Решение по делу № 2-1100/2023 от 14.08.2023

Дело № 2-1100/2023

УИД 74RS0009-01-2023-001142-84                             

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2023 года, с. Аргаяш Челябинской области

    Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего Кулматовой Э.Ф.,

при секретаре Зайцевой А.В.,

с участием помощника прокурора Шаймардановой А.Х.,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис» о возложении обязанности заключить договор пользования акваторией водного объекта, организовать учет объема сбрасываемых сточных вод; принять предусмотренные законом меры по постановке на учет площадки очистных сооружений на р. Миасс в реестре программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис» о возложении обязанности заключить договор пользования акваторией водного объекта р. Миасс, организовать учет объема сбрасываемых сточных вод; принять предусмотренные законом меры по постановке на учет площадки очистных сооружений на р. Миасс в реестре программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Аргаяшского района с привлечением специалистов Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка соблюдения ООО «Жилтехсервис» требований природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что ООО «Жилтехсервис» ведется деятельность по забору, очистке и распределению воды, а также очистке сточно-бытовых вод на территории села Кулуево, около р. Миасс – очистные сооружения. В ходе проверки установлено, что у ООО «Жилтехсервис» отсутствует документация, подтверждающая право пользования водным объектом(р.Миасс), кроме того обществом не ведется учет объема сбрасываемых сточных вод. Также установлено, что общероссийский классификатор видов экономической деятельности ООО «Жилтехсервис» - 36.00 (забор, очистка и распределение воды). Производственная площадка очистных сооружений ООО «Жилтехсервис» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Однако, площадка очистных сооружений ООО «Жилтехсервис» в реестре программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не состоит как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Прокуратурой района по результатам проведённой проверки 16 марта 2023г. внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Также, постановлением № 70-2023 от 20 апреля 2023г. о назначении административного наказания, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Миляевой А.С. ООО «Жилтехсервис» привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей. Таким образом, до настоящего времени ООО «Жилтехсервис» по основаниям и в порядке, установленном Водным кодексом Российской Федерации, не приобретено право пользования поверхностным водным объектом –р. Миасс, не ведется учет сбрасываемых сточных вод, а также производственная площадка очистных сооружений не состоит как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Невыполнение ООО «Жилтехсервис» требований природоохранного законодательства в части не проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности влечёт за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Шаймарданова А.Х. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ФИО5 исковые требования признал частично. Пояснил, что очистные сооружения являются муниципальной собственностью, правоустанавливающие документы на объект отсутствуют, на очистные сооружения отсутствует техническая документация, что являлось препятствием для заключения договора водопользования. Работа ООО «Жилтехсервис» проводилась, они подали заявление о предоставлении водного объекта в пользование в Министерство промышленности Челябинской области в сентябре 2023 года

Выслушав объяснения помощника прокурора Шаймардановой Э.Х., представителя ответчика ФИО5, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьями 9, 11, 12, 13 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленном Водным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ).

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод (часть 3 статьи 11 ВК РФ).

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса; срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

В соответствии со статьями 1 и 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 69.2 ФЗ №7 объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; к объектам I, II, III и IV категорий относятся организации, осуществляющие деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более).

В силу пп. 30, 30-1 п. 8 Положения о Министерстве промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 08.08.2019 № 296, в соответствии с возложенными на него задачами Минпром выполняет функции, в том числе, предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Челябинской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование; заключает договоры водопользования в отношении водных объектов или их частей, находящихся в государственной собственности Челябинской области, или принимает решения о предоставлении таких водных объектов в пользование.

Во исполнение вышеуказанных норм и правил, хозяйствующий субъект при выбросе сточно-бытовых вод в водный объект обязано заключить договор водопользования.

В соответствии с п.2 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Аргаяшского района с привлечением специалистов Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка соблюдения ООО «Жилтехсервис» требований природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что ООО «Жилтехсервис» ведется деятельность по забору, очистке и распределению воды, а также очистке сточно-бытовых вод на территории села Кулуево, около р. Миасс – очистные сооружения. В ходе проверки установлено, что у ООО «Жилтехсервис» отсутствует документация, подтверждающая право пользования водным объектом (р.Миасс), кроме того обществом не ведется учет объема сбрасываемых сточных вод. Также установлено, что общероссийский классификатор видов экономической деятельности ООО «Жилтехсервис» - 36.00 (забор, очистка и распределение воды). Производственная площадка очистных сооружений ООО «Жилтехсервис» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Однако, площадка очистных сооружений ООО «Жилтехсервис» в реестре программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не состоит как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 09 марта 2023 года, проведенной помощником прокурора Аргаяшского района челябинской области Федейкиной Д.А.,заключением по результатам участия в мероприятиях, проводимых органами прокуратуры Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 марта 2023 года, объяснениями Еганшина А.Я. от 21 марта 2023 года, постановлением №70-2023 о назначении административного наказания от 20 апреля 2023 года, не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.

На момент рассмотрения дела ООО «Жилтехсервис» по основаниям и в порядке, установленном Водным кодексом Российской Федерации, не приобретено право пользования поверхностным водным объектом –р. Миасс, не ведет учет сбрасываемых сточных вод, а также производственная площадка очистных сооружений не состоит как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Невыполнение ООО «Жилтехсервис» требований природоохранного законодательства в части не проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности влечёт за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Срок, необходимый для устранения нарушений, не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис» не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор пользования акваторией водного объекта- р. Миасс с Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области; организовать учет объема сбрасываемых сточных вод;принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в Уральском межрегиональном управлении Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) площадки очистных сооружений на р. Миасс в реестр программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 года,судья:

Копия верна,судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу,судья:

2-1100/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Аргаяшского района Челябинской области
Ответчики
ООО "Жилтехсервис"
Другие
Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Судья
Кулматова Эльза Фасхитдиновна
Дело на странице суда
arg.chel.sudrf.ru
14.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2023Передача материалов судье
17.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее