Дело 2-90/2023 (2-3328/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.
при секретаре Щербаковой В.С.,
с участием истца Лаврентьева А.А.,
представителя истца Смирнова В.Л.,
представителя ответчика УФСИН России по ЕАО - Балабановой И.А.,
представителя ответчика ФКУ КП-4 УФСИН России по ЕАО – Лукьяновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаврентьева Александра Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» о взыскании невыплаченной части денежного довольствия,
У С Т А Н О В И Л:
Лаврентьев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области о взыскании невыплаченной части денежного довольствия. Свои требования мотивировал тем, что занимал должность заместителя дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности Федерального казенного учреждения «Колония - поселение № 4 УФСИН России по Еврейской автономной области» с 14.05.2019 по контракту сроком на пять лет, с должностным окладом <данные изъяты> рублей. На основании рапорта от 10.05.2022, приказом УФСИН России по Еврейской автономной области от 02.06.2022 № 200-лс контракт расторгнут с 09.06.2022 и уволен со службы в УИС РФ по пункту 2 части 2 статьи 84 (по инициативе сотрудника). В период службы в составе денежного довольствия не учитывался оклад по специальному званию, который впервые стал учитываться в составе денежного довольствия за август 2019 года. Кроме того, в составе ежемесячного денежного довольствия производилась с ошибочным расчетом оплаты за сверхурочную работу и работу в нерабочие праздничные и выходные дни. В соответствии с расчетом истца оплату за сверхурочную работу и работу в нерабочие праздничные и выходные дни надлежало применять ко всем параметрам расчета, в том числе надбавку за особые условия службы районный коэффициент, северную надбавку. Просит суд взыскать с УФСИН России по ЕАО в пользу Лаврентьева А.А. сумму <данные изъяты> коп., из которой <данные изъяты> коп. – невыплаченное денежное довольствие за период службы с 14.05.2019 по 09.06.2022, <данные изъяты> коп. – денежная компенсация по статье 236 ТК РФ за периоды просрочек неполных выплат денежного довольствия с 26.05.2019 года по 18.09.2022.
Определением от 29.11.2022, с учетом мнения истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области».
Заявлением от 22.12.2022 исковые требования уточнены, истец просил взыскать с УФСИН России по ЕАО в пользу Лаврентьева А.А. сумму <данные изъяты> коп., из которой <данные изъяты> коп. – невыплаченное денежное довольствие за период службы с 14.05.2019 по 09.06.2022, <данные изъяты> коп. – денежная компенсация по статье 236 ТК РФ за периоды просрочек неполных выплат денежного довольствия с 26.05.2019 по 22.12.2022.
В судебном заседании истец Лаврентьев А.А. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Смирнов В.Л. поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что не оспаривается правильность расчетов и выплаты компенсации, а также предоставления дополнительных выходных и дополнительного отпуска с учетом приказов ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы», от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» и приказа Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Считает, что к правоотношениям между истцом и ответчиками подлежат применению статья 153 ТК РФ и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., Б. и других», а также «Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 - 2022 годы», утвержденное Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 18.11.2019.
Представитель ответчика УФСИН России по ЕАО – Балабанова И.А., представитель ответчика ФКУ КП-4 УФСИН России по ЕАО – Лукьянова Н.А. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика УФСИН России по ЕАО – Балабанова И.А. считает, что к правоотношениям между истцом и ответчиками не подлежит применению «Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 - 2022 годы», утвержденное Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 18.11.2019, поскольку занимаемая Лаврентьевым А.А. должность не относится к категории гражданских служащих, работников УФСИН России по ЕАО. Все должности в УФСИН России по ЕАО являются «аттестованными» или «работниками». Предоставлен письменный отзыв от 14.10.2022.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ) служба в уголовно-исполнительной системе - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 1). Сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (пункт 6).
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ определено, что правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 283-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 283-ФЗ предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Действовавшим до 02.10.2021 приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок), пункты 16 и 17 которого устанавливали, что сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников. За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка; сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» определено, что денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - сотрудники) состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Для сотрудников, проходящих испытание и назначенных на должности до присвоения им специальных званий, оклад денежного содержания состоит из должностного оклада. Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (далее - надбавка за квалификационное звание); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (далее - надбавка за особые условия службы); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее - надбавка за государственную тайну); премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (далее - надбавка за риск); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (далее - коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера); другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующим с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, согласно которому сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов часовой ставки за каждый час службы в ночное время, часовая ставка определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество служебных часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности служебного времени соответствующей категории сотрудников.
На основании приказа УФСИН России по Еврейской автономной области от 15.05.2019 № 123-лс Лаврентьев А.А. занимал должность заместителя дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности Федерального казенного учреждения «Колония - поселение № 4 УФСИН России по Еврейской автономной области».
Приказом Директора ФСИН России от 01.07.2019 № 491-лс Лаврентьеву А.А. присвоено специальное звание старший лейтенант внутренней службы.
Названная должность в соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ является должностью федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
В период прохождения службы Лаврентьеву А.А. выплачивалась денежная компенсация в размере двойной часовой ставки за выполнение служебных обязанностей в выходной и нерабочие дни (ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, от ДД.ММ.ГГГГ №-лс), предоставлялись дополнительные выходные (ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к), а также предоставлялись дополнительные отпуска за ненормированный служебный день (ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к, от ДД.ММ.ГГГГ №-к).
Правильность расчетов и выплаты компенсации, а также предоставления дополнительных выходных и дополнительного отпуска за ненормированный служебный день с учетом ФИО1 от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы», от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» и приказа Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» сторонами не оспаривается, с учетом положения статьи 56 ГПК РФ, доказательств о допущенных нарушениях не предоставлено.
К рассматриваемым служебным отношениям Лаврентьева А.А. и УФСИН России по Еврейской автономной области не может быть применено Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 - 2022 годы», утвержденное Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 18.11.2019, поскольку занимаемая Лаврентьевым А.А. должность не относится к сторонам соглашения, которые определены в п. 1.2 указанного Отраслевого соглашения.
Соответствию требованиям федерального законодательства пунктов 16 и 17 Порядка и возможности применению к правоотношениям по оплате труда сотрудников уголовно-исполнительной системы статьи 153 ТК РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., Б. и других» давалась оценка вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 № АКПИ19-374.
Отмечено, что из анализа приведенных норм федеральных законов в их системной взаимосвязи следует, что нормы ТК РФ, регулирующие оплату труда работников, не применимы к сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Состав денежного довольствия, виды ежемесячных и дополнительных выплат, их размеры определены в статье 2 Федерального закона № 283-ФЗ, согласно которой денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3).
Пункт 2 Порядка аналогичен по своему содержанию указанной норме закона.
Порядком установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (пункт 8). В этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (пункт 9). При выплате денежного довольствия за неполный месяц размер выплаты за каждый календарный день определяется путем деления суммы денежного довольствия, положенного за полный месяц, на количество календарных дней в данном месяце (пункт 12).
Пунктами 16 и 17 Порядка предусмотрены доплата сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время и денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, исходя из часовой ставки, определяемой путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Рассматривая положения указанных пунктов Порядка в их взаимосвязи, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что доплата за выполнение служебных обязанностей в ночное время и денежные компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочное время выплачиваются сотрудникам уголовно-исполнительной системы сверх установленного им денежного довольствия.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования Лаврентьева Александра Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» о взыскании невыплаченной части денежного довольствия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лаврентьева Александра Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» о взыскании невыплаченной части денежного довольствия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 26.01.2023