дело № 2–194/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «12» февраля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Евтушенко Р.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о взыскании денежных средств,
установил:
Евтушенко Р.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее по тексту – администрация МО МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района) с заявлением о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> в счет компенсации разницы в площади предоставленного жилого помещения взамен ранее занимаемого, исходя из стоимости 1 кв.м жилой площади в Сыктывдинском районе равной <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> исковые требования Евтушенко Р.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания удовлетворены путем возложения на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить вне очереди Евтушенко Р.А. составом семьи пять человек на условиях договора социального найма жилое помещение в виде квартиры благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> и состоящей не менее, чем из трех комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. Вместе с тем <дата> администрацией муниципального района Евтушенко Р.А. предоставлено на условиях социального найма жилое помещение, площадь которой равна <данные изъяты>, что менее установленной решением суда на <данные изъяты>. Истцом указано, что при получении жилого помещения ее ввели в заблуждение и она, не находя оснований для недобросовестного поведения ответчика, не изучила документы на предмет площади предоставляемого жилья. При этом, о том, что жилое помещение меньшей площади, чем указано в решении Сыктывдинского районного суда от <дата>, она узнала лишь впоследствии из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. Ссылаясь на указанные обстоятельства и находя свое право нарушенным, истец обратилась с указанным заявлением в суд.
В судебном заседании истец Евтушенко Р.А. уточнила исковые требования, просила суд с учетом положений приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <дата> № взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» <данные изъяты> в счет денежной компенсации из-за разницы площадей жилых помещений.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Шамрикова А.И., уполномоченная соответствующей доверенностью, возражала заявленным истцом требованиям. В судебном заседании пояснила, что истец в досудебном порядке в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не обращалась, напротив, истцом было дано согласие на переселение, после чего договор социального найма и акт приема-передачи жилого помещения подписаны Евтушенко Р.А. без замечаний.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность предоставить вне очереди Евтушенко Р.А. составом семьи пять человек на условиях договора социального найма жилое помещение в виде квартиры благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> и состоящей не менее, чем из трех комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.
В целях исполнения вышеуказанного решения суда органом местного самоуправления Евтушенко Р.А. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, – общей площадью <данные изъяты>, составом семьи на пять человек на условиях социального найма. Договор № социального найма жилого помещения и акт приема – передачи вышеуказанного жилого помещения подписаны Евтушенко Р.А. <дата>.
Также в материалы гражданского дела ответчиком представлено заявление Евтушенко Р.А., датированное <дата>, в котором последняя дает согласие на свое переселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Расчет компенсации, о взыскании которой заявлено истцом, в размере <данные изъяты> произведен Евтушенко Р.А. на основании приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <дата> № «О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на IV квартал 2017 года, учитываемой для определения величины социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, предоставляемой отдельным категориям граждан в 2017 году за счет средств республиканского бюджета Республики Коми», согласно положению которого средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, учитываемой для определения величины социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (рублей), составляет <данные изъяты>, а также недостающей разницы по площади предоставленного жилого помещения площади ранее занимаемого жилого помещения, которая равна <данные изъяты>.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенной на него судебным постановлением обязанности по обеспечению истца и членов ее семьи благоустроенным жилым помещением установленной площади, и находя свои жилищные права нарушенными, истец обратилась в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положения статей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Гражданский кодекс РФ) и 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Жилищный кодекс РФ) предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.
Согласно ст. 14, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как указывалось выше, на основании судебного акта от <дата> у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возникла обязанность предоставить Евтушенко Р.А. благоустроенное жилое помещение, общая площадь которого не должна быть менее <данные изъяты>, вместе с тем, жилое помещение на условиях социального найма в рамках исполнения возложенной судом обязанности предоставлено семье Евтушенко Р.А. общей площадью <данные изъяты>, которое принято истцом без каких-либо претензий.
Разрешая спор, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы и возражения сторон, установив факт заключения <дата> между сторонами договора № социального найма, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истец, подписывая договор социального найма, выразила таким образом согласие с площадью предоставляемого ей жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу, что не противоречит действующему жилищному и гражданскому законодательству, и свидетельствует об исполнении ответчиком обязательства по предоставлению истцу жилья взамен аварийного.
Оснований считать права Евтушенко Р.А. нарушенными в виду предоставления жилого помещения меньшей площади, за защитой которых последняя обратилась в суд с требованиями о взыскании денежной компенсации, суд не усматривает.
Так, в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Ни гражданское, ни жилищное законодательство не предусматривают понуждения к заключению договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Сторона, заключившая договор под влиянием обмана или существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями, данными другой стороной, вправе вместо отказа от договора (п. 2 ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ) требовать признания договора недействительным (статьи 179 и 178 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст. 178 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел (п. 1).
Обращаясь с требованием об устранении нарушения прав, выразившихся в предоставлении органом местного самоуправления жилого помещения меньшей площадью, чем постановлено судебным актом, Евтушенко Р.А., не оспаривая условий договора социального найма, полагала возникшей при таких обстоятельствах обязанность администрации по денежной компенсации в размере стоимости недостающей площади предоставленного помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из смысла данных норм следует, что выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд считает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав как нанимателя жилого помещения.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из материалов дела следует, что договор № социального найма от <дата> и акт приема-передачи подписаны сторонами без каких-либо замечаний, жилое помещение принято истцом без каких-либо претензий.
Указанный договор социального найма в установленном законом порядке сторонами не оспорен, недействительным не признан.
Учитывая, что в соответствии с приведенными выше нормами права Евтушенко Р.А. имела возможность отказаться от заключения договора № социального найма от <дата>, однако таким правом не воспользовалась, с предложенным жилым помещением Евтушенко Р.А. согласилась, с требованиями об оспаривании договора не обращалась, что свидетельствует об исполнении ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований в рассматриваемом случае отсутствуют.
Кроме того, суд считает возможным отметить, что приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <дата> № применяется лишь при определения величины социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, предоставляемой отдельным категориям граждан в 2017 году за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а равно не может применяться при вышеуказанных спорных правоотношениях.
При указанных обстоятельствах, разрешая спор и определяя характер спорных правоотношений, суд, оценивая обстоятельства, имеющие значение для дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Евтушенко Р.А. исковых требований.
При этом суд полагает необходимым указать, что истец Евтушенко Р.А., желая получения рассматриваемой денежной компенсации, требований, направленных на оспаривание договора социального найма, признании незаконными действий органа местного самоуправления по предоставлению занимаемого ею в настоящее время жилого помещения, не заявила, тогда как последние могли явиться поводом для оценки судом действий администрации на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении истцу другого жилья в связи со сносом дома, а потому при действующем договоре социального найма, по убеждению суда, Евтушенко Р.А. избрала неверный способ защиты нарушенного, по убеждению истца, права, что, само по себе, исключает обоснованность ее рассматриваемого искового требования.
По приведенным мотивам суд находит несостоятельными и доводы истца о ее заболевании глаз, не позволяющем изучить предоставленные на подпись документы, в числе которых и подписанный истцом договор социального найма, поскольку условия последнего стороной истца не оспариваются, требования о признании договора социального найма недействительным не заявлено.
Учитывая положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд не находит правовых оснований для возмещения судебных расходов, понесённых истцом при подаче иска в виде уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ,
решил:
исковые требования Евтушенко Р.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о взыскании денежных средств в размере 302 039 рублей 40 копеек в счет компенсации разницы в площади предоставленного жилого помещения ранее занимаемому оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16.02.2018.
Судья Д.А. Колесникова