Дело №2-503/2019
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.02.2019 года г.Оренбург
Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.
при секретаре Хасановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Североморского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ к Кузьмину Юрию Сергеевичу о взыскании суммы неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Североморского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ обратился к Кузьмину Ю.С. указав, что военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка в сфере сохранности федеральной собственности. В ходе проверки установлено, что Кузьмин Ю.С. проходил военную службу по контракту в должности командира № авиационной базы морской авиации Северного флота, дислоцированной в <адрес>, в воинском звании «гвардии полковник». В соответствии с приказом командующего Северным флотом № от 04.04.2011 года Кузьмин Ю.С. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверкой установлено, что на основании решения № о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 17 июня 2011 года, выданного ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Отдел № г. Североморска, и договора социального найма жилого помещения № от 21 ноября 2011 года Кузьмину Ю.С. и совместно проживающим с ним членам семьи: жене-Кузьминой Елене Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. и сыну- Кузьмину Александру Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение в последующем приватизировано Кузьминым Ю.С. на основании решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06.08.2012 года дело № 2-4022/12, право собственности зарегистрировано 09.10.2012 года. Вместе с тем, в соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.05.2016 № следует, что за Кузьминым Ю.С. числилось право на собственность в виде четырехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. - право собственности зарегистрировано в ЕГРП 15.09.1998 года под №, на которую 17.09.2008 наступило прекращение государственной регистрации права. Однако, 18.12.2010 и 12.04.2011 при предоставлении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, для принятия указанного выше решения Кузьмин Ю.С. предоставил сведения не соответствующие действительности, где не указал о владении до 17.09.2008 на праве собственности квартирой по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., чем ввел в заблуждение должностных лиц 4 отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, в связи с чем на момент предоставления жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, Кузьмин Ю.С. и члены его семьи такого права не имели. При этом, в указанном документе Кузьмин Ю.С. своей подписью подтвердил достоверность и полноту указанных сведений, ознакомившись с ответственностью за нарушение действующего законодательства Российской Федерации. В результате незаконного обращения в собственность чужого имущества - квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, государству в лице Министерства обороны Российской Федерации причинен имущественный вред в размере стоимости жилья площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно справке из ФГКУ «СРУЖО» МО РФ г. Североморск от 11.04.2018 №, стоимость одного квадратного метра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 44 300 рублей. Таким образом, государству в лице Министерства обороны Российской Федерации причинен имущественный вред в размере стоимости <данные изъяты> кв.м., а именно 44 300 руб. (стоимость 1 кв.м.)* <данные изъяты> кв.м. = 3 623 740 рублей.
Учитывая изложенное, бывший военнослужащий 7051 авиационной базы морской авиации Северного флота полковник Кузьмин Ю.С. в нарушение требований ст. 10 ГК РФ, ст.ст. 15, 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», ч. 1 ст. 51, ст. 53, ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, п.п. «а» и п.п. «б» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280. а также ст. 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции», п. 5 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.ст. 12, 27 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и п.п. «д» п. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885, осознавая незаконность получения им жилого помещения, путем предоставления недостоверных сведений должностным лицам 4 отдела ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», совершил неосновательное обогащение чужим имуществом - квартирой, в результате чего государству причинен имущественный вред в размере 3 623 740 рублей.
Просит взыскать с Кузьмина Ю.С. в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны сумму неосновательного обогащения в размере 3 623 740 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Кузьмин А.Ю., Кузьмина Е.А., департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения г.Североморск» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Дедков А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, дополнительно указав, что в 2011 г. Кузьмину было предоставлено жилое помещение, данное жилое помещение было предоставлено незаконно, так как у Кузьмина в 2008 г. было жилое помещение, он намеренно ухудшил свое положение, для предоставления ему жилого помещения, сроки исковой давности считаются с момента выявления нарушения, то есть с момента проведения проверки, срок не пропущен.
Ответчик Кузьмин Ю.С. в судебное заседание не явился, несмотря на то, что был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика Смирнова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указав, что ее доверитель согласно перечню документов предоставил все документы, по факту он на тот момент не владел имуществом, военнослужащий обязан был предоставить сведения об имеющихся на тот момент в наличии у него недвижимости, что им и было сделано. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Третьи лица Кузьмин А.Ю., Кузьмина Е.А., представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, представитель ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, представитель ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения г.Североморск» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, несмотря на то, что были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия не явившихся сторон по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции на момент предоставления жилого помещения по договору социального найма – 17.06.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 15 настоящего Федерального закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях установлены ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в том числе, выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6).
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 упомянутого Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 и 12 п. 1, п. 13 и абз. 1 п. 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2010 г. N 18841), установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истцом указывается, что в ходе проведенной военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки установлено, что за Кузьминым Ю.С. до 17.09.2008 года числилось на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
При предоставлении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, для принятия указанного выше решения Кузьмин Ю.С. 18.12.2010 и 12.04.2011 года сведения о квартире по адресу <адрес> не указал. По мнению истца, несообщение данных сведений повлекло необоснованное предоставление ответчику жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (статья 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузьмин Ю.С. проходил военную службу по контракту в должности командира № авиационной базы морской авиации Северного флота, дислоцированной в <адрес>, в воинском звании «гвардии полковник».
Из материалов дела усматривается, что Кузьмин Ю.С. на основании пп. «а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» решением жилищно-бытовой комиссии № от 26.09.2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с приказом командующего Северным флотом № от 04.04.2011 года Кузьмин Ю.С. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
На основании решения № о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 17 июня 2011 года, принятого ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Отдел № г. Североморска, и договора социального найма жилого помещения № от 21 ноября 2011 года Кузьмину Ю.С. и совместно проживающим с ним членам семьи: жене-Кузьминой Елене Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. и сыну- Кузьмину Александру Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>
Порядок предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту установлен "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280.
Пунктом 1 Инструкции (на дату предоставления сведений 18.12.2010 года и 12.04.2011 года) для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:
выписки из домовых книг;
справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;
д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;
ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.
В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
В своих возражениях представитель ответчика указывает, что на момент предоставления сведений 18.12.2010 года и 12.04.2011 года все предусмотренные данной Инструкцией документы были Кузьминым Ю.С. предоставлены, в том числе, выполнены требования п. «е» Инструкции, было представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав Кузимина Ю.С. на недвижимое имущество, так как на момент предоставления сведений 18.12.2010 года и 12.04.2011 года в собственности у Кузьмина Ю.С. объектов недвижимости не имелось.
Проверить либо опровергнуть доводы истца и ответчика суду не представляется возможным, поскольку в нарушение ст.56 ГПК РФ, истцом не было предоставлено суду учетное дело Кузьмина Ю.С.
Сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договором социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи от 18.12.2010 года и 12.04.2011 года, представленные истцом, не могут быть приняты судом во внимание в качестве доказательства, поскольку требования о предоставлении таких сведений, в формате, представленном истцом, были введены Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 года №509, то есть после даты предоставления Кузьминым Ю.С. документов в соответствии с Инструкцией в редакции, действующей на 18.12.2010 года и 12.04.2011 года.
При этом суд учитывает, что уполномоченные подразделения МО РФ в нарушение пункта 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, в редакции, действовавшей на день принятия решения № от 17 июня 2011 года о предоставлении ответчику спорной квартиры, заключая с ответчиком договор социального найма, не проверили наличие у него права на получение жилья.
Доводы представителя истца о том, что у ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отсутствовали основания для
дополнительной проверки представленных ответчиком документов, противоречат указанной инструкции, в частности п. 16, который устанавливает, что решение о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, органы жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, действуя разумно и добросовестно в соответствии с положениями ст. 10 Гражданского кодекса РФ, осуществляя реализацию своих гражданских прав, при наличии на то желания, не были лишены возможности получить информацию о наличии у ответчиков в собственности иных жилых помещений еще до принятия решения о предоставлении спорной квартиры.
В данном случае органами жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась как от субъекта исполнительной власти по характеру обязательства и условиям оборота, вытекающим из договора социального найма квартиры по вышеуказанному адресу, не приняты все разумные меры, направленные на проверку юридической чистоты сделки, то есть в полном объеме не проверена информация, касающаяся личности ответчика, об отсутствии или наличии у него в собственности ранее или на момент принятия решения № от 17 июня 2011 года иных жилых помещений.
Кроме того, решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06.08.2012 года за ответчиком Кузнецовым Ю.С. признано право собственности на указанное жилое помещение по адресу: <адрес>. Право собственности за ним зарегистрировано в ЕГРП 09.10.2012 года.
Из указанного решения следует, что ответчиками – Министерством обороны РФ, ФГУ "Западное региональное управление имущественных отношений" МО РФ, не оспаривалось предоставление Кузьмину Ю.С. спорной квартиры на законных основаниях, в связи с прохождением военной службы с целью улучшения жилищных условий.
В соответствии с п.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из содержания п.4 ст. 1109 ГК РФ следует, что не подлежит возврату ответчиком в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и другое имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, т.е передача имущества произведена добровольно и намеренно в целях благотворительности, по безвозмездной сделке.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что затраты федерального бюджета не могут быть признаны неосновательным обогащением, поскольку обусловлены встречным, безвозмездным исполнением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Отдел № г. Североморска в виде предоставления Кузьмину Ю.С. жилого помещения в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 указанного Постановления, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По смыслу приведенной нормы и п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Данное положение связывает начало течения срока исковой давности с объективным моментом - нарушением права и субъективным моментом - осведомленностью лица о таком нарушении.
Решение о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении принимается на основании проверки предоставляемого военнослужащим пакета документов, предусмотренного пунктом 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, в редакции, действовавшей на день принятия решения № от 17 июня 2011 года о предоставлении ответчику спорной квартиры.
Указанный пункт гласит, что решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Судом установлено что, квартира, расположенная по адресу по адресу: <адрес>, была предоставлена Кузьмину Ю.С. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование решением № от 17 июня 2011 года и тогда же выбыла из владения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, а потому именно с этого момента следует исчислять начало течения срока исковой давности.
Настоящий иск поступил в суд 23.05.2018 года, то есть с пропуском установленного законом срока исковой давности, поскольку о предоставлении ответчикам в бессрочное владение и пользование квартиры по указанному адресу правообладатель квартиры узнал или должен был узнать с даты принятия решения № от 17 июня 2011 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Североморского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ к Кузьмину Юрию Сергеевичу о взыскании суммы неосновательного обогащения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ:
полный текст решения изготовлен 19.02.2019 г.