Решение по делу № 33-2395/2015 от 01.04.2015

Дело № 33-2395/2015

Апелляционное определение

г. Тюмень               29 апреля 2015 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Антропова В.Р.,
судей Колосковой С.Е., Ревякина А.В.
при секретаре Безгубенко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 23 января 2015 года, которым постановлено:

«Исковое заявление ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю» к ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал о признании отказа, выраженного в сообщении от <.......> <.......> незаконным, обязании предоставить сведения о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Тюменский Филиал в предоставлении сведений на недвижимое имущество Федеральному казённому государственному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» в отношении Д. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, изложенного в сообщении от <.......> года № <.......>.

Возложить на ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал обязанность предоставить Федеральному казённому государственному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» сведения в отношении Д. на имеющиеся или имевшиеся у него в собственности объекты недвижимого имущества».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Габдульской Е.В., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Федеральное казенное государственное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее также ФКГУ «Пограничное управление ФСБ РФ по Алтайскому краю») обратилось в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Тюменский Филиал (далее также ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал) о признании отказа незаконным. Требования мотивированы тем, что <.......> ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» обратилось в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал с запросом о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество в отношении сотрудника, по которому решается вопрос о признании его нуждающимися в жилом помещении. Ответом за подписью заместителя директора ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в предоставлении запрашиваемой информации истцу было отказано со ссылкой на то, что истец обратился с необоснованным запросом о предоставлении сведений о правах на недвижимое имущество в отношении отдельных лиц. Указывает, что названный отказ препятствует исполнению истцом возложенных на него законом обязанностей по принятию военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях и по предоставлению им жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством. Истец просит признать незаконным отказ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ Тюменский Филиал в предоставлении сведений на недвижимое имущество ФКГУ «Пограничное управление Федеральной Службы безопасности РФ по Алтайскому краю» в отношении Д. на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, изложенного в сообщении от <.......> года № <.......>; возложить обязанность на ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ Тюменский Филиал предоставить ФКГУ «Пограничное управление Федеральной Службы безопасности РФ по Алтайскому краю» указанные сведения.

Представитель истца ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал-Габдульская И.В., действующая на основании доверенности <.......> от <.......> (л.д.32), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что Федеральным законом от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» каких-либо полномочий или прав органов ФСБ, связанных с принятием военнослужащих на жилищный учет не предусмотрено, действующее законодательство РФ не предусматривает полномочий органов ФСБ на безвозмездное получение информации (документов), связанных с принятием военнослужащих на жилищный учет.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал в апелляционной жалобе, поданной представителем Габдульской Е.В., просит об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и принятии по делу нового решения. Приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, ссылаясь на п.п.1,3,12 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.1 ст.1, п.3 ст.2, ч.3 ст.49 ЖК РФ указывает, что ответчик не оспаривает права военнослужащих на получение жилых помещений в установленном законом порядке, однако ни одна из перечисленных норм Жилищного кодекса РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержит указание на освобождение военнослужащих от обязанности сбора документов, подтверждающих это право на получение жилых помещений. Анализируя п.4 ст.52 ЖК РФ, указывает, что документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть в наличии у государственного органа или подведомственной ему организации, тогда как в архиве Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» справка о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав в отношении недвижимого имущества Д. отсутствует, не изготавливалась и не является документом, подлежащим хранению, в связи с чем изготовление данной справки является услугой, осуществляемой за плату. Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Федеральный закон от 03.04.1995 г.№ 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 01.04.1993 г. №4730-I «О государственной границе Российской Федерации», указывает, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает полномочий органов ФСБ и их структурных подразделений на безвозмездное получение сведений (документов), связанных с постановкой военнослужащих на жилищный учет, а также не содержит корреспондирующей нормы, устанавливающей обязанность организаций по технической инвентаризации предоставлять по межведомственным запросам органов ФСБ такие сведения.

Представитель ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной он был извещён надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» является государственным органом власти, который в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в связи с чем вправе самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия военнослужащих на жилищный учет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, а изложенные в решении суда выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Из материалов дела следует, что <.......> ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю» обратилось в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал с запросом <.......> от <.......> о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество в отношении сотрудника, по которому решается вопрос о признании его нуждающимися в жилом помещении (л.д. 15).

Ответом от <.......> <.......> за подписью заместителя директора ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» С. в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано со ссылкой на п. 3 ст.7 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указано, что обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости предоставляются только по запросу установленного круга лиц, в том числе судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями. Кроме того, а данном ответе указано на необходимость направления в адрес ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский Филиал мотивированного запроса, либо рекомендовано указанному в запросе иногороднему физическому лицу направить в адрес Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» письменное заявление, удостоверенное нотариусом с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, паспортных данных лиц запрашивающих информацию, а также указать полные фамилию, имя, отчество, кому в г. Тюмени следует выдать на руки данную справку или сообщить адрес, по которому необходимо её направить, оплатить указанную услугу (<.......> руб. <.......> коп. за <.......> шт. - срок изготовления <.......> дней).

В соответствии с п. 1 и п. 5 Положения о Федеральной службе безопасности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в состав которой входят территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности.

Приказом ФСБ РФ от 01.03.2012 г. утверждено Положение о жилищных комиссиях в органах ФСБ, в соответствии с п. 3 которого в органах ФСБ России создаются жилищные комиссии; 1) Центральная жилищная комиссия ФСБ России; 2) жилищные комиссии подразделений ФСБ России; 3) жилищные комиссии территориальных органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, авиационных подразделений, центров специальной подготовки, подразделений специального назначения, предприятий, образовательных учреждений, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделений и иных учреждений и подразделений, предназначенных для обеспечения деятельности ФСБ.

Согласно п. 9 Положения жилищные комиссии подразделений ФСБ России, органов безопасности осуществляют функции: принятия военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, договору найма служебных жилых помещений или отказ в принятии их на данный учет; снятие их с учета в качестве нуждающихся; установление очередности предоставления жилых помещений; ведение учетных дел, списков очередников; предоставление жилых помещений.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в органах федеральной службы безопасности.

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях установлен Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

В п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. № 590, предусмотрено, что в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующий рапорт.

Учитывая приведённые выше нормы, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по Алтайскому краю» является государственным органом власти, который в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляет гражданам жилые помещения, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590, жилищные комиссии самостоятельно запрашивают документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, такие как справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности, (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Обязанность органов, осуществляющих принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия гражданина на учет, предусмотрена также ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.

В соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

Исходя из приведенных норм, учитывая, что сведения о наличии (отсутствии) у граждан жилых помещений на праве собственности, являются необходимым условием для принятия решения о постановке такого гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, органы ФСБ в рамках осуществления функций по принятию на жилищный учет военнослужащих и членов их семей, не только вправе, но и обязаны обращаться за получением таких сведений в уполномоченные органы, при этом сведения должны предоставляться на безвозмездной основе.

Следовательно, судебная коллегия полагает, что отказ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в бесплатном предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на возможность граждан самостоятельно запросить необходимые им сведения, не соответствует закону, препятствует осуществлению заявителем возложенных на него полномочий, а потому обоснованно был признан судом незаконным.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по Алтайскому краю» не имеет право на безвозмездное получение информации от каких-либо организаций, в том числе от ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-2395/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю"
Ответчики
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Колоскова Светлана Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
29.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Передано в экспедицию
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее