Дело № 2а-742/2019
83RS0001-01-2019-000876-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нарьян-Мар 21 июня 2019 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.,
при секретаре Ярмухаметовой Э.И.,
с участием помощника прокурора Жиркова В.Г.,
рассмотрев на открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, оценку технического состояния,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, оценку технического состояния.
В обоснование требований указано, что проведенной проверкой выявлено, что в нарушение норм права не оформлен паспорт автомобильной дороги местного значения протяженностью 2841 м, в с. Коткино НАО по установленной форме, а также не проведена техническая оценка автомобильной дороги местного значения, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ 33388-2015, приказа Минтранса №150.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа в части не проведения паспортизации автомобильных дорог местного значения незаконным; обязать административного ответчика в срок до 01.09.2020 провести паспортизацию автомобильных дорог, провести оценку технического состояния.
В судебном заседании помощник прокурора Жирков В.Г., заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ч.1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 2 указанной статьи установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 14 ст.4.6 Закона НАО от 17.02.2010 № 8-ОЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением проектирования и строительства дорог) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением проектирования и строительства дорог), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 указанного Закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, дорожная деятельность направлена на поддержание надлежащего состояния дороги, в том числе на обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам.
На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ работ на краткосрочный и среднесрочный период.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Кроме того, необходимость разработки проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения и паспортизация автомобильных дорог вытекает также из содержания п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 № 928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения» и других нормативных правовых актов.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцам автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п.4 Порядка).
Судом установлено, что на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 3 МО «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа на праве собственности принадлежит дорога в с. Коткино, Ненецкого автономного округа, протяженностью 2841 м, кадастровый номер 83:00:030013:342. Государственная регистрация права собственности произведена 20 декабря 2012 года.
Также установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в нарушение действующего законодательства, административным ответчиком как паспортизация, так и техническая оценка спорной дороги не проводилась.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, ответами административного ответчика.
В отсутствие паспорта дороги, а также при не проведении оценки ее технического состояния, невозможно вести учет состояния дороги и состояния всех ее элементов, осуществлять контроль за ведением своевременного надлежащего ремонта, что снижает эффективность эксплуатации автодорог и безопасность движения по ним.
Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения в силу закона. Осуществление же возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в МО «Коткинский сельсовет» не организована должным образом дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги местного значения, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог, оценку технического состояния подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание характер спора, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда ответчиком должно быть исполнено, в срок до 01 сентября 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги, оценку технического состояния удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа в части не проведения паспортизации и оценки технического состояния автомобильной дороги местного значения с. Коткино.
Обязать администрацию муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа в срок до 01 сентября 2020 года, провести паспортизацию автомобильной дороги с. Коткино, Ненецкий автономный округ, протяженностью 2841 м, кадастровый номер 83:00:030013:342. в соответствии с ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Коткинский сельсовет» Ненецкого автономного округа, в срок до 01 сентября 2020 года провести оценку технического состояния автомобильной дороги местного значения с. Коткино, Ненецкий автономный округ, протяженностью 2841 м, кадастровый номер 83:00:030013:342. в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2019 года.
Председательствующий О.Н. Волкова