Дело ... подлинник
59RS0...-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 г. адрес края
Чусовской городской суд адрес в составе
председательствующего судьи Соколовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Осённовой К.А.,
с участием помощника Чусовского городского прокурора Винниковой К.А.,
представителя ответчика Шубиной Ю.В., действующей на основании доверенности от дата ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Чусовского городского округа адрес о возложении обязанности по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами,
установил:
Чусовской городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Чусовского городского округа о возложении обязанности по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ которыми не выбран, либо выбранный способ управления которыми не реализован, расположенными на территории Чусовского городского округа по следующим адресам:
- адрес: адрес К, адрес,
- адрес: адрес, ул. 50 лет ВЛКСМ, 31, адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес городки: адрес.
- п. Сёла: адрес.
- адрес: адрес.
- д.Копально: адрес.
- д. Кучино: адресёжная, 1.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной Чусовской городской прокуратурой проверки исполнения администрацией Чусовского городского округа адрес законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в части определения способа управления многоквартирными домами, расположенными на территории Чусовского городского округа, установлено, что на территории Чусовского городского округа имеется 136 многоквартирных жилых домов, способ которыми не выбран, либо выбранный способ управления не реализован. По данному факту дата городской прокуратурой в адрес главы администрации вынесено представление с требованием о выборе способа управления МКД, способ которыми не выбран или не реализован. До настоящего времени требования оставлены без ответа. Таким образом, ответчиком допущено незаконное бездействие по определению управляющей организации МКД, способ управления которыми не выбран либо не реализован. Такое бездействие нарушает как права проживающих в нем лиц, так и права неопределенного круга лиц, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, непроведения периодических осмотров, неустранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения МКД, повреждения рядом стоящих зданий, объектов коммунальной инфраструктуры всего городского поселения.
В судебном заседании помощник Чусовского городского прокурора на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что до настоящего времени ответчиком бездействие не устранено.
Представитель ответчика с требованиями Чусовского городского прокурора была не согласна по доводам, изложенном в письменном отзыве. Из отзыва следует, что ранее указанные в исковом заявлении МКД находились в управлении ООО «УК «Промэнерго», но в связи с отзывом лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выбыли из управления данной компании. дата на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адресА о выборе управляющей организации для управления многоквартирным домом – ООО УК «Эко-Дом». дата с ООО УК «Эко_дом» был заключен договор управления МКД. На сегодняшний день не имеется возможности определить временную управляющую организацию в отношении 136 домов по причине отсутствия такой организации в перечне управляющих организаций для управления МКД, в отношении которых собственниками жилых помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован. За период с ноября 2021 по сегодняшний день управлением ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа адрес было проведено 12 конкурсных процедур по определению управляющей организации. Все конкурсы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В настоящее время подготавливается новая конкурсная документация по отбору управляющей организации по управлению вышеуказанными МКД с учетом увеличения тарифа на содержание жилого помещения на 10%. Открытый конкурс планируется объявить до дата. Таким образом, на данный момент отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию Чусовского городского округа адрес обязанности по принятию решения об определении управляющей организации для управления данными многоквартирными домами.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, в том числе письменные доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:
Судом установлено и не опровергается ответчиком, что на территории Чусовского городского округа имеется 136 многоквартирных жилых домов, способ которыми не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, что подтверждается представленным перечнем (л.д. 22-23).
Чусовским городским прокурором дата в адрес Главы администрации Чусовского городского округа направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д. 12).
На представление Администрацией Чусовского городского округа адрес дата направлен ответ о принятии всех исчерпывающих мер по выбору способа управления МКД, оставшимися без управления (л.д. 15-16).
Согласно ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч.17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В соответствии с ч.5 ст. 200 Жилищного кодекса РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Частью 4 ст. 200 Жилищного кодекса РФ в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены постановлением правительства РФ от дата ....
Определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
Пунктом 5 Правил установлено, что качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций). В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с ч.3,5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 ст. 16 ФЗ от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие администрацией Чусовского городского округа предусмотренного ч.17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в МКД, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД в управление управляющей организации. При этом указанная обязанность до настоящего времени ответчиком не исполнена.
Довод об отсутствии в перечне управляющих компаний организации, в отношении которых может быть принято решение ответчиком, отклоняется судом, поскольку не освобождает ответчика от выполнения данной обязанности, в том числе путем создания условий, направленных на стимулирование и повышение материальной и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по выбору управляющей организации.
Суд полагает, что обстоятельств, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы, не зависящим от деятельности ответчика, препятствующих исполнению возложенной законом обязанности, судом не установлено.
Указание представителя ответчика на определение управляющей организации ООО УК «Эко-Дом» по адресу: адрес, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку адрес указанного дома не изложен истцом в заявленных исковых требованиях
Учитывая изложенное, принимая во внимание что собственниками МКД по представленному списку адресов не выбран ни один из способов управления МКД, а конкурсы по выбору управляющей организации признаны несостоявшимися, суд приходит к выводу, что на ответчика администрацией Чусовского городского округа адрес следует возложить обязанность по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ которыми не выбран, либо выбранный способ управления которыми не реализован, расположенными на территории Чусовского городского округа по представленному перечню адресов.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Чусовского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Чусовского городского округа адрес по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, способ которыми не выбран, либо выбранный способ управления которыми не реализован, расположенными на территории Чусовского городского округа по следующим адресам:
- адрес: адрес К, адрес,
- адрес: адрес, ул. 50 лет ВЛКСМ, 31, адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес: адрес.
- адрес городки: адрес.
- п. Сёла: адрес.
- адрес: адрес.
- д.Копально: адрес.
- д. Кучино: адресёжная, 1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в адресвой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Р. Соколова