Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 марта 2016 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Барейша И.В.,
с участием прокурора Родина М.О.
при секретаре Крупской Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева В. Н. к ФКУ ЛИУ-10, Министерству Финансов РФ, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев В.Н. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-10, Министерству Финансов РФ, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он имеет заболевание: артериальная гипертония. Для лечения указанного заболевания /дата/ он был направлен на обследование в ФКУ ЛИУ-10 <адрес>, где находился до /дата/.
В ФКУ ЛИУ-10 <адрес> он содержался в отделении терапии в палате <данные изъяты>
С /дата/ по /дата/ истец содержался в отделении терапии ФКУ ЛИУ-10 в условиях стационара, должен был получать лечебное питание. Согласно заключению кардиолога от /дата/ истцу рекомендована диета с ограничением животных жиров. В рационе питания в ФКУ ЛИУ-10 преобладает в повышенной для истца норме свиного мяса и жиров, что ему противопоказано. В результате этого он был вынужден ограничивать себя в питании.
Кроме того, Зайцев В.Н. ссылается на то, что на него не заводилась карта динамического наблюдения за больным артериальной гипертонией, врачей кардиологов в ЛИУ-10 нет, так же у ЛИУ-10 нет лицензии на осуществление медицинской помощи в части кардиологии. Находясь в ЛИУ-10 на протяжении с /дата/ по /дата/ истцу выдавались следующие препараты: клофелин, три раза в день, каждый день. /дата/ истец был на консультации врача-кардиолога в областной клинической больнице. Ему не была предоставлена карта динамического наблюдения, в силу ее отсутствия. В силу частого употребления клофелина, истец стал зависимым человеком, у него выработалась зависимость от употребления данного психотропного препарата.
Истец так же ссылается на то, что в процедурном кабинете ФКУ ЛИУ-10 установлена камера видеонаблюдения, что противоречит требованиям врачебной тайны. В связи с данными обстоятельствами истец был вынужден отказываться от уколов.
На основании вышеизложенного истец просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Истец Зайцев В.Н., его представитель в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФСИН России в судебном заседание просила отказать в удовлетворении требований иска в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебном заседание возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-10 в судебном заседание возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ФКУ МСЧ-54 ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г., никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Заключенным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место.
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый имеет право на медицинскую помощь.
В силу ст. 101 УИК РФ, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Порядком об организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и содержащимся под стражей, утвержденным Приказом Министерства Юстиции РФ № 190 от 17.10.2005 года, данный порядок регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, а также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.
По правилам ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Судом установлено, что приговором Дзержинского районного суда г. Новосибирска Зайцев В.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ на срок 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Установлено, что в период времени с /дата/ по /дата/ истец находился на обследовании и лечении в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по НСО. Истцу был установлен диагноз: <данные изъяты>. Дорсопатия: <данные изъяты>
Согласно справке ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по НСО, площадь терапевтического отделения ЛИУ-10 составляет 521 кв.м., в том числе, жилая площадь 213 кв.м., в отделении имеется 10 больничных палат, 40 спальных мест.
Здание лечебного корпуса терапии 1974 года постройки, 2 этажа. Режимные условия удовлетворительные. Общая площадь 1170,6 кв.м., жилая 875,5 кв.м. Жилая площадь на одного осужденного около 4 кв.м., наполнение корпуса 100%. Здание отапливается от собственной котельной, электроосвещение - скрытая проводка. Водопровод от городских сетей, канализация местная. Вентиляция - естественная (проветривание ежедневно). Наличие и количество туалетов в здании в соответствии с требованиями «Строительные нормы и правила СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 1 сентября 2009 г. № 390)».
Заключен договор с Городским центром дератизации на оказание услуг по дезинфекции, дератизации учреждения ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области, в соответствии с которым один раз в месяц производится обработка помещений, с составлением соответствующих актов.
Зайцев В.Н. находился в палате № учреждения, площадь палаты составляет 30,3 кв.м., в палате № 5 имеется 6 одноярусных кроватей и 6 спальных мест, фактически размещено 5 осужденных, жилая площадь на одного осужденного составляла 5,1 кв.м.
Питание в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по Новосибирской области организовано в соответствии с приказом Министерства Юстиции Российской Федерации № 125 от 02.08.2005 года «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Книга учета контроля за качеством приготовления пищи ведется согласно требованиям инструкции по организации питания осужденных на завтрак, обед и ужин. Выдача готовой пищи производится после снятия пробы медицинским работником и получением разрешения от ДИНУ с отметкой в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Снятие пробы пищи осуществляется медицинским работником на органолептические свойства 3 раза в сутки, о чем делается запись в соответствующем журнале. Пробы хранятся в холодильнике в течение 2 суток. Продукты питания поступают на склады учреждения централизованно в достаточном количестве и ассортименте согласно потребности. На складах учреждения имеется запас продуктов питания в необходимых объемах. Калорийность блюд соответствует нормативу и составляет в среднем 3000 ккал за сутки.
Доставка пищи осуществляется в термосах согласно распорядку дня. В обязательный ежедневный ассортимент входит: каши молочные, яйца, молоко и сливочное масло, мясо, рыба.
Истец получал питание по минимальной норме, жалоб на качество пищи от других осужденных не поступало.
Из представленной в суд медицинской документации Зайцева В.Н. следует, что 13.04.2015г. истцу проведена консультация офтальмолога. Диагноз: <данные изъяты>
/дата/ - обследование в отделении ультразвуковой диагностики ГКБ №: <данные изъяты>
/дата/ - консультация врача кардиолога ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница. Диагноз: <данные изъяты>
/дата/ - осмотрен врачом-неврологом. Диагноз: <данные изъяты>
/дата/ - осмотрен врачом-терапевтом. Диагноз: <данные изъяты>
Находясь на лечении и обследовании в ФКУ ЛИУ-10, Зайцев В.Н. получал питание в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 02.08.2005 года № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний».
В период оказания медицинской помощи в ФКУ ЛИУ-10 Зайцеву В.Н. оказывалось лечение, назначались лекарственные препараты в соответствие с приказом Минздрава России от 09.11.2012 года № 708н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при артериальной гипертензии (гипертонической болезни).
Приказом Министерства здравоохранения РФ №708Н от 09.11.2012 года «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни), определен перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз. Средняя суточная доза лекарственного препарата под наименованием «Клонидин» (клофелин) составляет 0,075 мг, средняя курсовая доза составляет 0,75 мг.
Из медицинской документации Зайцева В.Н. следует, что согласно листу назначения психотропных и сильнодействующих препаратов медицинской карты стационарного больного № Зайцеву В.Н. был назначен препарат «клофелин»:
с /дата/ - 1 раз в день дозировкой 0,00015 мг;
с /дата/ по /дата/ - 1 раз в день разовой дозой 0,00015 мг;
с /дата/ по /дата/ - 3 раза в день разовой дозой 0,00015 мг.
В медицинской карте стационарного больного № зафиксировано, чтоЗайцев В.Н. осматривался лечащим врачом каждые три дня, в том числе, и /дата/.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Таким образом, поскольку в указанный истцом период он является осужденным, в соответствии со ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в палате, в которой содержался осужденный Зайцев В.Н. не могла быть меньше, чем 3 кв.м.. при этом из представленных документов, жилая площадь на одного осужденного составляла 5,1 кв.м.
Учитывая изложенное, исходя из анализа представленных суду доказательств, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о том, что в оспариваемый истцом период палата, в которой он содержался, была переполнена, не нашел своего подтверждения.
Не находит своего подтверждения довод о том, что истцу давали повышенную дозу медицинского препарата - клофелин, так как из представленной медицинской документации следует, что средняя суточная доза лекарственного препарата под наименованием «Клонидин» (клофелин), назначенная Зайцеву В.Н., составляла не более 0,0045 мг., что не противоречит требованиям приказа /дата/ №н, регулирующего среднесуточные дозы и курсы принятия.
Кроме того, судом установлено, что штатным расписанием ФКУ МСЧ-54 ФСИН России не предусмотрена должность врача-кардиолога. Вместе с тем, Зайцеву В.Н. оказывались консультации врачом-кардиологом ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», были даны рекомендации по лечению.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от /дата/ № «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным артериальной гипертонией в РФ», карта динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией по учетной форме № предназначена для учета динамического наблюдения и оценки состояния здоровья больного с повышенным артериальным давлением в амбулаторном поликлиническом учреждении.
Карта динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией в отношении Зайцева В.Н. велась в его амбулаторной карте, которая находится по месту отбывания наказания осужденным.
Кроме того, суд находит не состоятельными доводы истца о том, что ему причинял моральные и нравственные переживания факт наличия в процедурном кабинете ФКУ ЛИУ-10 камеры видеонаблюдения.
В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от /дата/, надзор в колонии направлен на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что истец осужден к лишению свободы, содержится в учреждении уголовно-исполнительной системы, нахождение в процедурном кабинете ФКУ ЛИУ-10 камеры видеонаблюдения соответствуют целям обеспечения надзора за осужденными, а также безопасности сотрудников лечебно-исправительного учреждения.
В связи с изложенным, доводы истца о ненадлежащих условиях содержания в палате ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по НСО своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не были доказаны обстоятельства нарушения его прав в указанные им периоды содержания в ФКУ ЛИУ-10 г. Новосибирска и нарушение нормы площади на одного осужденного, как не доказано и нарушение требований закона в части оказания ему медицинского помощи, поскольку в суд представлены справки о соответствии палат необходимым нормам и правилам, также представлены медицинские документы, из которых следует, что Зайцеву В.Н. оказывалась вся необходимая медицинская помощь, жалоб со стороны Зайцева В.Н. не поступало. Согласно представленной суд медицинской справке, Зайцев В.Н. /дата/ выписан с положительной динамикой.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о взыскании компенсации морального вреда вследствие нарушения личных не имущественных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайцева В. Н. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения принятия с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий по делу (подпись)
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-364/16, которое хранится в Октябрьском районном суде города Новосибирска.
Судья