительства согласно протоколу от 09.06.2016 общего собрания дольщиков многоквартирного дома по адресу: <адрес> по вопросу о включении указанного объекта в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, не рассматривались.
Поскольку, заявления административных истцов о включении обозначенного выше многоквартирного дома в перечень проблемных объектов фактически ответчиком не рассмотрены, то суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Министерства строительства Самарской области бездействия, выразившегося в не рассмотрении коллективного обращения от 08.08.2017 о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов.
Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав, суд обоснованно, в соответствии с положениями ст.227 КАС РФ, обязал Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу коллективное обращение от 08.08.2017 о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Доводы Министерства строительства Самарской области, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что Порядок формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 не содержит процедуру включения объекта строительства, а также обязательств по включению недостроенных многоквартирных домов в перечень проблемных объектов на основании обращений граждан, с учетом вышеизложенного, правового значения не имеют, поскольку решение об отказе во включении объекта - многоквартирного дома по адресу: <адрес> в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, изложенный в ответе от 17.01.2018 №01-05/1338, не принималось, его законность и обоснованность предметом спора в данном случае не является. В данном случае, истцами обжалуется бездействие Министерства строительства Самарской области, связанное с не рассмотрением по существу вопроса, поставленном в коллективном обращении.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства строительства отсутствуют полномочий по включению каких-либо объектов в перечень проблемных объектов, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 329 в целях защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками своих обязательств, урегулирования сложившейся ситуации в сфере строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Самарской области Правительством Самарской области утверждены Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядок формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
Согласно пунктам 1, 2 настоящий Порядок разработан в целях исполнения пункта 17 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам поездки в Центральный федеральный округ 4 марта 2011 г. от 12.03.2011 N ВП-П16-1452 и определяет процедуру формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
Целью формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области является создание информационного банка данных по проблемным объектам на территории Самарской области для оказания поддержки в завершении строительства и (или) вводе проблемных объектов в эксплуатацию, информирование органов государственной власти и местного самоуправления и потенциальных участников строительства объектов капитального строительства о проблемных объектах, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области.
В силу пункта 4 Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, к проблемным объектам не относятся: введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц; не завершенный строительством многоквартирный дом, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект, в том числе при отсутствии государственной регистрации правоустанавливающих документов в случаях, предусмотренных действующим законодательством; не завершенный строительством многоквартирный дом, созданный (создаваемый) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома.
Согласно пункту 5 Порядка в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области включаются объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществляется за счет средств граждан - участников долевого строительства, на основании предложений министерства строительства Самарской области после сбора всей необходимой информации по проблемному объекту, содержащей: наименование муниципального образования, на территории которого находится проблемный объект; строительный и (или) почтовый адрес проблемного объекта; сведения о застройщике, подрядных организациях и инвесторе строительства (если имеется): полное наименование, организационно-правовая форма, почтовый и юридический адреса, фамилия руководителя, контактные телефоны, ИНН; характеристику проблемного объекта с обязательным указанием общей (жилой) площади, количества корпусов, секций, этажности, количества квартир, наличия и площади нежилых помещений, наличия и состава имеющейся проектной документации и ее срока действия, сведений о выданных технических условиях на присоединение к инженерным сетям и их выполнении; сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок под строительство проблемного объекта и сроках их действия; сведения о выданном разрешении на строительство проблемного объекта и сроке его действия; сведения о состоянии строительства проблемного объекта; если строительство не ведется, указывается, когда, на каком этапе и по какой причине остановлено строительство, какие меры предпринимались и предпринимаются для возобновления строительства; общее количество участников долевого строительства, вид и количество заключенных договоров; сведения о нереализованных площадях проблемного объекта; объем фактически внесенных денежных средств участниками долевого строительства согласно заключенным договорам (в млн. рублей); остаток денежных средств, не внесенных участниками долевого строительства, согласно заключенным договорам (в млн. рублей); ориентировочную стоимость завершения строительства проблемного объекта (в млн. рублей); планируемый срок ввода проблемного объекта в эксплуатацию; дополнительную информацию (пояснения) по проблемному объекту (при наличии).
В силу пункта 7 Порядка, изменения (дополнения) в перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области вносятся на основании предложений министерства строительства Самарской области и утверждаются постановлением Правительства Самарской области.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области, выражая несогласие с выводами суда, повторяет свою позицию, изложенную в суде первой инстанции, при этом доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст.310 КАС РФ основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции не допустил неправильного применения норм материального права и не нарушил нормы процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –