УИД: 59RS0004-01-2024-002430-77
Дело № 2-2778/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,
с участием истца Кондрик Т.И.,
представителя ответчика Зубовой Т.Р.,
представителя третьего лица Михеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску КТИ к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о прекращении права собственности, снятии объекта недвижимости с кадастрового учета,
установил:
КТИ, с учетом уточнения исковых требований, обратилась с иском к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о прекращении права собственности на гаражный бокс № с условным номером объекта №, кадастровым номером №, расположенный по адресу: <Адрес>; снятии с кадастрового учета в связи с прекращением существования гаражного бокса № с условным номером объекта №, кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес> путем внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обоснование требований указала, что 25.05.2006 на основании договора купли-продажи она приобрела помещение кирпичного гаражного бокса № с условным номером объекта №, кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>. В установленном законом порядке 22.06.2006 зарегистрировала право собственности на указанный выше гаражный бокс. На основании распоряжения руководителя ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» в сентябре 2019 года гаражный бокс снесен ООО «МонтажСтрой-Урал». Земельный участок под ГСК №1 отведен под комплексное развитие территории. Восстановление строения невозможно, как и невозможно использование земельного участка под ним. 24.09.2020 между ней и ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» заключено соглашение об осуществлении денежной компенсации стоимости сносимых (переносимых) строений, по условиям которого собственник должен освободить помещение гаражного бокса, а государственный заказчик выплатить денежную компенсацию в сумме 387 000 руб., направить документы прекращающие существование гаража в Росреестр по Пермскому краю совместно с заявлением об исключении сведений о гараже из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 24.09.2020 подписан акт об освобождении строения, денежные средства за снос гаражного бокса получены. Однако документы в Росреестр по Пермскому краю совместно с заявлением об исключении сведений о гараже из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не направлены (л.д. 4-5, 48-49).
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что гаражные боксы, расположенные в ГСК №1, снесены в период с апреля по сентябрь 2019 года, однако до настоящего времени с регистрационного учета не сняты. Снять гаражные боксы с регистрационного учета обязано ГКУ ПК «УКС Пермского края», так как в соответствии с соглашением именно они должны были обратиться в Росреестр по Пермскому краю. Она в Управление Росреестра по Пермскому краю не обращалась. Спорный объект фактически не существует, при этом ей производится начисление налога. В актах есть сведения, что некоторые боксы сохранились, они могут послужить ограничением при снятии с регистрационного учета ее гаражного бокса.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что гаражный бокс имеет актуальную запись, состоит на регистрационном учете. Регистрационные действия нельзя производить без собственника. В соответствии с действующим законодательством собственник должен предоставить заявление о прекращение права собственности и снятии с кадастрового учета объекта с актом обследования. Спорный гаражный бокс прекратил свое существование, учитывая, что истец не обращалась в регистрирующий орган, Управление не может выступать в качестве ответчика, однако может быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Решение суда является самостоятельным основанием для снятия с регистрационного учета, однако оно не исключает обязанность соблюдения установленного законом порядка. В случае обжалования действий Управления, истцу необходимо обратиться в суд в административном порядке. Истцом заявлены ненадлежащие требования, данные требования могут быть заявлены только к существующему имуществу. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 54-56).
Представитель третьего лица ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом не соблюден порядок снятия объекта с регистрационного учета. Факт того, что гараж снесен, с истцом заключено соглашение, не оспаривается. По условиям соглашения ГКУ ПК «Управление капитального строительства Пермского края» не обязано обращаться в Росреестр по Пермскому краю. В настоящее время готовится постановление об изъятии оставшихся гаражей, они будут снесены, поэтому никаких препятствий для снятия с регистрационного учета не будет. В случае отказа Росреестром по Пермскому краю в снятии объекта с регистрационного учета, истец не лишена права обратиться в суд с требованиями в порядке административного производства.
Представитель третьего лица Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалось в порядке, предусмотренном законом. Ранее предстатель исковые требования не признала, пояснила, что гараж подлежит снятию с учета, данная обязанность соглашением от 24.09.2020 возложена на истца.
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ КТИ купила у КИИ за 25 000 руб. гараж-бокс, общей площадью 20.6 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 6, 7).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» (Государственный заказчик) и КТИ (Владелец) заключено соглашение об осуществлении денежной компенсации в отношении гаража-бокса площадью 20,6 кв.м, по адресу: <Адрес>, кадастровый №. Денежная компенсация составила 387 000 руб. (л.д. 9-10).
Пунктом 5.2. Соглашения предусмотрено, что Владелец обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Государственного заказчика уведомления о подготовке акта обследования, подтверждающего прекращение существования гаража, направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю заявление об исключении сведений о гараже из Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ подписан акт об освобождении строения: гаражный бокс № (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ приговором Ленинского районного суда города Перми ЛДН признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, ЖСА признан виновным в совершении преступления, предусмотренном частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 18-40).
Приговором суда установлено, что в результате незаконных умышленных действий генерального директора ГКУ ПК «УКС Пермского края» ЛДН и генерального директора ООО «МонтажСтрой-Урал» ЖСА незаконно снесены (разрушены) и повреждены не менее 140 гаражных боксов, в том числе гаражный бокс № принадлежащий КТИ
Согласно акту № осмотра места нахождения объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в результате осмотра установлено, что в том числе помещение – гараж-бокс № с кадастровым номером №, расположенный в здании лит. К с кадастровым номером № площадью 849,5 кв.м, снесен полностью, что также следует из акта обследования (л.д 12-15).
Из выписки из ЕГРН усматривается, что на регистрационном учете состоит нежилое помещение гараж-бокс площадью 20,6 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый №, правообладатель КТИ (л.д. 16-17).
Распоряжением Правительства Пермского края от 31.08.2022 №312-рп принято решение о комплексном развитии территории нежилой застройки в микрорайоне «Разгуляй» Ленинского района города Перми (благоустройство).
Из приложения № 2 Распоряжения усматривается, что в перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории нежилой застройки, подлежащей комплексному развитию, с указанием объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, в том числе за № включен бокс № с кадастровым номером №.
ГКУ Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» в ответ на обращение КТИ, полученное ДД.ММ.ГГГГ, представило акт обследования в отношении гаража-бокса, подготовленного в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Федеральный закон от 1307.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7.4 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета является акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственной регистрации недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Росреестр осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 5.1.3 Положения).
Материалами дела установлено, что КТИ, являясь собственником гаража-бокса, ДД.ММ.ГГГГ заключила с ГКУ Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» соглашение об осуществлении денежной компенсации в отношении гаража-бокса. В результате заключения указанного соглашения КТИ приняла на себя обязательства обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об исключении сведений о гараже из Единого государственного реестра недвижимости. Однако КТИ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об исключении сведений не обращалась, такое заявление ответчиком не рассматривалось, отказ в удовлетворении заявления КТИ ответчиком не принимался.
По смыслу статей 2, 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных лиц является целью разрешения гражданских дел судами Российской Федерации. Судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы либо когда имеется угроза их нарушения.
При этом в силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Таким образом, лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение или оспаривание ответчиком его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом выбор способа защиты должен являться правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Разрешая спор суд приходит к выводу, что ответчиком права КТИ не нарушены, законных оснований для удовлетворения требований о прекращении права собственности на гаражный бокс, снятии с кадастрового учета в связи с прекращением существования гаражного бокса, не имеется.
Суд полагает необходимым указать, что КТИ не лишена права обратиться в адрес ответчика с заявлением о прекращении права собственности на гаражный бокс, снятии с кадастрового учета гаражного бокса, представив соответствующие документы (заявление, акт).
При этом суд обращает внимание, что в соответствии с положениями пунктов 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право (абзац 1 пункта 53 названного Постановления Пленума).
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако, может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (абзац 2 пункта 53 указанного Постановления Пленума).
Учитывая предмет и основания заявленных истцом требований, суд приходит к выводу о том, что Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю не может являться надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования КТИ к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о прекращении права собственности на гаражный бокс, снятии с кадастрового учета в связи с прекращением существования гаражного бокса, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
(мотивированное решение изготовлено 23.07.2024)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева