№2-1212/2018

решение

Именем Российской Федерации

23 марта 2018 г.                                        г.Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,

при секретаре Курмакаевой А.К.,

с участием помощника прокурора Волжского района г.Саратова Батуровой Д.Д.,

истца Аксеновой С.В.,

представителя ответчика Куликовой В.А.,

представителя третьего лица Тупикова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Волжского района г.Саратова в интересах Аксеновой СВ к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Волжского района г.Саратова обратился в суд в интересах Аксеновой С.В. с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что Аксенова С.В на условиях социального найма проживает в <адрес>, расположенной в жилом <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу. Аксенова С.В. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Однако вопрос об отселении и предоставлении ей жилого помещения не решен до настоящего времени. Просил суд обязать администрацию предоставить Аксеновой С.В. жилое помещение по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому (не менее 16,6 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова.

В судебном заседании помощник прокурора Волжского района г.Саратова Батурова Д.Д. и истец Аксенова С.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Представители ответчика Куликова В.А. и третьего лица Тупиков В.С. иск не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, как заявленных преждевременно, поскольку действующим законодательством не установлен срок для отселения граждан из аварийных домов, не установлен такой срок и в распоряжении о признании жилого дома непригодным для проживания.

Иные лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в суд не явились.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке) пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.1, 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако, и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, – реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Аксенова С.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, –одной комнаты в <адрес>, жилой площадью 16,6 кв.м, по адресу: <адрес>, находящейся в коммунальной квартире.

Как следует из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему иные лица, помимо нанимателя Аксеновой С.В., в жилое помещение не вселены.

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> (лит.Б, Б1, б2, б2) по <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании технического отчета ООО "ЛабораторияНезависимой Судебной Экспертизы" от 2016 года, согласно которому основные конструкции жилого дома в соответствии с СП 13-102-2003 находятся в недопустимом техническом состоянии, исходя из года постройки здания (ранее 1917 года), технического состояния конструкций и здания в целом, характеризующегося снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, существует опасность пребывания людей и сохранность оборудования.

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" -р от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, лит.ББ1" указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Волжского района г.Саратова и Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном помещении на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого.

Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств того, что для этого предпринимались какие-либо меры.

Кроме того, Аксенова С.В. иного жилья, пригодного для проживания не имеет.

Также суд учитывает, что Аксенова С.В. составом семьи один человек признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается распоряжением администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" от 16.01.2018 №8, из которого также следует, что Аксенова С.В. признана малоимущеей Управлением по труду и социальному развитию администрации муниципального образования "Город Саратов"

С учетом изложенного, принимая во внимание объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что
Аксенова С.В. имеет право на предоставление ей вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 №6а "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении площади предоставляемого жилого помещения суд руководствуется сведениями о площади жилого помещения, содержащимися в технической документации, в том числе экспликации по <адрес>, поскольку в нем содержится информация о площади жилого помещения. Указанная квартира является коммунальной, общей площадью 44,5 кв.м, из которых жилая – 28,1 кв.м, подсобная – 16,4 кв.м.

Аксенова С.В. занимает комнату данной квартиры жилой площадью 16,6 кв.м, что составляет 59% от общей жилой площади коммунальной квартиры. Таким образом, общая площадь, занимаемая Аксеновой С.В. в коммунальной квартире, с учетом доли площади мест общего пользования коммунальной квартиры составляет 26,28 кв.м (16,6 кв.м. + 16,4 кв.м * 59%).

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 26,28 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 26,28 ░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░

2-1212/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксенова С.В.
Аксенова Светлана Викторовна
Прокуратура Волжского района
Ответчики
Администрация Волжского района г. Саратова
Администрация МО Город Саратов
Другие
КУИ города Саратова
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
21.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2018Передача материалов судье
26.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018Судебное заседание
23.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее