Решение по делу № 2-4771/2024 от 11.09.2024

В окончательной форме решение суда принято 08 ноября 2024 года

Дело № 2-4771/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                            07 ноября 2024 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Постниковой Я.В., с участием прокурора – Макарова В.Г., представителя ответчика – Архипова А.А., представителя третьего лица Инспекции – Андросенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Ялты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно – эксплуатационная организация – 1» о понуждении совершить определенные действия, с участием третьих лиц без самостоятельных исковых требований, - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма», инспекция по жилищному надзору Республики Крым,

у с т а н о в и л:

и.о. заместителя прокурора города Ялты Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МУП «РЭО-1» в гор. Ялта (правопреемник ООО «РЭО-1») о возложении на ответчика обязанности разработать и направить на согласование в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по Южному Берегу Крыма программу производственного контроля качества питьевой воды в 316 многоквартирных домах, находящихся в управлении.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является организацией, осуществляющей деятельность по управлению вышеперечисленными многоквартирными домами, в связи с чем обязан осуществлять производственный контроль качества питьевой воды. Вместе с тем, согласно информации, предоставленной территориальным отделом Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по ЮБК, проверка качества питьевой воды ни в одном из домов, находящемся в управлении организации не проводилась, соответствующая программа производственного контроля качества воды к ним на согласование не направлялась.

Представитель прокуратуры города Ялта в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что производственный контроль качества воды должен осуществляться организацией, осуществляющей водоснабжение. Ответчик не является исполнителем соответствующей коммунальной услуги ввиду того, что договор на поставку водоснабжения между Обществом и ГУП РК «Водоканал ЮБК» не заключался, услуга предоставляется ресурсоснабжающей организацией напрямую потребителям. При этом действующим законодательством требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, к которым управляющая организация не относится. Ответчик, как управляющая компания, не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам, а лишь осуществляет обслуживания внутридомовых систем. При этом требований к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды, законом не предусмотрено. Что касается многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, то организация отбора проб из точек водозабора для производственного контроля качества воды не представляется возможной, так как точки водозабора находятся непосредственно в квартирах, принадлежащих отдельным собственникам, соответственно представители управляющей компании не имеют свободного доступа в данные помещения.

Представитель третьего лица инспекции по жилищному надзору Республики Крым против исковых требований также возражал, ссылаясь на то, что на управляющей компании лежит ответственность за состояние внутренних инженерных систем, а не за качество ресурса, который проходит по трубам. При этом представители управляющей компании вправе требовать от собственников квартир вхождения в принадлежащие им помещения только лишь в целях обслуживания общего имущества, но не для отбора проб качестве воды из крана.

Представители третьих лиц - Межрегионального Управления Роспотребнадзора по РК и гор. Севастополю, ГУП РК «Водоканал ЮБК» в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «РЭО-1» является управляющей компанией многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Прокуратурой города Ялта была проведена проверка соблюдения ООО «РЭО-1» требований законодательства в сфере – жилищно – коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что таковые ответчиком не соблюдаются.

Так, из сообщения Территориального отдела по Южному Берегу Крыма от 10.2023 года следует, что ООО «РЭО-1» за согласованием Программы производственного контроля качестве питьевой воды в обслуживаемых ими многоквартирных жилых домах в Территориальный отдел Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и гор. Севастополю по ЮБК не обращалась, в связи с чем в его адрес было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №<номер> от <дата>.

В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 ГК РФ предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

На основании ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ).

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов такой системы (п. п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ).

Как следует из ст. 32 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Статья 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от <дата> N 52-ФЗ содержит следующий понятийный аппарат:

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Несоблюдение требований санитарных правил влечет угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от <дата> N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В целях контроля качества и безопасности питьевой воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества такой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (части 1,2 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, полпункт «а» пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №<номер>).

Положениями ст. 32 Закона № 52-ФЗ, пункта 77 «Санитарных правил 2.1-3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> №<номер>, также установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер>, и приложениями №<номер> к Санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 4 Закона № 416-ФЗ, пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор. Данная программа включает в себя указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов.

В соответствии с пунктом 18 Правил №<номер>, отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети.

Согласно Уставу Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно – эксплуатационная организация - 1», а также сведений ЕГРЮЛ, основным видом Общества является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Исходя из положений ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, управляющая организация осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся только внутридомовые инженерные сети.

В тоже время, действующим законодательством Российской Федерации в сфере жилищно – коммунального хозяйства, каких-либо обязательных требований к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды, не установлено.

Как следует из возражений представителя ответчика в судебном заседании, у управляющей компании отсутствует фактическая возможность осуществлять контроль качества и безопасности питьевой воды в многоквартирных домах ввиду отсутствия в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб, устройство которых также не предусмотрено технической документацией многоквартирных домов.

При этом единственно возможными точками отбора проб воды являются краны, находящиеся в помещениях квартир, принадлежащих отдельным собственникам, свободный доступ в которые у представителей управляющей организации отсутствует.

Прокурором каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие у ответчика возможности осуществлять соответствующий отбор проб в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, суду не представлено.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ, существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.

Таким образом, порядок обеспечения доступа представителям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, либо осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения, является существенным условием договора водоснабжения.

Учитывая, что истцом не представлено суду доказательств наличия в составе внутридомовых систем водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «РЭО-1» оборудованных точек отбора проб воды, а также отсутствие договорных отношений между поставщиком – коммунальной услуги – ГУП РК «Водоканал ЮБК» и ООО «РЭО-1», с разграничением их эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям, ввиду отсутствия у ответчика полномочий требовать от конечных потребителей в многоквартирных домах допуска в принадлежащие им помещения, с целью отбора проб воды, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, ввиду и неисполнимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска исполняющего обязанности заместителя прокурора города Ялты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно – эксплуатационная организация – 1» о понуждении совершить определенные действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2-4771/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. заместителя прокурора г. Ялты Антоненко Е.Р.
Ответчики
МУП "РЭО-1"
Другие
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым
ГУП РК "Водоканал Южного Берега Крыма"
Инспекция по Жилищному Надзору Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
11.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее