Дело № 5-19/2022
70RS0012-01-2022-000146-87
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
с. Бакчар Томской области 27 апреля 2022 года
Судья Бакчарского районного суда Томской области Корнеева Т.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Зотовой А.В., <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
В отношении ИП Зотовой А.В. 19.01.2022 участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Бакчарскому району Ч.Д.Е. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который вместе с материалами дела об административном правонарушении направлен в Бакчарский районный суд Томской области.
В судебном заседании Зотова А.В. пояснила, что изложенное в протоколе не оспаривает.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу, административного правонарушения, расширение которого недопустимо и ухудшает положение этого лица (аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда РФ от 09.04.2021 № 18-АД21-9-К4, от 28.01.2022 № 86-АД21-5-К2).
Протоколом об административном правонарушении серии 700952022 №000036 от 19.01.2022 ИП Зотовой А.В. вменено то, что она 19.01.2022 около 14.28 час в помещении магазина-бара «Сегодня можно», расположенного по адресу: <адрес>, допустила невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по защите работающего персонала и посетителей от заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при возникновении угрозы распространения указанного заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: не обеспечила наличие и постоянную работу устройства для обеззараживания воздуха, чем нарушила требования п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, в редакциях, действовавших в момент совершения указанного правонарушения, и требования ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Действия ИП Зотовой А.В. квалифицированы по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, то есть конкретных требований законодательства в указанной сфере.
Диспозиция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации.
В случае выявления фактов нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, данные нормы должны быть приведены в протоколе об административном правонарушении. В противном случае описание вменяемого административного правонарушения нельзя признать соответствующим требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не будет содержать состав административного правонарушения.
Из указанного выше протокола следует, что действия ИП Зотовой А.В. нарушают требования п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, и требования ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В пункте 4.4 СП 3.1.3597-20 (в редакции по состоянию на 13.01.2022) перечислены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции.
Вместе с тем, указанный пункт санитарно-эпидемиологических правил не содержит императивных требований к индивидуальным предпринимателям, предписывающих им обеспечить наличие и постоянную работу устройства для обеззараживания воздуха.
Не содержат перечисленных требований и положения ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые также носят бланкетный характер.
Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не учтено следующее.
Разделом IV «Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19» Санитарных правил предусматривается, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1).
Пункт 4.4 указанного раздела Санитарных правил определяет мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым отнесено обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что обозначенные в данном разделе, в том числе в п.4.4., мероприятия должны осуществляться не индивидуальными предпринимателями, а территориальными органам Роспотребнадзора и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (аналогичная позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 № АКПИ21-78).
Таким образом, ссылка на п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также на ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не свидетельствует о выполнении установленных требований при описании состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Фактически в протоколе об административном правонарушении состав административного правонарушения не содержится, поскольку при указании допущенного, по мнению должностного лица, нарушения не приведены нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за нарушение и невыполнение которых предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Из анализа п.4.1, п.4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что они не возлагают на индивидуальных предпринимателей каких-либо обязанностей, в связи с чем, не предполагают возможности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, согласно письму Роспотребнадзора от 21.10.2020 № 02/21655-2020-32 «Об обеззараживании воздуха в помещениях» выбор технологий и оборудования осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно с учетом необходимого режима применения (длительно или кратковременно, в присутствии или в отсутствие людей), объема помещений, эксплуатационных и других характеристик, наличия оборудования на рынке. При возможности, альтернативной мерой, направленной на снижение уровня микробной обсемененности, является регулярное проветривание помещений с естественной вентиляцией (каждые 2 часа), что также предусмотрено санитарно-эпидемиологическими требованиями и рекомендациями. Право использовать тот или иной способ обеззараживания воздуха для обеспечения эпидемиологического благополучия помещений, используемых при осуществлении деятельности зданий и сооружений, остается за хозяйствующими субъектами. Положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
Нарушение иного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в протоколе об административном правонарушении ИП Зотовой А.В. не вменялось.
При таких обстоятельствах инкриминируемое ИП Зотовой А.В. деяние, не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ (аналогичная позиция изложена в Постановлениях Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 № 16-455/2021, от 08.09.2021 № 16-5957/2021).
Обязанность по доказыванию виновности лица в совершении административного правонарушения, а также выяснению обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, лежит на должностном лице, уполномоченном составлять протоколы об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при рассмотрении дела не установлено и доказательств, подтверждающих совершение ИП Зотовой А.В. правонарушения 19.01.2022 в 14.28 час.
Так, сообщение КУСП не содержит каких-либо сведений относительно вмененного правонарушения. Объяснения Зотовой А.В. также не содержат доказательств, подтверждающих, что правонарушение совершено в указанное в протоколе время.
При этом как следует из протокола осмотра помещения от 19.01.2022, приложенным к нему фотографий, осмотр помещения указанного объекта начат в 17.15 час, окончен в 17.30 час. В протоколе констатировано только отсутствие бактерицидной лампы, сведений об отсутствии иных «устройств для обеззараживания воздуха» в помещении кафе, указанный протокол не содержит. Сведения в протоколе об административном правонарушении о времени правонарушения 14.28 час противоречат содержанию протокола осмотра помещения, начатого в 17.15 час.
Учитывая отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░