Дело № 2а-1214/2020
55RS0006-01-2020-001270-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года город Омск
Судья Советского районного суда города Омска Писарев А.В., рассмотревв порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к Семенову Михаилу Александровичу о взыскании пеней по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому АО г. Омска обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в обоснование требований указав, чтоСеменов М.А., .... (№), состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому АО г. Омска.
ИФНС России по Советскому АО г. Омска налогоплательщику Семенову М.А. направлены требования № № от 12.02.2018, № № от 30.01.2019 об уплате задолженности по налогам и пени. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.
На основании заявления ИФНС России по Советскому АО г. Омска мировым судьей судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске вынесен судебный приказ № 2а-4467/2019 от 14.10.2019 о взыскании задолженности по налогам и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске от 08.11.2019 указанный судебный приказ отменен.
Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с Семенова М.А. пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 4 рублей за период с 02.12.2017 по 11.02.2018, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 138,69 рублей за периодс 04.12.2018 по 29.01.2018, на общую сумму 142,69 рубля (л.д. 3).
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о принятии административного искового заявления и подготовке дела к рассмотрению с указанием на возможность разрешения спора в порядке упрощенного (письменного) производства. Указанное определение 14.05.2020 было возвращено в связи с неудачной попыткой его вручения Семенову М.А. и истечением срока хранения (л.д. 25). Возражений относительно порядка рассмотрения административного иска суду не представлено.
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства с установлением сроков для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений. Указанное определение 01.06.2020 было возвращено в связи с неудачной попыткой его вручения Семенову М.А. и истечением срока хранения (л.д. 35)., возражений относительно предмета рассмотрения и существа заявленных административных исковых требований суду не представлено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Поскольку административным истцом в административном исковом заявлении заявлена общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям, которая не превышает двадцать тысяч рублей, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенныев соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявлениео взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), заявлениео взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у Семенова М.А. по состоянию на дату составления административного искового заявления пени по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы.
Из материалов дела следует, что в требовании № № от 30.01.2019 установлен срок для уплаты налога (недоимка по налогу 9488,00 рублей, пени 138,69 рублей) – до 26.03.2019 (л.д. 5), в требовании № № от 12.02.2018 установлен срок для уплаты налога (недоимка по налогу 3000,00 рублей, пени 109,86 рублей) – до 23.03.2018 (л.д. 9).
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Таким образом, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срок следует исчислять по каждому требованию в отдельности, поскольку общая сумма налога в каждом из требований превышает 3000 рублей.
Так, налоговому органу с заявлением о взыскании суммы налога и пени, указанной в требовании № № от 30.01.2019, следовало обратиться к мировому судье не позднее 26.09.2019, о взыскании суммы налога и пени, указанной в требовании № № от 12.02.2018, – не позднее 23.09.2018.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Семенова М.А. задолженности по налогам и пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске 09.10.2019(дело № 2а-4467/2019 л.д. 1), т.е. за пределами установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
ИФНС по Советскому АО г. Омска в суд с ходатайством о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с административным иском, не обращались.
Поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и порядке принудительного взыскания налогов.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на своевременное взыскание обязательных платежей и санкций, а также права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Учитывая первоначальную дату обращения административного истца с заявлением к мировому судье, срок для принудительного взыскания налога явно пропущен, указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к Семенову Михаилу Александровичуо взыскании пеней по транспортному налогу за 2016 год, 2017 год отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Писарев