Дело № 2а-503/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2020 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Бойко И.Е.,
с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Романовой О.В.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Мусиенко С.А.,
административного ответчика Шадрина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Шадрину И. М. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области») обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить Шадрину И.М. административный надзор на срок три года и установить ему на этот период административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным графиком; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня; запрещения пребывания в развлекательных организациях, организациях общественного питания, на территории (в помещении) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Шадрина И.М. оканчивается 13 октября 2020 г., он имеет неснятую и непогашенную судимость за преступление небольшой тяжести, совершенное при рецидиве преступлений в период нахождения под административным надзором. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Мусиенко С.А. административный иск поддержал.
Административный ответчик Шадрин И.М. в судебном заседании против установления в отношении него административного надзора возражений не высказал, но посчитал достаточным установить такой надзор на срок один год с установлением административного ограничения в виде одной явки в месяц на регистрацию.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также заключение старшего помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании ч.3 ст.3 поименованного Закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п.2 ч.1 ст.5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пункт 1 ч.3 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что Шадрин И.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ранее судим:
- 24 июля 2007 г. Дмитровским городским судом Московской области по ч.1 ст.105 УК РФ на 8 лет лишения свободы, 15 мая 2015 г. освобожден по отбытии срока наказания (л.д.21-26);
- 26 октября 2016 г. Ломоносовским районным судом г.Архангельска по ч.1 ст.318 УК РФ на 2 года лишения свободы, 26 июня 2018 г. освобожден по отбытии срока наказания (л.д.29-35).
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 апреля 2015 г., вступившим в законную силу 23 мая 2015 г., в отношении Шадрина И.М. установлен административный надзор по 14 мая 2023 г. включительно со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением административных ограничений (л.д.36-37).
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 3 мая 2018 г., вступившим в законную силу 15 мая 2018 г., в отношении Шадрина И.М. установлен административный надзор по 14 мая 2023 г. включительно со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с установлением административных ограничений в виде обязательной явки для регистрации четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения (л.д.7-10).
27 июня 2018 г. Шадрин И.М. поставлен на учет в ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску.
Впоследствии Шадрин И.М. осуждён 14 февраля 2020 г. приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска по ст.264.1 УК РФ на 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься определенной деятельностью по управлению транспортными средствами на 2 года 6 месяцев, исчислением срока наказания в виде лишения свободы со дня вступления приговора в законную силу, зачетом в срок лишения свободы времени содержания под стражей с 14 февраля 2020 г. до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. На основании ч.4 ст.47 УК РФ срок дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью по управлению транспортными средствами исчислен с момента отбытия наказания в виде лишения свободы и на основании ч.2 ст.71 УК РФ исполнять самостоятельно. Преступление Шадриным И.М. совершено 26 сентября 2019 г. (л.д.11).
В настоящее время Шадрин И.М. отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», срок отбывания наказания оканчивается 13 октября 2020 г.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Шадрина И.М. следует установить административный надзор.
Так, Шадрин И.М., являясь совершеннолетним, в октябре 2020 г. освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое он осуждён к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как разъяснено в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определённой категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учётом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Также в п.26 вышеуказанного постановления отмечено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется, исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Принимая во внимание, что судимость по приговору Дмитровского городского суда Московской области от 24 июля 2007 г. у Шадрина И.М. погасится 14 мая 2023 г., судимость по приговору Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 26 октября 2016 г. погасится 25 июня 2021 г., а судимость по приговору Соломбальского районного суда г.Архангельска от 14 февраля 2020 г. погасится 12 октября 2023 г., в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», исходя из положений ст.10 УК РФ, административный надзор административному ответчику следует установить на срок погашения его судимости за совершение преступления по приговору Соломбальского районного суда г.Архангельска от 14 февраля 2020 г., то есть по 12 октября 2023 г. включительно.
Определяя виды административных ограничений, подлежащих установлению Шадрину И.М., суд исходит из следующего.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить административному ответчику административное ограничение в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая во внимание поведение Шадрина И.М. в период отбывания наказания (поощрений и взысканий не имеет, характеризуется удовлетворительно - л.д.5, 6), характер и обстоятельства преступлений, за которые он имеет судимость (преступление по приговору от 14 февраля 2020 г. совершено в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения), применительно к положениям ч.8 ст.272 КАС суд считает, что ему следует установить административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Указанные ограничения будут в наибольшей степени отвечать задачам административного надзора.
Оснований для установления иных обязательных административных ограничений (с учетом сведений о регистрации административного ответчика по месту жительства по адресу: <адрес>, а также заявления Шадрина И.М., согласно которому после освобождения из мест лишения свободы он намерен проживать по адресу: <адрес>) не имеется (л.д.12, 13).
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Шадрина И.М. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Закона).
На основании изложенного, для предупреждения совершения Шадриным И.М. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Шадрину И. М. удовлетворить.
Установить Шадрину И. М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу ******, административный надзор по 12 октября 2023 г. включительно.
На период административного надзора установить Шадрину И. М. административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Шадрина И. М., в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;
- запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Шадрина И. М. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Бузина