Решение по делу № 33-6784/2024 от 18.09.2024

г. Сыктывкар УИД: 11RS0004-01-2022-004074-96

              Дело № 2-1071/2024 (№33-6784/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Константиновой Н.В., Харманюк Н.В.

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 07 октября 2024 года дело по апелляционной жалобе ФИО14 на решение Печорского городского суда Республики Коми от 17 июля 2024 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО14 к Военному комиссариату г.Печора и Печорского района Республики Коми, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, возложении обязанности принять документы и выдать удостоверение, оставить без удовлетворения,

заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения истца ФИО14, её представителя Шимлых В.Н., представителя ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» Петкова С.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО14 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату г.Печора Республики Коми, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, возложении обязанности принять документы и выдать удостоверение. В обоснование заявленных требований указала, что ее супруг ФИО7, проходивший военную службу в должности ..., находился на лечении в ФГКУ «...» с 11.11.2012, где умер 05.12.2012. Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации № 35 от 25.01.2013, смерть ФИО7 наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. 25.09.2022 истец обратилась в Военный комиссариат г.Печора и Печорского района Республики Коми с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы соответствующего образца – меры социальной поддержки для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. Письмом от 25.10.2022 № 6192 заместитель военного комиссара Республики Коми уведомил истца об отказе в выдаче такого удостоверения, с указанием на то, что ФИО14 не относится к кругу лиц, определенному статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», на которых распространяются социальные гарантии государства, поскольку смерть ФИО7 наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, факт его непосредственного участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач, не подтвержден. Истец полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку, в силу положений подпункта «з» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно, а потому, она имеет право на получение удостоверения соответствующего образца о праве на льготы для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, как предусмотрено пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании истец ФИО14 и ее представитель адвокат Шимлых В.Н., действующая на основании ордера, на исковых требованиях настаивали.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» Шулыгин С.А. и Петков С.Ю., представляющий также интересы третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, действующие на основании соответствующих доверенностей, исковые требования не признали.

Судом вынесено приведённое выше решение, об отмене которого просит ФИО14, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В суде апелляционной инстанции истец и её представитель на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле и извещённых надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО14 является вдовой ФИО7, проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности старшины роты обеспечения войсковой части <Номер обезличен>, имел воинское звание «...».

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 25.01.2013 <Номер обезличен> ФИО7, в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 34 Положения о прядке прохождения военной службы исключен с 06.12.2012 из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью. Умер <Дата обезличена> от .... Смерть наступила в период прохождения воинской службы, связана с исполнением обязанностей воинской службы.

С 11.11.2012 ФИО7 находился на лечении в федеральном государственном бюджетном учреждении «...» Министерства обороны Российской Федерации, где 05.12.2012 умер от заболевания, что следует из справки данного учреждения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Заключением Центральной военно-врачебной комиссии федерального государственного казенного учреждения «...» Министерства обороны Российской Федерации от 18.04.2013 № 45-И, заболевание ФИО7: «...», приведшее к его смерти <Дата обезличена> признано полученным в период военной службы.

25.09.2022 ФИО14 обратилась в военный комиссариат г. Печора и Печорского района Республики Коми с заявлением о выдаче ей в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» удостоверения соответствующего образца о праве на льготы для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.

На указанное обращение заместителем военного комиссара Республики Коми дан ответ № 6192 от 25.10.2022, которым разъяснено, что выдача удостоверения членам семей лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, осуществляется на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач. Поскольку на основании личного (пенсионного) дела военнослужащего, смерть старшего прапорщика ФИО7 наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, факт его непосредственного участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач не подтверждается, ФИО14 отказано в выдаче удостоверения, в связи с тем, что она не относится к указанному в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» кругу лиц, на которые распространяются социальные гарантии государства.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от 13.02.2023 признан незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» в выдаче ФИО14 удостоверения о праве на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», на ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» возложена обязанность выдать ФИО14 удостоверение о праве на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» как супруге (вдове) военнослужащего, умершего (погибшего) при исполнении обязанностей военной службы. Исковые требования ФИО14 к Военному комиссариату города Печора и Печорского района Республики Коми оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2023 решение Печорского городского суда Республики Коми от 13.02.2023 оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2024 решение Печорского городского суда Республики Коми от 13.02.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.05.2023 и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 по делу <Номер обезличен> Печорского городского суда Республики Коми отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Разрешая исковые требования ФИО14, суд проанализировал положения Федерального закона «О ветеранах», и исходя из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ФИО7 принимал участие в боевых действиях, согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» и ему присвоено звание «Ветеран боевых действий», пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Также суд не усмотрел оснований для вывода о том, что смерть ФИО7 связана с прохождением военной службы.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается и оснований для его отмены не усматривает, с учётом следующего.

Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).

В числе мер социальной поддержки в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» названы, в частности, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»); компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»); при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации (подпункт 12 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (подпункт 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О ветеранах»).

Единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 519.

В целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (далее - причинная связь увечий, заболеваний) проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой на дату вынесения заключения военно-врачебной комиссии от 18.04.2013 в отношении военнослужащего ФИО7 была регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 №123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

В силу подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.

Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд (пункт 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма» и «заболевание получено в период военной службы». Данный перечень является исчерпывающим.

В абзаце втором подпункта «а» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой «военная травма», если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

По смыслу подпункта «б» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определяет как перечень мер социальной поддержки, так и круг лиц, на которых распространяются такие меры социальной поддержки, а также условия их предоставления. К числу этих лиц названный закон относит членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Реализация мер социальной поддержки такой категорией граждан осуществляется при предъявлении ими удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Таким образом, правовое значение для решения вопроса о наличии у членов семей умерших военнослужащих права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, имеет факт гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). При этом определение причинной связи увечий, заболеваний военнослужащих, приведших к смерти военнослужащих, с прохождением ими военной службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, которая при наличии причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, с прохождением ими военной службы выносит заключение о причинной связи с формулировкой «военная травма». Заключение военно-врачебной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

Суд первой инстанции при разрешении исковых требований ФИО14 о признании незаконным отказа военного комиссариата Республики Коми в выдаче ей удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, приведенные нормативные положения к спорным отношениям применил правильно.

Согласно имеющемуся в деле заключению военно-врачебной комиссии от 18.04.2013 причинная связь заболевания ФИО7, приведшего к его смерти <Дата обезличена>, определена в формулировке «заболевание получено в период военной службы», а не в формулировке «военная травма».

При таких обстоятельствах ФИО7 не мог быть отнесён, и соответственно, его супруга не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

Доводы апелляционной жалобы, в которых выражено несогласие с заключением военно-врачебной комиссии не могут быть приняты во внимание, так как законность этого заключения в установленном порядке истцом не оспорена, заключение недействительным не признано.

Доводы представителя истца о необходимости истребовать личное дело ФИО14 основанием к отмене решения суда не являются, так как истец, являясь членом семьи умершего военнослужащего вправе знакомиться с его личным делом и получать соответствующую информацию о периодах и месте службы её супруга, что подтверждается представленными истцом доказательствами, в том числе о послужном списке ФИО7

Кроме того, само личное дело, по мнению судебной коллегии, не может являться основанием для иных выводов об обстоятельствах смерти ФИО7 с учётом того, что Центральной военно-врачебной комиссией заключение о причинах смерти дано на основании медицинских документов.

Доказательств участия ФИО7 на территориях ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, установленных приложением к Федеральному закону «О ветеранах» материалы дела также не содержат.

Обнаруженное истцом удостоверение участника боевых действий, выданное ФИО7 на территории Украины, не позволяет идентифицировать дату его выдачи, а также установить обстоятельства, в связи с которыми супругу истца было выдано указанное удостоверение (на какой территории участвовал в боевых действиях, в какой период и т.д.).

Доводы представителя истца о наличии у умершего ФИО7 удостоверения «ветеран военной службы» также не свидетельствуют об обоснованности исковых требований, поскольку меры социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и члены семей умерших ветеранов военной службы в названной норме не поименованы.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые обстоятельства судом установлены верно, представленным доказательствам дана всесторонняя и объективная оценка, нормы материального права применены правильно, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Печорского городского суда Республики Коми от 17 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО14, - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 09 октября 2024 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-6784/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Митягина Светлана Александровна
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Республики Коми
Военный комиссариат города Печора и Печорского района Республики Коми
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Шимлых Вера Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
26.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Судебное заседание
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Передано в экспедицию
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее