ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2024 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Ильиной В.А., при секретаре Дьячуке И.А.,, с участием истца ФИО2, его представителя ФИО5, представителя ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 38RS0036-01-2024-002378-32 (производство № 2-3094/2024) по иску ФИО2 к ФИО3, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «КСИ-Сервис» о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО УК «КСИ-Сервис», ФИО3 о признании недействительным решения общего собрания собственников МКД, указав в обоснование иска о том, что истец является собственником машино-места <Номер обезличен> на подземной парковке, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. По инициативе ФИО3, собственника <адрес обезличен> многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проводилось общее собрание собственников многоквартирного дома с голосованием в очно-заочной форме. Как следует из Протокола общего собрания собственников многоквартирного <адрес обезличен> от <Дата обезличена> были утверждены, в том числе следующие вопросы: Вопрос <Номер обезличен> Утверждение тарифа на содержание многоквартирного дома в размере 19,95 руб. за 1 кв.м. квартиры помещения (нежилое)... Собственники квартир/помещений проголосовали ЗА 84,55 %. Вопрос <Номер обезличен> Утверждение ежемесячного тарифа на содержание подземной автостоянки в составе многоквартирного дома в размере 60,00.. . Собственники квартир/помещений проголосовали ЗА 72,23 %. Принятый Общим собранием собственников Протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена> является незаконным, поскольку нарушает права владельцев парковочных мест по отношению к собственникам квартир на соразмерное бремя содержания общего имущества МКД. В состав ежемесячного тарифа на содержание подземной автостоянки в составе многоквартирного дома в размере 60,00 руб./кв.м. было включено: «содержание и уборка» в размере 28,36 руб./кв.м.; «обслуживание системы видеонаблюдения» в размере 4,57 руб/кв. м.; «обслуживание автоматических ворот» в размере 5,25 руб./кв. м.; «обслуживани пожарной сигнализации» в размере 5,03 руб./кв. м.; «круглосуточное наблюдение, охрана, в размере 16,79 руб./кв.м. Таким образом, тариф на содержание мест общего пользования подземного гаража, включающего в себя охрану паркинга, был установлен голосованием собственников всех помещений, при этом охраняется оборудование, находящееся в транзитном проходе через парковку, предназначающееся для обеспечения услуг всего МКД. Исходя из чего, общим собранием собственников расходы по содержанию общего имущества МКД были возложены исключительно на собственников парковочных мест, а не на всех собственников квартир/помещений МКД, что является незаконным, нарушая права и законные интересы владельцев парковочных мест на соразмерное бремя содержания общего имущества МКД организацией. Руководствуясь пунктом 35 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома. В противоречие с нормами закона бремя содержания общего имущества МКД возложена не на всех собственников общего имущества, а дифференцированно на собственников машино-мест. Кроме того, в нарушение статьи 48 Жилищного Кодекса РФ подсчет голосов по всем вопросам повестки собрания произведен в отношении числа лиц, принявших участие в голосовании, 13 942,74 кв.м., а следует за 100% принимать общую площадь многоквартирного дома – 20 265,9 м2 - в отношении полного количества голосов МКД. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Услуги по охране паркинга в этот минимальный и обязательный перечень не входят. В соответствии с п. 17 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. <Номер обезличен>, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В соответствии с пунктом 31 Правил: при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме,.. . Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений.. . В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения... - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. В состав тарифа, кроме «круглосуточного наблюдения, охраны в сумме 16,79 рублей», в частности, входит услуга «обслуживание системы видеонаблюдения в размере 4,57 рублей», что дублирует одни и те же услуги. Истец оспаривает: а) дифференцированный тариф - формальное экономически и юридически необоснованное наполнение тарифа, увеличенного для собственников машиномест по отношению к собственникам квартир; б) решение собрания в отношении частного, а не общего имущества МКД. Формулировка Протокола (решения по вопросам 7, 9) общего собрания МКД не содержит понятия содержания общего имущества МКД (что является компетенцией собрания), а оперирует понятием «содержание подземной автостоянки» (частной собственности), что незаконно и необоснованно. Указанные нормы материального права учтены не были. Фактически никакой охраны парковочных мест не осуществляется, охранных услуг собственникам машино-мест не оказывается. В данной части участники общего собрания многоквартирного дома были введены в заблуждение, поскольку услуга, которые получают собственники машино-мест не соответствует услуге, которая была принята общим собранием собственников. На основании изложенного, истец просит суд о признании незаконным протокола <Номер обезличен> общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, от <Дата обезличена>, в части вопроса <Номер обезличен>, а также в части вопроса <Номер обезличен> и его отмене.
Истец ФИО2, его представитель ФИО5, действующая по заявлению, в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, настаивали на их удовлетворении, с учетом уточненного искового заявления.
Представитель ответчика ООО УК «КСИ-Сервис» ФИО6, действующая по доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы письменных возражений, в которых отражена правовая позиция.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин своей неявки не представил.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
Статьями 44 - 48 ЖК РФ определены компетенция, порядок и формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также процедура обжалования принимаемых ими решений.
В пункте 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно ч.1 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
На основании ч.5 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Обязанность собственника машино-места в паркинге по внесению платы за помещение и коммунальные услуги полностью совпадают с аналогичной обязанностью собственников жилых помещений и в соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ состоит из платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включая в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взносов на капитальный ремонт; платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, включая расходы на общедомовые нужды.
Из вышеуказанных норм права следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 ГК РФ).
Согласно выписке из ЕГРН истец является собственником машино-места <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, является ООО УК «КСИ-Сервис».
Из материалов дела следует, согласно данным технического плана, подземный паркинг входит в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В судебном заседании установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен> принято решение, оформленное протоколом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском обжалует решение, принятые по вопросам 7, 9.
Проверяя решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, оформленное протоколом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в обжалуемой части, суд исходит из следующего.
Как следует из протокола <Номер обезличен> от <Дата обезличена> инициатором общего собрания выступил ФИО3 (собственник <адрес обезличен>).
Собрание проведено в очно/заочное форме.
Количество собственников помещений в многоквартирном доме, принимавших участие в собрании составило 13 942,74 кв.м., что составляет 68,8 % от общей площади жилых и нежилых помещений (20 265,9 кв.м.).
При проведении общего собрания присутствовал директор ООО УК «КСИ-Сервис» ФИО7
На повестку дня в части пунктов 7 и 9 были поставлены вопросы относительно утверждения тарифов на содержание многоквартирного дома и подземной автостоянки.
Так, по вопросу <Номер обезличен> принято решение утвердить тариф на содержание многоквартирного дома в размере 19,95 руб. за 1 кв.м. квартиры/помещения (нежилое), в том числе: размер платы по строке «содержание помещений общего пользования и уборка придомовой территории» - 7,58 руб./кв.м., размер платы по строке «Тех. обслуживание, текущий ремонт и содержание лифтового оборудования» - 2,50 руб./кв.м.; размер платы по строке «обслуживание пожарной сигнализации» - 0,55 руб./кв.м.; размер платы по строке «содержание детской площадки» - 0,55 руб./кв.м. Решение принято по итогам голосов, составляющих 84,55 % (11 788,6 кв.м.), против выступило 10,89 % (1 518,84 кв.м.), воздержались 4,56 % (635,3 кв.м.)
Решением, принятым по вопросу <Номер обезличен>, постановлено утвердить тариф на содержание подземной автостоянки в составе многоквартирного дома в размере 60 руб. в том числе по строке «содержание и уборка» - 28,36 руб./кв.м.; по строке «обслуживание системы видеонаблюдения» - 4,57 руб./кв.м.; по строке «обслуживание автоматических ворот» -5,25 руб./кв.м.; по руб./кв.м.; по строке «обслуживание пожарной сигнализации» -5,03 руб./кв.м.; круглосуточное наблюдение, охрана – 16,79 руб. Решение принято по итогам голосов, составляющих 90,07 % (12 557,84 кв.м.), против выступило 4,74 % (661,5 кв.м.), воздержались 5,19 % (723,4 кв.м.).
В качестве оснований исковых требований истец указывает, что включение тарифа по содержанию подземной автостоянки в составе многоквартирного дома управляющая компания фактически утвердила тариф на охрану и круглосуточное наблюдение за автомобилями собственников машино-мест, что является частной собственностью собственников машино-мест, при этом общее имущество на территории подземного паркинга отсутствует, при таких обстоятельствах общее собрание собственников не уполномочено на утверждение тарифов для содержания частной собственности, а управляющая компания не может оказывать услуги по охране частной собственности, даже если она принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Фактически управляющая компания при проведении общего собрания ввела собственников помещений МКД в заблуждение относительно целей расходования денежных средств. получаемых от собственников парковочных мест.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика); в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 290. Услуги по наблюдение и охрана, а также обслуживанию системы видеонаблюдения в этот минимальный перечень не входят и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановлением от <Дата обезличена> N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание.
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 491 установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Аналогичное положение содержится в пункте 11 Правил содержания общего имущества.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме, как разъяснил - в целях обеспечения единства практики применения судами соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации - Пленум Верховного Суда Российской Федерации, понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 постановления от <Дата обезличена> N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Несение расходов по содержанию общего имущества для каждого из собственников помещений - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения, так и самого дома в целом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> N 10-П).
Таким образом, в силу прямого указания закона обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в здании возложена также на собственников нежилых помещений в нем.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам помещений многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг по охране, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Исходя из положений статей 30, 46, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 290, услуги по охране имущества многоквартирного дома не относятся к коммунальным услугам, а также к расходам по содержанию и ремонту жилого помещения, а являются дополнительными.
Принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг охраны, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 9 решения общего собрания касался взимания платы за дополнительные услуги по охране паркинга, что не является услугой по охране частной собственности и в соответствии с вышеизложенным, общее собрание вправе было определить оплату за данную услугу с каждого помещения и это не противоречит закону, учитывая, что управляющая компания, исходя из возложенных на неё функций вправе действовать от имени собственников при заключении договоров об использовании общего имущества собственников помещений.
Вопросы, утвержденные п. 7 решения общего собрания, включают в себя перечь услуг, предусмотренных правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 290, что не противоречит закону и не нарушает права истца.
Истец, как собственник машино-места в паркинге, находящимся в многоквартирном доме, является потребителем услуг, оказываемых ответчиком ООО УК «КСИ-Сервис», обслуживающим этот паркинг и обязан нести расходы по содержанию, в том числе охране принадлежащего ему объекта, установленные на основании оспариваемого решения общего собрания.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически оспаривает оказание услуг, плата за которые установлена в обжалуемой истцом части решения общего собрания собственников от <Дата обезличена>, что не является предметом спора и обстоятельствами, имеющими правовое значение, при рассмотрении требований о признании решения общего собрания недействительным, вопрос о качестве оказанной услуги, является основанием для перерасчета платы либо освобождения от уплаты данного вида услуги, чего при рассмотрении настоящего дела не заявлено.
Иные доводы, в том числе относительно порядка учета голосов, истец в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривал.
Учитывая изложенное, судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, исковые требования ФИО2 о признании незаконным протокола <Номер обезличен> общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, от <Дата обезличена>, в части вопроса <Номер обезличен>, а также в части вопроса <Номер обезличен> и его отмене признаются судом необоснованными и подлежащими отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к ФИО3, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «КСИ-Сервис» о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А. Ильина
В окончательной форме решение изготовлено <Дата обезличена>.