Дело № 2-1416/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2017 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре Кравцовой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по исковому заявлению Белоусова О.Ю. к администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Белоусов О.Ю. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что проходит военную службу в военной комендатуре (гарнизона, 1 разряда) (г. Чита), состоит в очереди на получение жилья. Решением жилищной комиссии 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу выделено жилое помещение по адресу: <адрес>, ранее занимаемое военнослужащим Поповым А.А. Указанное жилое помещение на данный момент передано в муниципальную собственность городского округа «Город Чита». Поскольку ответчик администрация Центрального района г.Читы отказывается заключить с истцом договор найма вышеуказанного служебного жилого помещения, истец просил суд признать за собой право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена супруга истца Белоусова О.Ю.
В судебном заседании истец Белоусов О.Ю., настаивая на заявленных требованиях, поддержал вышеизложенное, просил иск удовлетворить.
Третье лицо Белоусова О.Ю. заявленные требования полагала обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков, надлежаще извещенные о дате и месте слушания дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ, статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством РФ. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В силу положений ст. 15 указанного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п.5 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Судом установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что решением 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Белоусову О.Ю. (воинское звание – ефрейтор), проходящему военную службу в Военной комендатуре (гарнизона, 1 разряда) (г. Чита) на состав семьи два человека, включая супругу Белоусову А.А., выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Ранее в указанном жилом помещении проживал военнослужащий Попов А.А., который выехал в другое место жительства.
Также из материалов дела следует, что в настоящее время спорное жилое помещение значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита».
При этом суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушать прав военнослужащих на получение и пользование освободившимся жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд полагает требование истца о признании за ним права пользования спорным жилым помещением законным и обоснованным, несмотря на то, что в настоящее время данное жилое помещение входит в состав муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан. проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом.
При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.
Однако, несмотря на признание за истцом права пользования жилым помещением, суд находит требование истца о понуждении администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством Обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального административного района городского округа «Город Чита» таким органом не является.
В связи с указанным у суда отсутствуют основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по заключению договора найма служебного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.