К делу № 2-2779/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» октября 2011 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи – Зубкова Г.А.,
при секретаре Сорокиной А.А.,
с участием истицы Шилаевой Т.Х., представителя истицы – Месяцевой О.Л. (по доверенности),
представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Тешева С.Р. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шилаевой Татьяны Хабибуловны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязательстве признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке ее на учет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л :
Шилаева Т.Х. обратилась в Майкопский городской суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязательстве признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке ее на учет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указала, что она родилась 24.08.1975 в г. Майкоп. Своего отца она не знала, поскольку он не проживал вместе с истицей и ее матерью. Решением Майкопского городского суда от 27.02.1985г. мать истицы была лишена родительских прав в отношении истицы.
С 08.02.1983г. по 25.08.1991г. истица находилась в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором обучалась и находилась на полном государственном обеспечении.
С 01.09.1991г. по 03.10.1993г. истица обучалась в «Городском профессионально-техническом училище №», в котором также находилась на полном государственном обеспечении.
Законные представители истицы (образовательные учреждения, в которых находилась истица), а также органы опеки и попечительства не исполнили обязательств о защите ее жилищных прав, в том числе в постановке на учет в льготной очереди за год до окончания обучения.
Учитывая, что федеральным законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в части снятия установленного возрастного ограничения в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считает, что имеет право на предоставление мер социальной поддержки, установленной названным законом, в том числе на предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
Просит обязать администрацию МО «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставить на учет из числа граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, поскольку истицей не представлено доказательств того, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ввиду достижения истицей предельного возраста – 23 года, по достижении которого на данных граждан не распространяется действие федеральным законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
Как видно из свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС г. Майкопа ДД.ММ.ГГГГ., Шилаева Татьяна Хабибуловна родилась ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, о чем была составлена запись акта о рождении №. При этом в графе родители указаны: отец – Шилаев Хабибула Магомедович, мать – Шилаева Зинаида Александровна.
Согласно решению Майкопского городского народного суда от 27.02.1985г. мать истицы – Шилаева Зинаида Александровна лишена родительских прав в отношении дочерей: Шилаевой Марины Александровны и Шилаевой Татьяны Хабибуловны, с передачей обеих девочек на попечение Майкопского гороно.
Как видно из справки ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 05.03.2010г. № 69/4 истица находилась на полном государственном обеспечении в названном учреждении с 08.02.1983г. по 25.08.1991г.
Из справки ГОУ НПО «Профессиональный лицей №» от 05.03.2010г. № усматривается, что в период с 10.09.1991г. по 03.10.1993г. истица обучалась в «Городском профессионально-техническом училище №».
Таким образом, из представленных доказательств видно, что в период с 10.03.1985г. по 03.10.1993г. (в возрасте с 10-ти лет до 18 лет) истица находилась на полном государственном обеспечении.
В соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР от 30.07.1969г., действовавшим в указанный период - ст. 119, опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Согласно ст. 127 КоБС РСФСР детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
Исходя из смысла указанных норм, приведенный перечень оснований для установления опеки и попечительства не является исчерпывающим, органы опеки и попечительства исходя из конкретных жизненных обстоятельств вправе принимать меры по защите прав и интересов несовершеннолетних детей и передавать их на воспитание в детские учреждения.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010г. № 13-П, согласно которому указанный в ст. 121 Семейного кодекса РФ перечень оснований для установления опеки и попечительства не является исчерпывающим, что позволяет органам органы опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств и во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует.
То обстоятельство, что истица с 10-ти лет находилась в областной (республиканской) школе интернате, проживала в общежитии и находилась на полном государственном обеспечении, свидетельствует об отсутствии какого-либо родительского попечения, что и послужило для ее определения в соответствующее образовательное учреждение.
При этом, согласно ст. 127 КоБС РСФСР, указанное образовательное учреждение, а также и городское профессионально-техническое училище №17 выполняли обязанности опекунов и попечителей в отношении истицы и должны были осуществлять, в том числе, и защиту жилищных прав несовершеннолетнего.
Согласно методическим рекомендациям по вопросам опеки и попечительства в ведении органов опеки и попечительства находится вопрос защиты жилищных прав несовершеннолетних. Своевременное обеспечение защиты личных и имущественных прав и интересов подопечных. этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный. Кроме того, на них возложена обязанность запрашивать от государственных, общественных организаций и граждан необходимые документы для защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
В связи с этим, и учитывая, что в соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в тот период), вне очереди предоставлялись жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, администрации образовательных учреждений, в которых обучалась истица, обязаны были принять меры по защите ее жилищных прав, в том числе в части постановке на жилищный учет.
Исходя из этого, суд считает, что своевременно стать на жилищный учет, в том числе в список граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица не смогла по вине администраций названных образовательных учреждений, выполнявших функции органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещение по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно п. 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.2996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Шилаевой Т.Х. и обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с момента первоначально обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шилаевой Татьяны Хабибуловны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязательстве признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке ее на учет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» признать Шилаеву Татьяну Хабибуловну нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставить на учет граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий - подпись - Г.А. Зубков
Копия верна:
Судья Г.А. Зубков