Дело (№) г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2015 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В составе председательствующего : судьи Фурман Е.Ю.
при секретаре судебного заседания: Бессмертных М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайченко Р. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Зайченко Р.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указал, что (дата) договором найма служебного помещения (№) ему и супруге передано жилое помещение, расположенное в г.Комсомольске-на-Амуре, мкр. (адрес), (адрес), квартира №-(№), в котором он по настоящее время зарегистрирован и проживает. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. (№) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и Приказу Министерства обороны РФ № 2733 от 30.11.2011г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Муниципального образования городской округ «(адрес)» прекращено право оперативного управления ФГКУ «Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ на объекты недвижимого имущества, расположенные в военном городке мкр. Таежный. Указанное имущество подлежало передаче в собственность Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре. Однако, до настоящего времени недвижимые объекты, в том числе (адрес) мкр. (иные данные), в котором проживает истец, не передано в собственность города Комсомольска-на-Амуре, что нарушает его право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
Определением от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации (адрес).
В судебное заседание истец Зайченко Р.С. не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя истца- Семеновой В.Л.
Суд, с учетом мнения представителя истца Семеновой В.Л., в соответствии со статьей 167 пунктом 5 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца Зайченко Р.В.
Представитель истца Зайченко Р.С. - Семенова В.Л., действующая на основании доверенности от (дата) года, поддержала исковые требования истца, пояснив суду о том, что согласно договору найма (№) Зайченко Р.С. и его супруге было предоставлено жилое помещение по адресу: мкр(адрес), (адрес). В последствие брак был расторгнут, бывшая жена снялась с регистрационного учета из спорной квартиры, совместных детей нет. В настоящее время Зайченко Р.С. проживает по указанному адресу. Истец обращался в Министерство обороны РФ с заявлением на приватизацию занимаемого жилого помещения, и ему было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит. Однако, поскольку указанное жилое помещение не внесено в реестр как служебное, то имеет место договор социального найма жилого помещения, и в соответствии с законодательством подлежит приватизации. Ответчики не предоставили доказательств того, что это занимаемое истцом жилое помещение является служебным.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
В представленном отзыве представителя Министерства обороны РФ на исковое заявление указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), мкр.(адрес), (адрес) было предоставлено Зайченко Р.С. по договору найма служебного жилого помещения (№) от (дата) в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны РФ - работой в войсковой части (№) в должности (иные данные). Поскольку жилое помещение находилось в закрытом военном городке, его статус как служебного очевиден, в связи с чем, исключение его из специализированного жилого фонда должно производится в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, в связи с чем, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Доказательств о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, истцом не представлено, а потому оснований не относить квартиру, в которой истец зарегистрирован, к числу служебных, не имеется. Пропущен срок как для обжалования решения о предоставлении служебного помещения, так и договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата), что в свою очередь является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.
Представитель ответчика ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте слушания дела был извещен.В поступившем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В представленном отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку Зайченко Р.С. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата).было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), (адрес), в связи с работой в войсковой части 44284 в должности машиниста (кочегара) котельной. Согласно П. М. обороны Российской Федерации от 30.12.2011г. (№) жилой (адрес) (адрес), в (адрес) был передан в собственность муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», за исключением служебных и приватизированных квартир. Спорное жилое помещение не вошло в список имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, соответственно является служебным жилым помещением. Поскольку специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, истец имеет право временного пользования спорным жилым помещением только на период трудовых отношений Зайченко Р.С. с войсковой частью (№). Исключение военного городка в мкр(адрес) (адрес) из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ не говорит о том, что жилое помещение утратило статус служебного жилья. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа. Решение Министерства обороны Российской Федерации относительно исключения спорного жилого помещения из числа служебных не выносилось и, напротив, спорная квартира не включена в перечень передаваемого в муниципальную собственность жилья, соответственно, оснований не причислять квартиру, где проживает истец, к числу служебных, не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований Зайченко Р.С. отказать.
Представитель Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в судебном заседании участия не принимал. В представленном заявлении указал, что Муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» возражает против исковых требований к администрации города Комсомольска-на-Амуре, поскольку спорное жилое помещение не является муниципальным. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Муниципального образования городской округ « Город Комсомольск-на-Амуре».
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был уведомлен. В представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, в соответствии с пунктом 5 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, представителя третьих лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый имеет право иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Зайченко Р. С. в связи с его работой в войсковой части (№) в должности (иные данные), на основании договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата) было предоставлено жилое помещение – квартира, общей площадью (иные данные) кв.м, расположенное в мкр(адрес)., в которое он вселился, оформив регистрацию по месту жительства. В указанной квартире истец проживает до настоящего времени.
Согласно справке ЖЭУ № 2 филиала «Комсомольский» ОАО «Славянка» Зайченко Р.С. проживает в квартире, расположенной (адрес) на основании договора (№) от (дата) квартира значится ведомственная, Министерства обороны РФ.
На основании приказа Министра обороны РФ № 2733 от 30.12.2011года прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения «Комсомольская на Амуре квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ объектами недвижимого имущества, которое передано в собственность муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре»: в том числе жилой дом, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре, (адрес), за исключением квартиры № (№).
Распоряжением правительства Российской Федерации № 752-р от 01.06.2000 года утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, куда вошел военный городок (№) (адрес)-(адрес), расположенный в (адрес), т.е. на момент представления жилья Зайченко Р.С.., жилое помещение – (адрес) (адрес) в (адрес) располагалось на территории закрытого военного городка (№) (адрес) В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1330-р от 15 сентября 2009 года «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р», военный городок (№) расположенный по адресу (адрес) исключен из перечня закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих жилищный фонд.
При обращении Зайченко Р.С. в Министерство обороны Российской Федерации по вопросу передачи ему в порядке приватизации спорного жилого помещения, последнему было разъяснено, что поскольку квартира отнесена к служебным помещениям, приватизации спорная квартира не подлежит.
Согласно положениям статей 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 1, 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно статьи 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 указанного закона устанавливает запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации определено, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17,18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федераций, но и на связанные с ими другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 316-0 отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской; Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.
Статья 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Правовой нормой предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение- о приватизации.
Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" Жилищного кодекса РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.01.2006 года № 42, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 13 вышеназванных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявленным ему требованиям. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу ст.5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (п.41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14).
В соответствии с Положением «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденным Постановлением правительства РФ от (дата) № 1301, служебные жилые помещения должны быть зарегистрированы в органах государственной регистрации, как специализированный жилищный фонд.
Исходя из вышеприведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Поскольку действующими нормативными правовыми актами четко определен порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду, а ответчиками не представлено доказательств о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного, суд приходит к выводу о том, что Зайченко Р.С. занимает (адрес) (адрес) на условиях социального найма и в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести её в собственность в порядке.
При этом, судом учтено, что истец Зайченко Р.С. ранее не принимал участия в приватизации какого- либо жилого помещения, в собственности иного жилья не имеет, что подтверждается справкой Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Комсомольского на Амуре филиала от 14.01.2014года, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 11.11.2014года.
При таких обстоятельствах, требования истца Зайченко Р.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика Министерства обороны РФ об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку пропущен срок для обжалования решения о предоставлении специализированного жилого помещения, судом не принимаются во внимание, поскольку истцом такие требования не заявлялись, законность присвоения спорному жилому помещению у статуса служебного истцом не оспаривалось.
Поскольку до настоящего времени спорное жилое помещение в установленном порядке не передано в муниципальную собственность, в удовлетворении исковых требований Зайченко Р. С. к Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании права собственности на (адрес) (адрес) (адрес) следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░) ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░) ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░)
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.