Решение по делу № 3а-515/2020 от 25.09.2020

Дело № 3а-515/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2020 года г. Ханты-Мансийск

    Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., при секретаре Мининой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии» к Правительству ХМАО-Югры, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО – Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, заинтересованные лица – Администрация города Нефтеюганска, ООО «КамЛит»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что он является собственником и арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес)

Кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 11.11.2018 и 20.11.2018 года в размере:

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 8 362 954,06 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 7 078 017,12 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 7 380 453,64 рублей.

Согласно отчету оценщика от 10.08.2020 рыночная стоимость земельных участков составляет:

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 923 920 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 321 024 рубля;

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 462 928 рублей.

Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков нарушает, по мнению административного истца, его права при начислении земельного налога и арендных платежей. В целях снижения указанных платежей истец просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно отчету оценщика.

Представители административного истца, ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.

Управлением Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра» представлены пояснения по делу, в которых они просят рассмотреть дело без участия их представителей и принять решение по усмотрению суда. Кроме того, представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО ссылается на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является надлежащим административным ответчиком.

От представителя административного истца до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Остальные лица, участвующие в деле, возражений не представили.

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ООО «Новые технологии» является собственником:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес), что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2020 (л.д. 10-26),

а также арендатором на основании договора аренды нежилых помещений и земельных участков № А/11-2020 НТ от 09.01.2020 (л.д. 60-63):

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес) что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2020 (л.д. 27-43);

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес) что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2020 (л.д. 44-59).

Согласно выписке из ЕГРН от 17.06.2020 и Акту определения кадастровой стоимости от 21.11.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 20.11.2018 в размере 7 078 017,12 рублей в связи с образованием нового земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 21.11.2018 (л.д. 8, 227).

Согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2020 и Акту определения кадастровой стоимости от 12.11.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 11.11.2018 в размере 8 362 954,6 рублей в связи с образованием нового земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 12.11.2018 (л.д. 7, 226).

Согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2020 и Акту определения кадастровой стоимости от 21.11.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена по состоянию на 20.11.2018 в размере 7 380 453,64 рублей в связи с образованием нового земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 21.11.2018 (л.д. 9, 228).

Земельные участки с кадастровыми номерами 86:20:0000069:366 и 86:20:0000069:367 образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000069:243.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с вышеизложенным суд считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является надлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Исходя из того, что административный истец является собственником и арендатором указанных земельных участков и плательщиком земельного налога и арендных платежей, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков влияют на его права и обязанности и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что истец 26.08.2020 обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, решением которой от 11.09.2020 № 2848 заявление об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости отклонено (л.д. 80-84).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчет об оценке земельных участков (номер)/Д от (дата), подготовленный <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 20.11.2018 составляет 3 321 024 рубля, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 11.11.2018 – 3 923 920 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 20.11.2018 – 3 462 928 рублей (л.д. 90-213).

В силу положений ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Анализ представленного истцом отчета свидетельствует о его соответствии требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием предусмотренных законом подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчет мотивирован и не содержит противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.

Недостатки отчета, выявленные Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, указанные в решении, не свидетельствуют об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Каких-либо расчетов, сведений указывающих на неверность выводов в отчете, несоответствия используемой информации действительности, суду не представлено.

Исследовав представленный административным истцом отчет и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнения в достоверности.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости спорных земельных участков, или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

В силу предписаний ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании заявления административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    В связи с тем, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Дата обращения истца в комиссию – 26.08.2020.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую     стоимость     земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес) по состоянию на 20.11.2018 в размере его рыночной стоимости – 3 321 024 рубля.

Установить кадастровую     стоимость     земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 11.11.2018 в размере его рыночной стоимости – 3 923 920 рублей.

Установить кадастровую     стоимость     земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады и оптовые базы IV класса опасности, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 20.11.2018 в размере его рыночной стоимости – 3 462 928 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 26.08.2020.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра               М.Г. Степанова

3а-515/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Новые технологии"
Ответчики
Управление Росреестра
Правительство ХМАО-Югры
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
ООО "КамЛит"
Администрация города Нефтеюганска
Щеткин Владислав Владимирович
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Степанова Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
25.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее