Дело № 2а-496/2020
УИД 21RS0017-01-2020-000691-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никитина А.В., с участием помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Волгарева Ю.В., при секретаре Степановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Шумерлинского межрайпрокурора о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу: _____________ размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Данная информация находится в свободном доступе, доступна неограниченному кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. Информация, размещенная на данной Интернет-странице, нарушает права неопределенного круга лиц, ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем
месте, способствует совершению административных правонарушений и
преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда противоречит нормам федерального законодательства. Прокурор считает, что, размещенную на Интернет – странице: _____________ необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Шумерлинского межрайоного прокурора Волгарев Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, имеется отзыв на заявление, в котором просят о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от "___" ___________ г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в числе прочих, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № ___________ - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 6 ст. 10 закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от "___" ___________ г. № ___________ - ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от "___" ___________ г. № ___________ - ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от "___" ___________ г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых
инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов содержащих
требования охраны труда.
Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации
проводится по программам обучения по охране труда разрабатываемым на
основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда,
утверждаемым работодателем.
В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится
преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств" руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организации, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.
Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Из анализа указанных норм следует, что гражданин претендующий на
получение удостоверения о проверке знаний требований охраны труда должен
пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
Таким образом, информация, размещенная на данной Интернет-странице, ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушений и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда противоречит нормам федерального законодательства.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неограниченному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены уголовная и административная ответственность.
Из представленных материалов усматривается, что при проведении Шумерлинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», был выявлен факт размещения на сайте, расположенном по адресу _____________ информации о дистанционной продаже удостоверений о проверки знаний требований охраны труда. Указанный сайт нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Факт размещения информации о дистанционной продаже удостоверений о проверки знаний требований охраны труда в вышеуказанном сайте подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В силу чего, суд приходит к выводу, что размещенную на Интернет – странице: _____________ информацию необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Часть 5 указанной нормы предусматривает основания включения сведений в названный реестр, в том числе одним из оснований является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 часть5 статьи 15.1).
На основании изложенного, суд считает заявленные требования Шумерлинского межрайонного прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Шумерлинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Председательствующий: