Дело № 12 -162/2024
(№ 5-458/2024)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 сентября 2024 года г. Владивосток
Судья Советского районного суда г. Владивостока Приморского края Самусенко Ю.А., рассмотрев жалобу представителя ФГБОУ «ВДЦ «Океан» по доверенности Зотовича Н.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 23 Советского судебного района г. Владивостока от 04.06.2024 по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Советского судебного района г. Владивостока от 04.06.2024 по делу № 5 – 458/2024 юридическое лицо ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.
В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Владивостока, представитель ФГБОУ «ВДЦ «Океан» по доверенности Зотович Н.И. просит постановление по делу об административном правонарушении от 04.06.2024, вынесенное мировым судьей судебного участка № 23 Советского судебного района г. Владивостока отменить, производство по данному делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительного административного правонарушения.
В ходе судебного заседания представитель ФГБОУ «ВДЦ «Океан» по доверенности Зотович Н.И. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Главного управления МЧС России по Приморскому краю Дегтярёва А.В. с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2).
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
20.03.2024 заместителем начальника Главного управления – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю вынесено решение о проведении в ФГБОУ «ВДЦ «Океан» внеплановой выездной проверки с целью проверки устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 05.06.2023 № <номер>, срок проверки с 01.04.2024 по 12.04.2024.
В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственной контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение указанной проверки согласовано Главным управлением МЧС России по Приморскому краю с прокуратурой Приморского края.
Копия решения о проведении выездной проверки от 20.03.2024 вручена директору ФГБОУ «ВДЦ «Океан» Соловец Н.В. 27.03.2024.
Проведенной в период с 01.04.2024 по 12.04.2024 сотрудником ГУ МЧС России по Приморскому краю с привлечением специалистов ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Приморскому краю проверкой установлено, что из 44 пунктов предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.06.2023 № <номер> в установленный срок (до 04.03.2024) устранены нарушения законодательства о пожарной безопасности по 24 пунктам предписания, по 20 пунктам предписания нарушения ФГБОУ «ВДЦ «Океан» не устранены (пункты 1- 6, 18 – 21, 24 – 27, 29, 33, 36, 37, 39, 44).
По результатам проверки Главным управлением МЧС России по Приморскому краю составлены акт выездной внеплановой проверки от 12.04.2023, протокол осмотра от 08.04.2024, протокол инструментального обследования от 08.04.2024.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом органа государственного надзора было выдано законное предписание, однако образовательное учреждение не приняло всех необходимых мер для его выполнения.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении и проведении выездной внеплановой проверки не допущено.
Данный протокол составлен в отсутствие должностного лица с соблюдением требований статьи 28.2 названного Кодекса, необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, в нем отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Финансовая несостоятельность детского учреждения, непринятие его учредителем всех достаточных мер для приведения пожарной безопасности в надлежащее состояние не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности должно быть безусловно обеспечено всеми возможными способами и средствами, так как имеет главную цель - защита прав детей на жизнь, здоровье, охрану имущества в случае пожара.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Особая значимость охраняемых отношений, обусловленная фактом выявления нарушений требований пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении, характер нарушений не позволяют признать, что в данном случае имеется формальное нарушение закона.
Порядок и срок давности привлечения ФГБОУ «ВДЦ «Океан» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФГБОУ «ВДЦ «Океан» в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 23 Советского судебного района г. Владивостока от 04.06.2024 по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБОУ «ВДЦ «Океан» – оставить без изменения, а жалобу представителя ФГБОУ «ВДЦ «Океан» – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.12 и ст. 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Ю.А. Самусенко