51RS0020-01-2021-000485-75 Гр.дело № 2-426/2021
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Приваловой М.А.,
при секретаре Сукачевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернышевой С. Н. к муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» о признании незаконным решения об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Чернышева С.Н. обратилась в Полярный районный суд с исковым заявлением к МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» о признании незаконным решения об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что 28.12.1999 она обратилась с личным заявлением на имя председателя жилищной комиссии администрации г. Снежногорск о постановке на учет для предоставления жилья в средней полосе России в г. Зеленодольск, г. Тверь и была принята на учет для предоставления жилья за пределами ЗАТО г. Снежногорск Мурманской области.
14.01.2020 Чернышева С.Н. обратилась с заявлением на имя директора МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» о выдаче жилищного сертификата в 2021 году с учетом состава семьи 1 человек: Чернышева С. Н., которое было приято и зарегистрировано 15.01.2020.
31.03.2021 истцу поступило уведомление о необходимости явиться в жилищный отдел территориального округа Снежногорск для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск.
Также в уведомлении указано, что поскольку 07.08.2019 Чернышевой С.Н. была отчуждена доля жилого помещения площадью 26,9 кв/м., при расчете социальной выплаты норматив общей площади, в соответствии с Приказом - 33 кв/м должен быть уменьшен на 26,9 кв/м.
С принятым ответчиком решением об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск истец не согласна, полагая, что уменьшение размера социальной выплаты на разницу площади при отчуждении жилой площади, расположенной на территории ЗАТО Александровск, нарушены её законные права, поскольку п. 4 приложения к Приказу Минстроя России от 15.09.2015 № 661/пр «Об утверждении порядка принятия органами местного самоуправления ЗАТО на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО, порядка и форм их учета, а так же определения размере социальной выплаты для приобретения жилого помещения» установлено уменьшение площади при совершении гражданско-правовых сделок в отношении жилых помещений, расположенных за границами закрытого административно-территориального образования. Указанных сделок в течение пяти лет, предшествующих получению государственного жилищного сертификата Чернышева С.Н. не совершала.
Просит суд признать незаконным решение МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск;
обязать МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» выдать Чернышевой С.Н. государственный жилищный сертификат для получения социальной выплаты из расчета 33 кв/м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего гражданина.
До рассмотрения дела по существу Чернышева С.Н. отказалась от требований об обязании МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» выдать Чернышевой С.Н. государственный жилищный сертификат для получения социальной выплаты из расчета 33 кв/м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего гражданина, производство по делу в указанно части прекращено.
В судебное заседание истец Чернышева С.Н. не явилась, направила заявление в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что при проведении проверочных мероприятий в отношении истца с целью определения социальной выплаты для приобретения жилого помещения был установлен факт совершения сделки до получения сертификата, повлекшего уменьшение размера занимаемого жилого помещения в 2019 году. Таким образом, при оформлении сертификата осуществляется корректировка общей площади жилого помещения, учитываемая при расчете размера социальной выплаты в меньшую сторону. Расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования составил 299 955,30 рублей, произведено уменьшение на сумму 1 322 753,70 рублей. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины не явки не известны.
Представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что в соответствии с абз. 3 п. 3 Приложения № 3 к Приказу № 661/пр норматив общей площади жилых помещений, который будет использован при расчете социальной выплаты, предоставляемой по сертификату, должен в обязательном порядке уменьшаться на величину общей площади жилых помещений, которые были отчуждены получателем сертификата и (или)членами его семьи в течении пяти лет, предшествующих моменту получения сертификата и (или) членами его семьи в течении пяти лет, предшествующих моменту получения сертификата, независимо от того, где расположены отчужденные жилые помещения (на территории ЗАТО или за его пределами). Учету подлежат все сделки по отчуждению жилых помещений расположенных на территории Российской Федерации, которые был совершены в течение пяти лет, предшествующих сертификату. Полагает решение МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» законным и обоснованным, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с положениями ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся сторон, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в нем, особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определены Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее Закон Российской Федерации).
Меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, установлены статьей 7 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Граждане, получившие социальную выплату, имеют право приобрести жилое помещение за счет социальной выплаты либо за счет социальной выплаты с привлечением иных (в том числе собственных и заемных) средств.
Социальная выплата может быть использована для приобретения одного или нескольких жилых помещений и не может быть использована на другие цели.
Социальная выплата может быть предоставлена только один раз.
Предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, определяется исходя из:
количества членов его семьи, выезжающих из закрытого административно-территориального образования;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета социальной выплаты.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении размера социальной выплаты, предоставляемой гражданину, учитывается право гражданина на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2.1. ст. 7 Закона Российской Федерации государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в отношении:
граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет;
граждан, признанных инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
членов семей граждан, погибших в результате несчастного случая на производстве в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях. Вдовам (вдовцам) погибших (умерших) граждан социальная выплата может быть предоставлена до повторного вступления в брак.
Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования.
Для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.
Не имеющими жилых помещений за границами закрытого административно-территориального образования признаются граждане, не являющиеся нанимателями расположенных за его границами жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты (ч. 1).
Вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет (ч. 2). Из числа граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в первоочередном порядке социальная выплата предоставляется: гражданам, имевшим право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями за пределами закрытого административно-территориального образования и гражданам, приобретшим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение социальной выплаты в первоочередном порядке (ч. 3).
Исходя из пунктов 1, 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту «к» пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Органы местного самоуправления ЗАТО принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 2.2 ст. 7 Закона РФ «О ЗАТО»).
Судом установлено, что Чернышева С.Н. поставлена на учет граждан, имеющих право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО, на основании личного заявления от 28.12.1999.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 22.03.2021 № 681 «Об утверждении списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году» Чернышева С.Н. признана получателем государственного жилищного сертификата в 2021 году.
14 января 2020 года Чернышева С.Н. обратилась в МКУ «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в 2021 году.
31 марта 2021 года руководителем Муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» Чернышевой С.Н. направлено уведомление о необходимости явки в жилищный отдел территориального округа г. Снежногорска для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск в размере 299 955,30 рублей.
Также, в уведомлении указано, что в связи с тем, что 07.08.2019 Чернышевой С.Н. была отчуждена доля жилого помещения площадью 26,9 кв/м, при расчете социальной выплаты норматив общей площади, в соответствии с Приказом 33 кв/м, должен быть уменьшен на 26,9 кв/м.
Разрешая требования истца и признавая незаконным решение МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск, суд исходит из следующего.
Как установлено судом основанием для уменьшения социальной выплаты послужило отчуждение доли жилого помещения квартиры в г. Снежногорске площадью 26.9 кв. м.
Согласно материалов дела, с 10.11.2015 Чернышева С.Н. являлась собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании договора дарения от 06.08.2019 года, заключенного между Чернышевой С.Н. и Кареба Э.М., Чернышева С.Н. произвела отчуждение принадлежащей ей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, подарив ее. Переход права собственности зарегистрирован 07.08.2019, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на Чернышеву С.Н. от 01.03.2021.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.05.08 N 857 закрытые административно-территориальные образования - город Полярный, город Скалистый и город Снежногорск Мурманской области были преобразованы в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области.
Согласно ст. 1 Закона Мурманской области от 28.11.2008 N 1029-01-ЗМО "О муниципальном образовании закрытое административно-территориальное образование Александровск" в состав муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск входит в том числе, город Снежногорск.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 сентября 2015 г. N 661/пр утвержден Порядок принятия органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, на учет, порядка и форм их учета, а также определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Приложением № 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 сентября 2015 г. N 661/пр утвержден Порядок и формы определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее Порядок).
Согласно п. 1 Порядка, расчет социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, осуществляется органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований по следующей формуле: Рс = Н * С, где: Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка; С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.38 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117), и действующий на дату расчета размера социальной выплаты.
Пунктом 2 Порядка определено, что норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
В силу п. 4 Порядка для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», норматив общей площади жилого помещения, определенный в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, уменьшается:
на общую площадь расположенных за границами закрытого административно-территориального образования жилых помещений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений, расположенных за границами закрытого административно-территориального образования, или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, отчуждение гражданином жилого помещения, расположенного в границах закрытого административно-территориального образования по смыслу абз. 3 п. 4 Порядка не является основанием для уменьшения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого территориального образования.
Доводы ответчика и третьего лица, что в соответствии с абзацем 3 пункта 4 приложения № 3 к Приказу № 661/пр норматив общей площади жилых помещений, который будет использован при расчете размера социальной выплаты, предоставляемой по сертификату, должен в обязательном порядке уменьшаться на величину общей площади жилых помещений, которые были отчуждены получателем сертификата и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих моменту получения сертификата, независимо от того, где расположены отчужденные жилые помещения (на территории ЗАТО либо за его пределами), судом не принимаются поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Таким образом, судом установлено, что Чернышева С.Н. являясь лицом, включенным в число участников получателей ГЖС на законных основаниях, не осуществляла гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений, расположенных за границами закрытого административно-территориального образования, или в отношении которой произведено отчуждение, соответственно имеет право на получение социальной выплаты в полном объеме.
Доказательств обратного, в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск Чернышевой С.Н. в связи с отчуждением ею ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принято с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем не может быть признано законным.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Чернышевой С. Н. к муниципальному казенному учреждению «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» о признании незаконным решения об уменьшении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения – удовлетворить.
Признать решение МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» об уменьшении размера социальной выплаты Чернышевой С.Н. для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Александровск незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Снежногорск Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Привалова