Решение по делу № 2-174/2024 от 29.05.2024

Дело № 2-174/2024

УИД: <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2024 г. село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Лиджиева М.А.,

при секретаре - Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пивоваровой <данные изъяты>, Бадминовой <данные изъяты>, Собкало <данные изъяты> к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. обратились в суд с указанным исковым заявлением к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту Администрация Яшалтинского РМО РК, Администрация) мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> Пивоваровой Л.В. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> часть указанного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Бадминова М.А. является собственником квартиры <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., Собкало В.И. является собственником квартиры <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в указанном жилом доме. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> жилой дом признан не пригодным для проживания. Постановлением Администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ истцы поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 51 ЖК РФ. Однако, до настоящего времени орган местного самоуправления бездействует, истцы жильем не обеспечены. Согласно ответам администрации предоставление им жилых помещений будет обеспечено в порядке очередности постановки на учет. Вместе с тем, поскольку их единственное жилье признано непригодным для проживания, они полагают, что имеют право на получение жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят суд возложить обязанность на Администрацию Яшалтинского РМО РК предоставить каждой Пивоваровой Л.В., Бадминовой М.А., Собкало В.И. вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение в границах населенного пункта село Яшалта Республика Калмыкия общей площадью не менее нормы предоставления, установленного органом местного самоуправления.

Пивоварова Л.В., действующая в своих интересах и интересах Бадминовой М.А. по доверенности, Собкало В.И. просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Яшалтинского РМО РК по доверенности Шаринов А.А. просил в удовлетворении иска отказать, так как полагает, что истцы не имеют право на внеочередное предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку уполномоченным органом решение о признании Пивоваровой Л.В., Бадминовой М.А. и Собкало В.И. малоимущими не принималось. Кроме того, в <данные изъяты> истцам межведомственной комиссией рекомендовано произвести капитальный ремонт жилого дома, данные требования ими выполнены не были. Жилое помещение, пришло в непригодность по причине не проживания более 8 лет в указанном жилом доме собственников, отсутствие отопления в зимний период времени.

Суд, выслушав, лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого, иметь жилище (часть 1 статьи 40 Конституции РФ).

Положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений пунктов 3,4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Он обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, Пивоварова Л.В., Бадминова М.А. и Собкало В.И. являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>

Пивоваровой Л.В. (ранее <данные изъяты>) на праве собственности принадлежит <данные изъяты> часть жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (копия свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> <данные изъяты>; сведения ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

Бадминова М.А. на праве собственности принадлежит квартира с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (копия свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>; сведения ЕГРН от <данные изъяты> <данные изъяты>).

По сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Собкало В.И. является собственником квартиры <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>.м, расположенной по адресу: <адрес>

Иных сведений, свидетельствующих о наличии иного жилого помещения в собственности истцов, в материалах дела не имеется.

Исковое заявление истцы обосновывают тем, что поскольку они являются собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, у них возникло право в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 42 указанного Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям (Пункт 47 Положения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ единственное жилое помещение, собственником которого является гражданин, должно быть признано в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции неподлежащим.

Согласно выводам заключения эксперта ООО «Экспертиза Калмыкии» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> степень повреждения жилого дома по адресу: <адрес> сильное, снижение несущей способности – 25-50 %, техническое состояние дома недопустимое. Техническое состояние строительных конструкций не соответствует требованиям действующего законодательства, возникает угроза причинения вреда жизни или здоровью проживающих в нем людей и третьих лиц. Жилой дом не пригоден для проживания, проведение ремонтных работ не целесообразно. Имеет процент физического износа 64%, который соответствует оценке здания как «ветхое»

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Заключения судебной экспертизы, проведенной экспертами ООО «Экспертиза Калмыкии» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сторонами не оспаривались, составлены экспертами, имеющим необходимую квалификацию и стаж работы, является полным, научно обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять заключению экспертиз у суда оснований не имеется.

При таких обстоятельствах, суд в данном случае не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы.

В силу требований части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> с учетом акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> межведомственной комиссией по результатам неоднократных обследований жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что фундамент жилого дома бетонный. Цоколь кирпичный, оштукатуренный. Наблюдаются трещины, следы увлажнения. Отмостка бетонная, местами имеет разрушения и трещины, местами отсутствует. Несущие наружные и внутренние стены жилого дома щитовые облицованные кирпичом. В некоторых квартирах наблюдается отслоение отпадение внутренней штукатурки стен, карнизов и перемычек, увлажнение стен. Намокание, плесень и грибок наблюдаются на большей части наружной поверхности стен. Пол дощатый по деревянным лагам по деревянным лагам, местами наблюдается просадка конструкций пола, в некоторых квартирах местами отсутствует. Перекрытия – деревянные утепленные. Местами имеют прогибы. Потолок выполнен из асбестовых листов. Обнаружены просветы и прогибы в отдельных местах, отставание и трещины листов. Кровля двухскатная из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке и деревянной стропильной системе. Имеются незначительные разрушения кровельного материала. Деревянные конструкции местами имеют прогибы. Заполнение оконных и деревянных проемов (двери и окна) жилого дома деревянные, частично ПВХ. Местами оконные проемы рассохлись, покоробились, часть приборов отсутствует. Состояние несущих конструкций здания в удовлетворительном состоянии.

На основании указанного акта межведомственная комиссия Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пришла к заключению, что жилой дом по адресу: <адрес> не пригоден для постоянного проживание, требует капитального ремонта (признать аварийным не представляется возможным, ввиду не исполнения жильцами дома рекомендаций и заключения межведомственной комиссии, согласно акта обследования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом выводов указанного заключения межведомственной комиссии Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. обратились в администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия с заявлениями о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма (Бадминова М.А. и Пивоварова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, Собкало В.И. ДД.ММ.ГГГГ л.д <данные изъяты>).

По результатам рассмотрения заявлений истцов постановлением первого заместителя главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 1 статьи 51 ЖК РФ.

Из содержания указанного постановления следует, что основанием для признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма явилось их проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ).

Распоряжением администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> утверждены списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно которым Пивоварова Л.В., Бадминова М.А. и Собкало В.И. числятся в списке граждан, состоящих на очереди для получения жилья под номерами <данные изъяты> (Бадминова М.А.), <данные изъяты> (Пивоварова Л.В.), <данные изъяты> (Собкало В.И.) по дате подачи заявления о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ, а также в списке граждан, состоящих на внеочередной очереди получения жилья под номерами <данные изъяты> (Бадминова М.А.), <данные изъяты> (Пивоварова Л.В.), <данные изъяты> (Собкало В.И.) по дате подачи заявления о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что данные списки, утверждены распоряжением, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ, на момент вынесения которого у истцов не возникло правовых оснований для постановки на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку постановка на учет в соответствии с действующим жилищным законодательском носит заявительный характер, в тоже время заявление ими подано только в ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо документов, подтверждающих внесение изменений в указанное распоряжение органа местного самоуправления, материалы дела не содержат, сторонами суду не представлено.

Таким образом, включение истцов в указанные списки лиц, утвержденные вышеназванным распоряжением ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют дате подачи ими заявления и принятия уполномоченным органом решения о постановке истцов на учет, что вызывает сомнение в достоверности указанного списка и внесения указанных лиц в список путем его дополнения без наличия на то оснований.

Кроме того, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В абзаце 7 пункта 7 Положения закреплено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).

Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о принятии администрацией Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на основании заключения межведомственной комиссией решения о признании спорного дома непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежим.

Помимо этого, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 № 1001-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кормщиковой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетней дочери частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 данного Кодекса, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 ЖК РФ оснований (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.07.2017 № 47-КГ17-7).

Статьей 8 Закон Республики Калмыкия от 03.11.2011 №» 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» установлено, что решение о признании или отказе в признании граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принимается органом местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления и предоставления всех необходимых документов. Копия решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю.

Между тем, из содержания представленного сторонами постановления Администрации Яшалтинского РМО РК ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> следует, что истцы малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилого помещения не признавались, Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. признаны нуждающимися в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма.

Вопреки пояснениям истцов, Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. малоимущими в установленном законом порядке признаны не были, материалы дела не подтверждают наличие у них данного статуса. Документов, подтверждающих наличие статуса малоимущих граждан, истцами в силу требований статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. в установленном законом порядке органом местного самоуправления малоимущими не признавались, а также то, что в жилое помещение, в котором находятся квартиры истцов, также не признано в установленном законном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим, а само по себе наличие заключения межведомственной комиссии являющегося основанием для принятия органом местного самоуправления решения, не является при отсутствии закрепленных в законе условий предоставления жилых помещений по договорам социального найма достаточным основанием для внеочередного обеспечения истцов и членов их семей другим жилым помещением по договору социального найма, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых истцов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пивоваровой <данные изъяты> (паспорт серия <данные изъяты>), Бадминовой <данные изъяты> (паспорт серии <данные изъяты>), Собкало <данные изъяты> (паспорт серия <данные изъяты>) к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты>) о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Лиджиев

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-174/2024

УИД: <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2024 г. село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Лиджиева М.А.,

при секретаре - Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пивоваровой <данные изъяты>, Бадминовой <данные изъяты>, Собкало <данные изъяты> к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. обратились в суд с указанным исковым заявлением к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту Администрация Яшалтинского РМО РК, Администрация) мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес> Пивоваровой Л.В. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> часть указанного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Бадминова М.А. является собственником квартиры <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., Собкало В.И. является собственником квартиры <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в указанном жилом доме. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> жилой дом признан не пригодным для проживания. Постановлением Администрации Яшалтинского РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ истцы поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 51 ЖК РФ. Однако, до настоящего времени орган местного самоуправления бездействует, истцы жильем не обеспечены. Согласно ответам администрации предоставление им жилых помещений будет обеспечено в порядке очередности постановки на учет. Вместе с тем, поскольку их единственное жилье признано непригодным для проживания, они полагают, что имеют право на получение жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят суд возложить обязанность на Администрацию Яшалтинского РМО РК предоставить каждой Пивоваровой Л.В., Бадминовой М.А., Собкало В.И. вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение в границах населенного пункта село Яшалта Республика Калмыкия общей площадью не менее нормы предоставления, установленного органом местного самоуправления.

Пивоварова Л.В., действующая в своих интересах и интересах Бадминовой М.А. по доверенности, Собкало В.И. просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Яшалтинского РМО РК по доверенности Шаринов А.А. просил в удовлетворении иска отказать, так как полагает, что истцы не имеют право на внеочередное предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку уполномоченным органом решение о признании Пивоваровой Л.В., Бадминовой М.А. и Собкало В.И. малоимущими не принималось. Кроме того, в <данные изъяты> истцам межведомственной комиссией рекомендовано произвести капитальный ремонт жилого дома, данные требования ими выполнены не были. Жилое помещение, пришло в непригодность по причине не проживания более 8 лет в указанном жилом доме собственников, отсутствие отопления в зимний период времени.

Суд, выслушав, лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого, иметь жилище (часть 1 статьи 40 Конституции РФ).

Положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений пунктов 3,4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Он обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, Пивоварова Л.В., Бадминова М.А. и Собкало В.И. являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>

Пивоваровой Л.В. (ранее <данные изъяты>) на праве собственности принадлежит <данные изъяты> часть жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (копия свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> <данные изъяты>; сведения ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

Бадминова М.А. на праве собственности принадлежит квартира с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (копия свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>; сведения ЕГРН от <данные изъяты> <данные изъяты>).

По сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Собкало В.И. является собственником квартиры <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>.м, расположенной по адресу: <адрес>

Иных сведений, свидетельствующих о наличии иного жилого помещения в собственности истцов, в материалах дела не имеется.

Исковое заявление истцы обосновывают тем, что поскольку они являются собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, у них возникло право в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 42 указанного Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям (Пункт 47 Положения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 52 ЖК РФ единственное жилое помещение, собственником которого является гражданин, должно быть признано в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции неподлежащим.

Согласно выводам заключения эксперта ООО «Экспертиза Калмыкии» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> степень повреждения жилого дома по адресу: <адрес> сильное, снижение несущей способности – 25-50 %, техническое состояние дома недопустимое. Техническое состояние строительных конструкций не соответствует требованиям действующего законодательства, возникает угроза причинения вреда жизни или здоровью проживающих в нем людей и третьих лиц. Жилой дом не пригоден для проживания, проведение ремонтных работ не целесообразно. Имеет процент физического износа 64%, который соответствует оценке здания как «ветхое»

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Заключения судебной экспертизы, проведенной экспертами ООО «Экспертиза Калмыкии» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сторонами не оспаривались, составлены экспертами, имеющим необходимую квалификацию и стаж работы, является полным, научно обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять заключению экспертиз у суда оснований не имеется.

При таких обстоятельствах, суд в данном случае не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы.

В силу требований части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> с учетом акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> межведомственной комиссией по результатам неоднократных обследований жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что фундамент жилого дома бетонный. Цоколь кирпичный, оштукатуренный. Наблюдаются трещины, следы увлажнения. Отмостка бетонная, местами имеет разрушения и трещины, местами отсутствует. Несущие наружные и внутренние стены жилого дома щитовые облицованные кирпичом. В некоторых квартирах наблюдается отслоение отпадение внутренней штукатурки стен, карнизов и перемычек, увлажнение стен. Намокание, плесень и грибок наблюдаются на большей части наружной поверхности стен. Пол дощатый по деревянным лагам по деревянным лагам, местами наблюдается просадка конструкций пола, в некоторых квартирах местами отсутствует. Перекрытия – деревянные утепленные. Местами имеют прогибы. Потолок выполнен из асбестовых листов. Обнаружены просветы и прогибы в отдельных местах, отставание и трещины листов. Кровля двухскатная из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке и деревянной стропильной системе. Имеются незначительные разрушения кровельного материала. Деревянные конструкции местами имеют прогибы. Заполнение оконных и деревянных проемов (двери и окна) жилого дома деревянные, частично ПВХ. Местами оконные проемы рассохлись, покоробились, часть приборов отсутствует. Состояние несущих конструкций здания в удовлетворительном состоянии.

На основании указанного акта межведомственная комиссия Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пришла к заключению, что жилой дом по адресу: <адрес> не пригоден для постоянного проживание, требует капитального ремонта (признать аварийным не представляется возможным, ввиду не исполнения жильцами дома рекомендаций и заключения межведомственной комиссии, согласно акта обследования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом выводов указанного заключения межведомственной комиссии Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. обратились в администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия с заявлениями о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма (Бадминова М.А. и Пивоварова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, Собкало В.И. ДД.ММ.ГГГГ л.д <данные изъяты>).

По результатам рассмотрения заявлений истцов постановлением первого заместителя главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Пивоварова Л.В., Бадминова М.А., Собкало В.И. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 1 статьи 51 ЖК РФ.

Из содержания указанного постановления следует, что основанием для признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма явилось их проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ).

Распоряжением администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> утверждены списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно которым Пивоварова Л.В., Бадминова М.А. и Собкало В.И. числятся в списке граждан, состоящих на очереди для получения жилья под номерами <данные изъяты> (Бадминова М.А.), <данные изъяты> (Пивоварова Л.В.), <данные изъяты> (Собкало В.И.) по дате подачи заявления о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ, а также в списке граждан, состоящих на внеочередной очереди получения жилья под номерами <данные изъяты> (Бадминова М.А.), <данные изъяты> (Пивоварова Л.В.), <данные изъяты> (Собкало В.И.) по дате подачи заявления о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что данные списки, утверждены распоряжением, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ, на момент вынесения которого у истцов не возникло правовых оснований для постановки на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку постановка на учет в соответствии с действующим жилищным законодательском носит заявительный характер, в тоже время заявление ими подано только в ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо документов, подтверждающих внесение изменений в указанное распоряжение органа местного самоуправления, материалы дела не содержат, сторонами суду не представлено.

Таким образом, включение истцов в указанные списки лиц, утвержденные вышеназванным распоряжением ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют дате подачи ими заявления и принятия уполномоченным органом решения о постановке истцов на учет, что вызывает сомнение в достоверности указанного списка и внесения указанных лиц в список путем его дополнения без наличия на то оснований.

Кроме того, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В абзаце 7 пункта 7 Положения закреплено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).

Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о принятии администрацией Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на основании заключения межведомственной комиссией решения о признании спорного дома непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежим.

Помимо этого, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 № 1001-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кормщиковой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетней дочери частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 данного Кодекса, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 ЖК РФ оснований (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.07.2017 № 47-КГ17-7).

Статьей 8 Закон Республики Калмыкия от 03.11.2011 №» 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» установлено, что решение о признании или отказе в признании граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принимается органом местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления и предоставления всех необходимых документов. Копия решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю.

Между тем, из содержания представленного сторонами постановления Администрации Яшалтинского РМО РК ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> следует, что истцы малоимущими, нуждающимися в предоставлении жилого помещения не признавались, Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. признаны нуждающимися в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма.

Вопреки пояснениям истцов, Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. малоимущими в установленном законом порядке признаны не были, материалы дела не подтверждают наличие у них данного статуса. Документов, подтверждающих наличие статуса малоимущих граждан, истцами в силу требований статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что Пивоварова Л.В., Бадминова М.В., Собкало В.И. в установленном законом порядке органом местного самоуправления малоимущими не признавались, а также то, что в жилое помещение, в котором находятся квартиры истцов, также не признано в установленном законном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим, а само по себе наличие заключения межведомственной комиссии являющегося основанием для принятия органом местного самоуправления решения, не является при отсутствии закрепленных в законе условий предоставления жилых помещений по договорам социального найма достаточным основанием для внеочередного обеспечения истцов и членов их семей другим жилым помещением по договору социального найма, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых истцов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пивоваровой <данные изъяты> (паспорт серия <данные изъяты>), Бадминовой <данные изъяты> (паспорт серии <данные изъяты>), Собкало <данные изъяты> (паспорт серия <данные изъяты>) к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты>) о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Лиджиев

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-174/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Собкало Валентина Ивановна
Пивоварова Лариса Владимировна
Бадминова Марина Алексеевна
Ответчики
Администрация Яшалтинского РМО РК
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Михаил Алексеевич
Дело на сайте суда
yashaltinsky.kalm.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
13.08.2024Производство по делу возобновлено
22.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее