Дело

УИД 86RS0-08

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 августа 2022 года     <адрес>

Судья ФИО2 <адрес>-Югры Лопатнёв А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу защитника юридического лица Шапоренко Е. Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора -ОН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ООО «Нижневартовские коммунальные системы»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора -ОН от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нижневартовские коммунальные системы» (далее ООО «НКС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в адрес Управляющей компании «РКС-Холдинг» ООО «Нижневартовские коммунальные системы» направлено представление -ОН от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Сургутский ФИО2, защитник Шапоренко Е.Г. ( по доверенности) выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что по мнению контролирующего органа общество отказалось предоставить экологические сведения в адрес Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» (далее - Общественная организация).

ДД.ММ.ГГГГ    года в адрес общества от Общественной организации поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ -ИД о предоставлении экологической информации, а именно: результатов производственного контроля иловых осадков за 2018, 2019, 2020 годы, с результатами анализов химического состава и определения класса опасности отбираемых проб; объем образованных иловых осадков на КОС <адрес> в разрезе за каждый год; данные производственного контроля качества сбрасываемых вод и соответствие сбрасываемых сточных вод нормативным разрешениям.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общественной организации обществом направлен ответ, согласно которому «производственный контроль в отношении сточных вод и осадков сточных вод, предусмотренный законодательством РФ, осуществляется в полном объеме. Результаты такого контроля в виде предусмотренных форм отчетности, в том числе статистической отчетности, предоставляются в уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства».

Контролирующий орган посчитал, что общество отказалось предоставлять экологическую информацию, чем нарушило требования законодательства.

В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ Об охране окружающей среды" общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Из анализа обращений Общественной организации от ДД.ММ.ГГГГ -ИД (на который был дан исчерпывающий ответ от ДД.ММ.ГГГГ ), от ДД.ММ.ГГГГ -ИД очевидно, что информация о конкретных фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, допускаемых при использовании иловых площадок канализационных очистных сооружений отсутствовала. Общественную организацию интересовала коммерческая информация об утилизации илового осадка, наличия договора, копий актов приема- передачи осадка и т.п.

Реализация права общественных объединений и некоммерческих организаций на получение своевременной, полной и достоверной информации о фактах хозяйственной и иной деятельности возможна при условии, что указанная деятельность создает угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Учитывая, что обращения Общественной организации в рассматриваемом случае не содержали указанных фактов, в действии/бездействии ООО «Нижневартовские коммунальные системы» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

Представление -ОН от ДД.ММ.ГГГГ заявитель также просит отменить, поскольку Согласно Определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ17-4669 по делу А07-6666/2016 предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание является неисполнимыми, так как общество не располагает требуемой информацией.

В судебном заседании защитник юридического лица ( по доверенности) Шапоренко Е.Г. доводы жалобы поддержал полностью.

В судебном заседании представитель административного органа старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО3 пояснил, что считает постановление о назначении административного наказания, вынесенное в отношении ООО «НКС» и предписание законными и обоснованными, вина общества подтверждена собранными по делу доказательствами. Доводы представителя общества не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ООО «НКС» является объектом 1 категории воздействия на окружающую среду (наивысшая по уровню негативного воздействия на окружающую среду), что уже создает угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, общество обязано было предоставить общественной организации полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Заслушав защитника юридического лица, представителя административного органа, исследовав представленные доказательства, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ между Правительством <адрес>-Югры, Администрацией <адрес> и ООО «Экология водоснабжения» (впоследствии переименовано в ООО «Нижневартовские коммунальные системы») было заключено Концессионное соглашение о передаче объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования <адрес>, (том 3 л.д. 2-34)

ДД.ММ.ГГГГ    года объекты, эксплуатируемые МУП <адрес> «Горводоканал», посредством подписания актов приема передачи имущества, были переданы ООО «Нижневартовские коммунальные системы», (том 3 л.д.36-83).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования <адрес>" общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С этой же даты Общество приступило к осуществлению деятельности по водоснабжению и водоотведению в городе Нижневартовске.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес общества от Общественной организации поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ -ИД о предоставлении экологической информации (т.2 л.д.40), состоящий из 6 вопросов в сфере деятельности работы с отходами, а именно: какой лабораторией и в каком году было установлено, что отходы, размещённые на иловых площадках КОС <адрес> соответствует V классу опасности; о наличии программы производственного контроля и мониторинг отходов ( иловых осадков на иловых площадках); результатов производственного контроля иловых осадков за 2018, 2019, 2020 годы, с результатами анализов химического состава и определения класса опасности отбираемых проб; объем образованных иловых осадков на КОС <адрес> в разрезе за каждый год; данные производственного контроля качества сбрасываемых вод и соответствие сбрасываемых сточных вод нормативным разрешениям ( том 2 л.д. 40).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общественной организации обществом направлен ответ, согласно которому «производственный контроль в отношении сточных вод и осадков сточных вод, предусмотренный законодательством РФ, осуществляется в полном объеме. Результаты такого контроля в виде предусмотренных форм отчетности, в том числе статистической отчетности, предоставляются в уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства. Предоставление сведений в адрес общественных организаций законодательством РФ не предусмотрено, (т.2 л.д.41 )

ДД.ММ.ГГГГ руководитель общественной организации ФИО4 обратился с заявлением к руководителю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении ООО «НКС» к административной ответственности за непредставление полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

По результатам проверки обращения должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с такими выводами должностного лица согласиться нельзя.

В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Федеральный закон N 7-ФЗ) общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Согласно частей 1, 2, статьи 68 Федерального закона N 7-ФЗ общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Реализация права общественных объединений и некоммерческих организаций на получение своевременной, полной и достоверной информации о фактах хозяйственной и иной деятельности возможна при условии, что указанная деятельность создает угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. При этом из материалов дела не следует, что в обращении общественной организации от ДД.ММ.ГГГГ имеется информация о конкретных фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, допускаемых при эксплуатации КОС. Само по себе отнесение ООО «Нижневартовские коммунальные системы» к объекту 1 категории воздействия на окружающую среду, которое в процессе своей деятельности может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, при отсутствии конкретных фактов нарушений требований природоохранного законодательства, не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления информации о хозяйственной и иной деятельности.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора -ОН от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Требования заявителя о признании незаконным и отмене представления -ОН от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обстоятельства, допущенных ООО «Нижневартовские коммунальные системы» нарушений со ссылками на нормы, в представлении отсутствует, в связи с чем, представление является неисполнимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника юридического лица Шапоренко Е. Г. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора -ОН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ООО «Нижневартовские коммунальные системы» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора -ОН от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в ФИО2 <адрес> – Югры, через Сургутский ФИО2.

Судья: подпись                    

КОПИЯ ВЕРНА «01»_августа 2022 г.

Подлинный документ находится в деле

ФИО2 ХМАО-ЮГРЫ

Судья ФИО2

______________________________ ФИО5ёв

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь ФИО2 __________________________________

12-785/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО Нижневартовские коммунальные системы
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Лопатнев Андрей Викторович
Статьи

8.5

Дело на сайте суда
surggor.hmao.sudrf.ru
16.06.2022Материалы переданы в производство судье
19.07.2022Материалы переданы в производство судье
01.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.09.2022Вступило в законную силу
01.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее