Дело № 2-2183/2023
УИД: 52RS0001-02-2022-010656-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ДД.ММ.ГГГГ] [Адрес]
Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кокриной Н.А., с участием прокурора – ст. помощника прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода Космачевой Е.А., при секретаре судебного заседания Тарасовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Нижнего Новгорода к Черновой Е.Ю., Чернову А.Г. об определении выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности за муниципальным образованием, признании прекратившим право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Н.Новгорода обратилась в суд с иском к ответчикам Черновой Е.Ю., Чернову А.Г. о принудительном изъятии недвижимости для муниципальных нужд, выкупе жилого помещения, выселении. В обоснование заявленных требований указав, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «О признании многоквартирного дома [Номер] [Адрес] аварийным и подлежащим реконструкции», многоквартирный дом [Номер] [Адрес] признан аварийным и подлежащим реконструкции. Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в доме № [Номер] [Адрес] о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до [ДД.ММ.ГГГГ]. Установлен срок отселения - [ДД.ММ.ГГГГ]. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер]» внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «О признании многоквартирного дома [Номер] [Адрес] аварийным и подлежащим реконструкции», заменив в пункте 3 постановления слова «[ДД.ММ.ГГГГ]» словами «[ДД.ММ.ГГГГ]». Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в доме № [Номер] [Адрес] об изменении срока отселения, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до [ДД.ММ.ГГГГ].
Согласно выписке из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документах от [ДД.ММ.ГГГГ], Черновой Е.Ю. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес], кадастровый [Номер].
Согласно выписке из лицевого счета [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] на регистрационном учёте по адресу: [Адрес], состоит Чернов А.Г..
Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ] № [Номер] Черновой Е.Ю. предъявлено требование в срок до [ДД.ММ.ГГГГ], осуществить реконструкцию дома [Номер] [Адрес]
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме [Номер] [Адрес] земельный участок с кадастровым номером [Номер], занимаемый многоквартирным домом [Номер] [Адрес], находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме [Номер] [Адрес] изъят для муниципальных нужд. Объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном доме [Номер] [Адрес], указанные в приложении к постановлению администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер], изъяты для муниципальных нужд.
Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ] Исх[Номер] администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода в адрес Черновой Е.Ю., была направлена копия постановления администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме [Номер] [Адрес]».
Согласно договора купли-продажи комнаты от [ДД.ММ.ГГГГ], Чернова Е.Ю. приобрела (купила) в собственность комнату, находящуюся по адресу: [Адрес] и долю в праве собственности на общее имущество жилого дома. Цена за приобретаемую комнату и долю в праве собственности на общее имущество жилого дома установлена в размере 700 000 руб..
На основании вышеизложенного, исходя из того, что ответчик приобрел спорное жилое помещение в многоквартирном доме по договору купли-продажи от [ДД.ММ.ГГГГ] после признания многоквартирного дома №[Номер] [Адрес] аварийным и подлежащим сносу, выкупная стоимость жилого помещения не может превышать стоимость его приобретения. [ДД.ММ.ГГГГ] администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода в адрес ответчика были направлены: проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд; выписка с ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - многоквартирный дом №[Номер] [Адрес]; выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок), кадастровый [Номер]. Поскольку изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный дом, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, администрация [Адрес] полагает, что ответчик нарушает права, законные интересы и требования истца, препятствуя исполнению постановления администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме [Номер] [Адрес] в связи с чем администрация города Нижнего Новгорода вынуждена обратиться в суд.
Просили: определить размер равноценного возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: [Адрес] в сумме 700000 руб., с выплатой администрацией г.Нижнего Новгорода в пользу Черновой Е.Ю. размера возмещения на открытый на его имя банковский счет; прекратить право собственности Черновой Е.Ю., на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес] кадастровый [Номер]; возложить на Чернову Е.Ю., обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить администрации города Нижнего Новгорода ([Адрес], отдел по учету жилья и реализации жилищных программ) реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение; признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес] кадастровый [Номер]; признать Чернову Е.Ю., Чернова А.Г. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [Адрес] и выселить их из указанного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела, истец -администрация г.Нижнего Новгорода, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования, в окончательном варианте просили: определить размер равноценного возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: [Адрес] в сумме 1309500 руб., с выплатой администрацией г.Нижнего Новгорода в пользу Черновой Е.Ю. размера возмещения на открытый на его имя банковский счет; прекратить право собственности Черновой Е.Ю., на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес], кадастровый [Номер]; возложить на Чернову Е.Ю., обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить администрации города Нижнего Новгорода ([Адрес], отдел по учету жилья и реализации жилищных программ) реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение; признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес] кадастровый [Номер]; признать Чернову Е.Ю., Чернова А.Г. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [Адрес] и выселить их из указанного жилого помещения.
Представитель истца администрации города Нижнего Новгорода и третьего лица администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода - Петровская Ю.С., действующая по доверенностям, в судебном заседании исковые требования администрации города Нижнего Новгорода поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Ответчики Чернова Е.Ю., Чернов А.Г., представитель ответчика Черновой Е.Ю.– Елагин Н.А. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрение дела в свое отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования администрации г.Н.Новгорода о выселении подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, что следует из приведенных выше правовых норм.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Судом установлено, что жилое помещение - комната 7, площадью 13,1 кв.м., расположенная по адресу: [Адрес], на основании договора купли-продажи комнаты от [ДД.ММ.ГГГГ] принадлежит Черновой Е.Ю., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения (договор [ ... ], копия выписки из ЕГРН - [ ... ]
Согласно выписке из лицевого счета, выписке из домовой книги на регистрационном учете по данному адресу состоит Чернов А.Г. Ответчик Чернова Е.Ю. не зарегистрирована по спорному адресу.
В соответствии с постановлением исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода - [ФИО 1] за [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] «О признании многоквартирного дома [Номер] [Адрес] аварийным и подлежащим реконструкции», с учетом постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] за [Номер] «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер]», многоквартирный дом [Номер] [Адрес] признан аварийным и подлежащим реконструкции; администрации [Адрес] поручено в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в доме [Номер] [Адрес] о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до [ДД.ММ.ГГГГ]; установлен срок отселения – [ДД.ММ.ГГГГ] ([ ... ]
Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирного дома [Номер] [Адрес] земельный участок с кадастровым номером [Номер], занимаемый многоквартирным домом [Номер] [Адрес], находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме № [Номер] [Адрес] и объекты недвижимости, расположенные в указанном доме, в том числе комната [Номер] изъяты для муниципальных нужд [ ... ]
Настоящее постановление размещено в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород», на сайте администрации [Адрес] [ ... ]
Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ] исх.-[Номер] администрацией Автозаводского района г.Н.Новгорода в адрес собственника Черновой Е.Ю. была направлена копия постановления администрации города Нижнего Новгорода [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] «О признании многоквартирного дома [Номер] [Адрес] аварийным и подлежащим реконструкции», в том числе Черновой Е.Ю. предложено в срок до [ДД.ММ.ГГГГ] осуществить реконструкцию вышеуказанного дома ([ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ]. администрация Автозаводского района г.Н.Новгорода направила в адрес собственника Черновой Е.Ю. копию постановления [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме [Номер] [Адрес]» [ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ]. администрацией Автозаводского района г. Н. Новгорода направлен Черновой Е.Ю. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором размер возмещения за изымаемое недвижимое имущество был определен в сумме 700 000 рублей, исходя из стоимости квартиры, указанной в договоре купли-продажи от [ДД.ММ.ГГГГ]., а также были направлены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сведения из ЕГРН в отношении объектов недвижимости ([ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ] по заказу администрации города Нижнего Новгорода ООО «Новсистем Консалт» была проведена оценка изымаемого для муниципальных нужд объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: комната (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 22 кв.м., этаж 1, адрес объекта: [Адрес]
Согласно отчету [Номер] (МК[Номер]) об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: комната (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 13,1 кв.м., этаж 1, адрес объекта: [Адрес], выполненному ООО «Новсистем Консалт», размер возмещения составляет 1309500рублей, из которых: 1203000 руб. – рыночная стоимость аналогичного объекта; 106500 рублей – размер убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости ([ ... ]
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Исходя из приведенной правовой нормы, в случае, когда собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В ходе рассмотрения установлено, что [Адрес] включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер].
Как установлено судом выше, Черновой Е.Ю. был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, однако по настоящее время от собственника спорного жилого помещения ответ в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода не поступал.
В судебном заседании установлено, что выкупная цена сторонами определена не была. В настоящее время между сторонами имеется спор только по размеру выкупной стоимости жилых помещений, Чернова Е.Ю. согласна на выплату ей выкупной стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЖК РФ - жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Как указал в п.п. «и» п. 20 Верховный суд РФ в Постановлении Пленума «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 г. N 14 - требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Следовательно, в силу ст. 32 ЖК РФ муниципальные органы имеют право обратиться в суд с иском об определении выкупной цены, и выселении собственников из принадлежащего им жилого помещения, изымаемого для муниципальных нужд, в случае отказа собственника жилого помещения, изымаемого для муниципальных нужд.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 г. N 14 указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
В судебном заседании установлено, что выкупная цена сторонами определена не была и соглашение о предоставлении собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения между сторонами не достигнуто, поскольку истец такого соглашения заключить ответчику не предлагал.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был признан аварийным, включен в областную адресную программу Переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, собственники по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. ст. 56, 57 ГПК РФ суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, предлагает сторонам на обсуждение, даже если они на них не ссылались, оказывает содействие сторонам в предоставлении дополнительных доказательств и распределяет бремя доказывания между сторонами.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как указывалось, ответчиком был получен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором указано, что стороны пришли к соглашению о размере возмещения за изымаемую недвижимость в сумме 700000 руб.
Судом установлено, что собственник выбрала способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путём получения выкупной цены.
Однако, между сторонами не достигнуто соглашение относительно размера выкупной цены, что явилось основанием для обращения в суд с иском.
Не согласившись с размером выкупной цены за спорное жилое помещение, ответчиком Черновой Е.Ю. было заявлено ходатайство о назначении по делу экспертизы с целью определения рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
Определением Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от [ДД.ММ.ГГГГ]. была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости возмещения.
Согласно заключения эксперта [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], проведенного ООО « Альфа», рыночная стоимость возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес] в том числе, с учетом компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, с учетом рыночной стоимости придомового земельного участка с кадастровым номером [Номер] пропорциональной размеру общей площади жилого помещения, с учетом убытков, причиненных изъятием жилого помещения составляет 1367851 рублей ( [ ... ]
Оценивая представленный истцом в дело отчёт об оценке стоимости изымаемого жилого помещения, суд считает необходимым руководствоваться заключением судебной экспертизы в связи со следующим.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009 №14 указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Как разъяснено в абз. 3 пп. «и» п. 20 Постановления № 14, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Оценив представленные суду доказательства, в совокупности с доводами сторон, суд приходит к выводу о том, что отчет, представленный администрацией г.Н.Новгорода является недостоверным и не может быть положен в основу решения суда, поскольку сравнивая стоимость спорной квартиры, цену, указанную в отчете, суд находит заниженной.
В то же время заключение судебной экспертизы ООО «Альфа» представляет собой полные и последовательные ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, имеющим соответствующее образование, специальность и стаж работы, необходимый для производства данного вида работ. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Таким образом, суд применяет за основу при принятии решения заключение ООО «Альфа» как наиболее соответствующее сложившимся рыночным ценам на изымаемое имущество, в нем полно отражена стоимость спорного имущества, с учётом убытков.
Принимая во внимание положения ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то обстоятельство, что соглашение относительно выкупной стоимости не достигнуто, установленная обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника администрацией г.Н.Новгорода была соблюдена, суд приходит к выводу о том, что размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, с учетом выводов заключения судебной экспертизы ООО «Альфа» составит для ответчика 1367851 руб. Суд считает, что с учётом необходимости защиты жилищных прав, установление указанного возмещения, не является нарушением части 3 статьи 196 ГПК РФ.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку судом спорное жилое помещение изымается для муниципальных нужд, то подлежат удовлетворению исковые требования администрации города Нижнего Новгорода о прекращении права собственности Черновой Е.Ю. на [Адрес], кадастровый [Номер], что является следствием прекращения права пользования Черновой Е.Ю., Черновым В.Г. указанным помещением и для выселения из данного жилого помещения.
Поскольку судом взыскивается в пользу собственника жилого помещения возмещение за жилое помещение, изымаемое для муниципальных нужд, то подлежат удовлетворению исковые требования истца - администрации города Нижнего Новгорода о прекращении права собственности Черновой Е.Ю. на [Адрес]; признании за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» права собственности на жилое помещение – [Адрес]
Таким образом, прекращается и право пользования Черновой Е.Ю., Чернова А.Г. [Адрес], на основании ст.35 ЖК РФ они подлежат выселению из указанного жилого помещения.
Поскольку судом взыскивается в пользу собственника жилого помещения возмещение за жилое помещение, изымаемое для муниципальных нужд, то подлежат удовлетворению исковые требования истца - администрации города Нижнего Новгорода о прекращении права собственности Черновой Е.Ю. на [Адрес]; признании за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» права собственности на жилое помещение – [Адрес].
Таким образом, прекращается и право пользования Черновой Е.Ю., Черновым А.Г., [Адрес], на основании ст.35 ЖК РФ они подлежат выселению из указанного жилого помещения.
С целью своевременного исполнения администрацией обязательств по выплате в пользу Черновой Е.Ю., недопущения затягивания исполнения судебного акта, суд считает необходимым возложить на Чернову Е.Ю. обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить администрации города реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещения.
Ответчиком Черновой Е.Ю. понесены расходы по оплате за проведение экспертизы в размере 40000 рублей, что подтверждается представленным судом счетом на оплату и чеком.
Определением суда о назначении по делу судебной экспертизы оплата была возложена на ответчика Чернову Е.Ю.
При тех обстоятельствах, что в основу судебного решения положены результаты судебной экспертизы, опровергающие выводы истца администрации города Нижнего Новгорода, суд в соответствии со ст.98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с администрации города Нижнего Новгорода в пользу Черновой Е.Ю. расходы по оплате за экспертизу в размере 40000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Нижнего Новгорода к Черновой Е.Ю., Чернову А.Г. об определении выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд недвижимого имущества, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности за муниципальным образованием, признании прекратившими право пользования жилым помещением и выселении, - удовлетворить частично.
Определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенного по адресу: [Адрес] в сумме 1367851 рубль с выплатой администрацией города Нижнего Новгорода на открытый на имя Черновой Е.Ю., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, банковский счет.
Прекратить право собственности Черновой Е.Ю., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес], кадастровый [Номер].
Признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на жилое помещение, расположенное по адресу: [Адрес], кадастровый [Номер].
Обязать Чернову Е.Ю., (дата рождения: [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, паспорт [Номер]) в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить администрации города Нижнего Новгорода (603004, [Адрес] в отдел по учету жилья и реализации жилищных программ администрации [Адрес]) реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признать Чернову Е.Ю. (дата рождения: [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, паспорт [Номер]), Чернова А.Г. (дата рождения: [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, [Номер]), прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [Адрес]
Выселить Чернову Е.Ю. (дата рождения: [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, паспорт [Номер]), Чернова А.Г. (дата рождения: [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, паспорт [Номер]), из жилого помещения, расположенного по адресу: [Адрес]
В остальной части исковых требований администрации города Нижнего Новгорода к Черновой Е.Ю. об определении выкупной стоимости недвижимого имущества -отказать.
Взыскать с администрации города Нижнего Новгорода (ИНН [Номер]) в пользу Черновой Е.Ю. расходы по оплате за экспертизу в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Кокрина Н.А.