УИД63RS0039-01-2022-001060-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Угизбаевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1478/2022 по административному исковому заявлению Поповой Е.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
установил:
Попова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в обоснование заявления указав, чтоДД.ММ.ГГГГ распоряжением № РД-1840 Поповой Е.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а именно в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет, площадью 42 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № для ведения садоводства. Испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН, на котором располагается жилой дом истца, площадью 53,5 кв.м (<адрес>). Испрашиваемый земельный участок не обременен строениями и требованиями третьих лиц. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в предоставлении земельного участка. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу признано незаконным решение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления о перераспределении земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ решением Самарского областного суда признано недействующим со дня вступления решения в законную силу Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления на схеме № «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка, площадью 42 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 63:01:0921010 по адресу ориентира: <адрес> координатах характерных точек, определенных схемой расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной кадастровым инженером Шалагиной Т.Н. Земельный участок, площадью 42 кв.м не является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не нарушает прав третьих лиц, оставляя проезд к соседним участкам шириной в 3,7 кв.м. В силу ст.9.<адрес> «О земле» Попова Е.В. имеет право на приобретение без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однако ответчик, по мнению истца препятствует в реализации указанного выше права Поповой Е.В. Указанный выше земельный участок не обременен строениями и требованиями третьих лиц, граничит с земельным участком 63:01:0921010:1072, принадлежащим истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН, на котором располагается жилой дом истца, площадью 53,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение № РД-1840 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика согласовать заявление Поповой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ и предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок, площадью 42 кв.м, расположенный в кадастровом квартале 63:01:0921010 по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Гурдуза Е.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно Суворова С.В., заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным выше, просила удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленным письменным пояснениям возражал против удовлетворения иска по основаниям, в нем изложенным.
Заинтересованные лица Картавенко А.В., Баласанян С.И. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с этим на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия указанных выше лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без проведения торгов гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м +/-7, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства, преобразованный из земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью 308 кв.ми кадастровым номером № площадью 88 кв.м.
Административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет для осуществления садоводства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42 кв.м, граничащего с земельным участком с кадастровым номером №, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, пп.3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, п. 1 ст. 39.28, пп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ по причине расположения земельного участка в границах красных линий, нахождения на земельном участке строения, отсутствие информации о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0921010:844.
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
На основании подп. «б» ч.3 ст.28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок площадью 42 кв.м находится в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со Схемой № Генерального плана г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ИСОГД г.о.Самара.
Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, решением Самарского областного суда от 27.09.2021, вступившим в законную силу 02.03.2022 исковые требования Поповой Е.В. удовлетворены, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления на Схеме № «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка, площадью 42 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 63:01:0921010 по адресу ориентира: <адрес> координатах характерных точек, определенной схемой расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной кадастровым инженером Шалагиной Т.Н.
В силу пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
Однако в ходе судебного разбирательства стороной истца в материалы дела представлена выкопировка из планшета в соответствии, с которой внесено архитектурное решение о фактическом отсутствии объекта - строения, которое по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара документально находилось на земельном участке. Указанное строение на испрашиваемом земельном участке визуально не располагалось, данный объект строительства существовал лишь на бумажном носителе, а не как реально существующий.
Согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как ранее указывалось, административный истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м +/-7, расположенного по адресу: <адрес>, который образован из земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью 308 кв.м и кадастровым номером №, площадью 88 кв.м.
В связи с чем, указание ответчика в оспариваемом распоряжении на отсутствие сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № не нашло своего подтверждения.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, отказ в перераспределении земельных участков по мотиву разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований, является незаконным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, указанные в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ основания, являющиеся причиной для отказа Поповой Е.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков устранены.
Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что суд не вправе подменять уполномоченный орган в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца в данном случае на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Поповой Е.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков–удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Поповой Е. В. о перераспределении земельных участков.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.А.Турбина
Копия верна
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2022